Урок по изобразительному искусству в 6 классе. Тема урока: «На морском дне». (Коллективная работа)


ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в начальной школе»
Тема: «Проектирование урока изобразительного искусства в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования»


Выполнена:
Коноваловой Галиной Геннадьевной,
учителем изобразительного искусства первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 ст. Урухской Георгиевского района
Ставропольского края
г.Ставрополь, 2013
Урок по изобразительному искусству в 6 классе.
Тема урока: «На морском дне».
(Коллективная работа)
Цель: Закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение творческой коллективной работы
Задачи: обучающие – углубить знания о размерах, анатомическом строении,
цветовой окраске животных, разнообразии жизненных форм на морском дне,
осуществлять связь с другими школьными предметами (литература, биология, технология);
развивающие – совершенствовать умения рисовать животных, учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных, дальнейшее развитие умений в использовании различных технических приемов в рисовании;
воспитывающие – воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру.
УУД (умение учиться)
Регулятивные: создает рисунок при помощи красок, используя свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.Познавательные: развитие фантазии.
Личностные: формирование навыков работы с красками, проявление своего собственного стиля, повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности своих одноклассников.
Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия с изображением рыб, обитателей морского дна, игрушки, сувениры, изделия, книги по теме,
магнитофон, компьютер, для учеников – акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры, гелевые ручки, альбомы, баночки, палитра, ножницы, клей.Зрительный ряд: слайды, фотографии, иллюстрации из книг, рисунки методического фонда
Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений
Эпиграф: Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший, небосклон.
Константин Бальмонт
План урока: I. Организация класса
II. Вступление III. Повторение (беседа о художниках-анималистах)
IV. Упражнение (графическое отгадывание загадок о животных)
V. Работа по теме урока (просмотр видеоряда)
VI. Практическая работа
VII. Итог урока
Ход урока
I.Организация класса Проверка принадлежностей и готовности к уроку
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
II.Вступление. Море – колыбель жизни на нашей планете. В море возникли первые организмы – бактерии, одноклеточные, затем и многоклеточные существа. Из моря, более 400 миллионов лет назад, животные начали осваивать cушу. Мы, люди, существа сухопутные, однако на давнюю связь с морем указывает наша кровь: она такая же соленая, как и морская вода. Не потому ли так манят людей моря и океаны, с их бескрайними сверкающими на солнце просторами и черными холодными безднами. Странная, давно чуждая нам среда обитания: в одних местах почти водная пустыня, в других – буйство красок и форм жизни. Большинство обитателей морей и океанов не похожи на существ сухопутных. Сегодня мы узнаем об особенностях и формах некоторых морских животных и выполним две коллективные работы «На морском дне» (представление команд и ответственных за выполнение работы).
III. Повторение: Беседа об анималистическом жанре.
- Как называют художников, изображающих животных?
- Давно ли человек стал рисовать животных?
- Где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?
IV. Упражнение (графическое отгадывание загадок)
А теперь отгадайте загадки о животных, при этом сделайте это графически.
Каждому ученику дается бумага с текстом, после прочтения ребята должны нарисовать отгадку карандашом или фломастером.
Мордочка усатая, Заворчал живой замок,
Шубка полосатая, Лег у двери поперек.
Часто умывается, Две медали на груди.
А с водой не знается. Лучше в дом не заходи!
(Кошка) (Собака)
Сама пестрая, Серовато, грубовато,
Ест зеленое, По полю рыщет,
Дает белое. Телят, ягнят ищет.
(Корова) (Волк)
Блещет в речке чистой У родителей и деток
Спинкой серебристой. Вся одежда из монеток.
(Рыбка) (Рыбка)
В воде – жива, На дне, где тихо и темно,
На суше – мертва. Лежит усатое бревно.
(Рыбка) (Сом)
Теремок ползет, Удивляется цветок:
На себе его везет «Что за новый лепесток?»
Хозяюшка богатая, рогатая. Кто так прячется?
(Улитка) (Бабочка)
Снизу камень, Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху камень, Сверху блюдо, снизу блюдо!
Четыре ноги Ходит чудо по дороге
Да одна голова. Голова торчит да ноги.
(Черепаха) (Черепаха)
(Собрать рисунки, отметить лучшие, показать).
V. Работа по теме урока (просмотр видеоряда)
- Ребята, художники-анималисты хорошо сами знают повадки, образ жизни,
внешний вид тех животных, которых изображают. Давайте и мы
познакомимся с некоторыми обитателями моря.

Сообщение ученика:
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение: змеевидные угри и мурены (слайд 1), плоские скаты и камбала (слайд 2), дисковидные – это рыба-луна (слайд 3), торпедообразные акулы и тунцы (слайд 4), шарообразные - кузовок, рыба-шар (слайд 5). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Еще более, невероятной, кажется, окраска рыб. Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящихся под прозрачной чешуей. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов (слайд 6).
Чаще всего окраска рыб имеет не сигнальный, а покровительственный характер. Очень искусно маскируются под цвет грунта донные рыбы. Один из самых умелых мастеров камуфляжа – обыкновенная камбала, которая с легкостью хамелеона подделывает свою окраску под камни, песок, ил (слайд 7). Иногда рыбы достигают такого совершенства, что имитируют окружающие предметы не только по цвету, но и по форме. Амазонская рыба-лист напоминает побуревший опавший лист дерева (слайд 8). Не уступает ей и морской конек-тряпичник, сливающийся с водорослями, в которых обитает (слайд 9). Таким же затейливым образом саргассовый морской клоун, покрытый длинными кожными выростами вроде нитей,
имитирующими стебли растений (слайд 10 – один из видов рыбы-клоуна).
Многие рыбы меняют цвет при испуге и после смерти. Такие удивительные
перемены происходят с яркой зелено-золотой корифеной. Прощаясь с жизнью она становится синей и чисто-белой, затем тусклой буровато-оливковой (слайд 11).
Учитель.
- А теперь еще раз посмотрите на рисунок обитателей коралловых рифов (слайд 12). Кроме красочных рыбок мы видим причудливой формы кораллы, губки, а также растения – водоросли.
- Выполняя коллективный рисунок «На морском дне», используйте формы рыб и других обитателей моря, с которыми вы познакомились.
VI. Практическая работа.
Регулятивные УУД: демонстрирует умение работать красками при создании своей авторской композиции, используя выразительные свойства художественных материалов.
Личностные УУД: демонстрирует способность составлять композицию, проявляя творческое воображение и фантазию; показывает свое отношение к учению и поведению в процессе учебной деятельности, соблюдает организованность, организованность и дисциплину на уроке.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников м отзывами о выполнении работы.
1. Распределение работы: первая пара рисует рыбок-бабочек и водоросли, вторая – ринекант и кораллы, третья – рыбок-клоунов и ракушки и т.д.
2. Раздать подготовленные рисунки (рыбки, кораллы, водоросли)
3. Напомнить последовательность выполнения рисунка (от простого к сложному) по таблице.
4. Использовать различные художественные материалы и различные техники рисования («по сухому» - наложение цвета, «по мокрому» - вливание одного цвета в другой и т.д.).
5. Техника безопасности при работе с ножницами:
- работать аккуратно, следить за положением пальцев;
- ножницами не размахивать, передавать осторожно, тупым концом
вперед;
- после работы положить ножницы на место (чехол, коробочка).
По мере выполнения рисунков помощники учителя собирают вырезанные заготовки и приклеивают их на большие листы с уже подготовленным фоном (ребята могут советовать, как лучше расположить заготовки).

VII. Итог урока. Выступление учеников-помощников учителя.
Рассказ о полученной работе:
Регулятивные УУД : оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, при необходимости вносит изменения в свой рисунок, что является центром (выделение главного), уравновешена ли композиция, применение ритмического повтора, показ движения, цветовое решение, аккуратность выполнения, чьи заготовки удачнее.
Уборка рабочих мест.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению м поведению в процессе учебной деятельности, соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно правилам работы на уроке и правилами обращения с художественными материалами, сформировано умение организовать свое рабочее место.