Программа внеурочной деятельности Растим патриотов


Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18» среднего (общего) образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического совета Директор Школы-интернат №18
Протокол № 1 от 01.09.2016 С.Л. Шумицкая «01» сентября 2016г.
Кружок
«Растим патриотов»
Программа внеурочной деятельности
для детей младшего школьного возраста
(срок реализации – 1 год)СОСТАВИТЕЛЬ:
Третьякова Е.В.
Воспитатель
1 квалификационной категории
Барабинск 2016
Пояснительная записка.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Другим важным моментом в духовно - нравственном воспитании является культура поведения ребенка. В четвёртом классе дети в большей степени, чем раньше ощущают потребность не просто в общении со своими сверстниками, но и потребность в личных дружеских контактах. Поэтому необходимо уделить на занятиях особое внимание этим вопросам, что позволит детям задуматься о том, что такое товарищество, дружба, какие качества ценятся в дружеских отношениях и помогают сохранить дружбу. Дети, обсуждая вместе с педагогом эти вопросы, научатся разбираться в поведении и поступках людей, размышлять и задумываться о мотивах их действий, чувствовать красоту добра, непримиримость к злу.
Доброжелательность, честность, правдивость, умение держать свое слово высоко ценятся детьми, именно в этом они видят проявление дружеских чувств, отношений.
Беседы по названным выше вопросам интересны детям, у них есть потребность в познании этой стороны жизни, потребность в приобретении соответствующих знаний.
Коллективное обсуждение важных для детей вопросов как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм, которым необходимо следовать. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обобщению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний «впрок» для новых впечатлений, что готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях с учетом более сложных ситуаций. Искусство, художественная литература оказывают сильное воздействие на разум и чувства ребенка, а опосредованно — и на его поведение.
Актуальность программы. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Отсюда вытекает цель данного направления: формирование личностных качеств, направленных на создание единого коллектива и способствующих воспитанию достойного гражданина своей Родины.
Задачи:
1.Познакомить с традициями русского народа и традициями народов, проживающих на территории нашей Родины; с героями, совершившими подвиги во имя своей страны.
2.Развивать у детей интерес к родному краю и родной стране;
3. Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.
4.Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
5.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах.
6.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
•        Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
•        Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
•        Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у  воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
•        Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и страны можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
•        Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений  подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
•        Стимулирование активности.
Программа "Растим патриотов" предусматривает, что в процессе освоения воспитанником ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.
Для достижения поставленных задач использованы следующие формы организации деятельности:
 -  игровая;
- познавательная;
 - конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
-круглые столы;
- просмотр видео фильмов;
-устные журналы.
Содержание изучаемого курса
Программа состоит из 3 блоков:
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Я и общество» 
 «Связь поколений» 
Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Игровая программа: «Праздник юного солдата», Утренник: «Салют победы», посвященный 9 мая, Устный журнал: «Путешествие по звездному небу», посвященный дню космонавтики.
«Растим патриотов и граждан России».
Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике.
 «Я и общество»
Права и обязанности школьника, взаимоотношения в классе,общение с окружающими, как быть аккуратным, правила вежливости и другие.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем, не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
 
 Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для воспитанников 4 класса, проводится один раз в неделю полный курс 34 часа.
№ п/п Содержание занятий Кол- во часов Теоретических Практических
1 Литературно-музыкальная композиция: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина» 3 2 1
2 Конкурс рисунков: «До чего ж ты Россия прекрасна » 2 1 1
3. Праздник урожая 2 1 1
4. Диспут: «Как быть трудолюбивым» 1 1
5. Ролевая игра: «Общение с окружающими» 1 1
6. Викторина: «4 ноября – День народного единства» 1 1
8. Праздник: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» 3 2 1
9. Просмотр видео фильма: «Вредные привычки» 2 1 1
10. Выставка: «Мастерская Деда Мороза» 3 1 2
11. Круглый стол: «Как быть аккуратным» 2 1 1
12. Конкурс мини сочинений: «Любить Родину – это…» 2 1 1
13. Игровая программа: «Праздник юного солдата» 3 2 1
14. Литературно-музыкальная композиция: «Это великое имя – Мама» 3 2 1
15. Ролевая игра: «Правила вежливости» 1 1
16. Устный журнал: «Путешествие по звездному небу» 2 1 1
17. Утренник: «Салют победы» 3 1 2
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- готовность и способность воспитанников к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников:
 Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
- Знать права и обязанности школьника;
- Понимать необходимость соблюдения правил;
- Уметь контролировать свои поступки и организации игру по правилам;
- Знать историю государственного флага и герба России, основные государственные праздники;
- Уметь рассказать некоторые праздники России; праздники области, района;
 Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .- Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
- Понимать различие хороших и плохих поступков;
- Уметь признавать собственные плохие поступки;
- Осуществлять что–то полезное для себя и своих родных .- Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
- Понимать значимость правильного поведения в обществе;
- Уметь сказать «нет»;
- Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
- Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
- Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
- Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.
Материально – техническое обеспечение программы
Помещения (актовый зал, спортивный зал, учебные кабинеты, библиотека)
Оборудование (декорации, костюмы)
Фото-видео-мультимедийная аппаратура
Программное обеспечение
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы предлагаются следующие  методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод  • просмотр фильмов, презентаций;• экскурсии в краеведческий музей ; наблюдения; • целевые прогулки; Словесный метод • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов; Практический метод • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • проведение конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация встреч с родителями, для родителей.
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
 1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
 2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ruЖиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
 3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
 4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.