ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности военно-патриотической направленности «Растим патриотов»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №17 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директорна заседании МС на заседании МО
____________ГБОУ СОШ №17 учителей
В.В. ЛарикПротокол №_____ Протокол №___
Приказ №_____/од«____»_______2014г. «____»_______2014г.
«____»_______2014г.___________А.Н. Маргаленко
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
военно-патриотической направленности
«Растим патриотов»
Авторская программа
преподавателя основ безопасности
жизнедеятельности
ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани
Никитина Сергея Эриксоновича2014 г.
Содержание.
Введение
I. Пояснительная записка.
II. Общая характеристика учебного курса.
1. Мы Россияне!
2. Этика и эстетика
3. Основы военной службы:
4. Огневая подготовка
5. Военная топография
6. Медицинская подготовка
7. Школа выживания.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
V. Содержание учебного курса.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своей школе. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к
родной стране, к ее истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству.
Д. Лихачев.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
военно-патриотической направленности
"Растим патриотов"
Введение
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Понятие патриотизма у всех вызывает довольно смешанные чувства и эмоции. Для одних – это очень важно, для других – ничего особенного, третьи – понятия не имеют, о чем идет речь. Но все же для многих очень важно быть самому патриотом, и так же воспитать своих детей. В недалеком прошлом произошла утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Часть из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Самое распространенная ассоциация о человеке-патриоте – это человек в форме, особенно в военной. Но для того, что бы быть патриотом не обязательно являться военнообязанным, носить форму, и слагать присягу на верность Родине. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его просто пробудить, суметь достучаться и поставить правильные жизненные приоритеты.
Важной неотъемлемой составляющей патриотизма является военно-патриотическое воспитание и в частности военно-патриотическое воспитание школьников.
В нашей стране, более 300 лет тому назад, зародилась, многие десятилетия отлаживалась и постоянно совершенствовалась система раннего воинского воспитания и обучения. Начало этому положил великий преобразователь России, Петр I.
В системе начального военного образования царской России, вплоть до апреля1917 года, широко применялись государственные учебные заведения, кадетские корпуса, возраст поступления в кадетский корпус и срок обучения менялись, но к началу ХХ века срок обучения был установлен пять лет, а на первый курс принимались 13- летние мальчики.
После победы Великой Октябрьской Социалистической революции для подготовки молодёжи к службе в РККА на кадровой основе, Совнарком в октябре 1922 года принял решение: "О создании специальных военных подготовительных школ". Такие школы были открыты в Москве, Петрограде, Баку, Фергане, Тбилиси и Харькове с разными сроками обучения, от 9 до 3 лет. В школы принимались мальчики и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, обучение проходило на полном государственном обеспечении.
В послевоенные 40-50 годы была создана сеть суворовских и нахимовских училищ на манер царских кадетских корпусов, в которых в основном учились дети погибших на войне и сироты. Позже с сокращением их численности основные военно-воспитательные функции перешли в общеобразовательные школы. В лихие 90 было не до военно-патриотического воспитания и не до воспитания вообще. Однако 2000-е годы определили необходимость ведения такой работы.
Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по защите своих рубежей и отстаиванию национальных интересов средствами и методами вооруженной борьбы. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны стало важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным делом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодежи, готовности к защите Отечества.
В этой связи становится все более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего решения всего комплекса проблем, накопившихся в деятельности по воспитанию патриотизма, обеспечению готовности молодежи к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества.
Реализация этой задачи невозможна без глубокого и серьезного осмысления всех тех вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективность патриотического и военно-патриотического воспитания. Особую роль в этом призвана сыграть педагогическая и военно-педагогическая наука. Школа постепенно становится основным военно-воспитующим звеном молодежи, именно в школах закладываются основы патриотизма в школьниках.
Формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой и продолжительной работы, проводимой в контексте всей многоплановой деятельности с подрастающим поколением. Роль и значение этой работы, как одного из видов социальной деятельности, осуществляемой в нашем обществе на протяжении длительного времени и в самом широком масштабе, в современных условиях еще более повышается. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов - социально-политических, духовных, военно-технических. Совокупность этих факторов, проявляющихся взаимосвязано, комплексно, предполагает не только дальнейшее осуществление деятельности, связанной с подготовкой молодежи к реализации функции защиты, но и необходимость оптимизации такой работы.
I. Пояснительная записка.
Основная образовательная программа классов военно-патриотической направленности ГБОУ СОШ №17 города Сызрани разработана в соответствии с:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей. Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной службы, муниципальной службы. Программа отвечает требованиям:
закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998, действующая редакция от 01.09.2013);
приказа Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г №96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»;
Постановления Правительства Самарской области от 26 сентября 2007 года № 201 «О концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области», Изменения к Постановлению правительства Самарской области от 06 августа 2009 г. № 370; от 24 августа 2012 г. № 387;
общевоинскими уставами ВС РФ;
Устава ГБОУ СОШ № 17 г. Сызрани;
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Учитываются также характерные особенности класса военно-патриотической направленности, в котором ведущей является учебная деятельность, а также дополнительные образовательные программы по основам военной службы, музыкальной, хореографической, физической подготовке обучающихся, программам эстетической направленности.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются единые особенности в темпах и направлениях развития детей, высокие индивидуальные особенности в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей подросткового возраста.
Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней образовательной школы знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с ФГОС ООО на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
II. Общая характеристика учебного курса.
Программа состоит из 7 блоков:
I. Мы Россияне!
II. Этика и эстетика
III. Основы военной службы:
IV. Огневая подготовка
V. Военная топография
VI. Медицинская подготовка
VII. Школа выживания.
I. Мы Россияне!
В первом блоке предлагается ознакомиться с устройством нашего государства, Российской Федерацией, политическими и экономическими составляющими государства. Основные законополагающие документы, порядок их принятия и применения. Национальный и количественный состав. населения. Географические особенности территории.
. Основные этапы становления и развития Российской армии, реформирование ВС на различных этапах Российской истории.
Основные события и даты в истории страны, связь развития ВС РФ и события Российской истории.
Государственные символы России. История. Традиции Великие имена в истории России.
Самарская область - наш родной край, знакомство с историей родного края.
Российское воинство и православие. Основные религии России. Связь православия и воинства, традиции. Что такое православный храм, правила его посещения.
Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Воспитательные задачи учебного блока — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
II. Этика и эстетика
Блок «Этика и эстетика» предназначен для изучения учащимися всех годов обучения, проблема этики актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Проблема духовности стоит очень остров в нашем обществе, и поэтому необходимо постоянно искать пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Эстетическое воспитание предполагает формирование умения чувствовать, оценивать и создавать прекрасное. Известно, что искусство обладает широким спектром воздействия на развитие человека. К восприятию духовного потенциала людей, а тем более детей, нужно специально готовить.
Главное в работе по данному блоку – три основных направления:
Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
На основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснить их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;
Системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в обществе в самых разнообразных ситуациях.
К концу изучения курса школьники должны:
усвоить основные понятия курса: этика, этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, такт, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность;
иметь чёткое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
знать, что в дружбе и любви нужно больше отдавать, чем брать; в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды, уважать в любом человеке человека;
уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;
соблюдать школьный этикет;
соблюдать правила поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах;
уметь одеваться в соответствии с событием;
уметь культурно вести себя в гостях, дарить подарки;
знать и иметь навыки приёма гостей дома;
стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
В классных коллективах взаимоотношения должны основываться на вежливости, терпимости, уважении.
III. Основы военной службы:
Прохождение тем блока должно обеспечить получение учащимися знаний, навыков и умений необходимых для подготовки к службе в Вооруженных силах РФ и Гражданской службы.
1). Знание возможных угроз национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса.
2). О государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3) Знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
4) Знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
5). Знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
6) Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Усвоение учащимися содержания:
основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;
нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры по противодействию терроризму.
IV. Огневая подготовка
Теория.
Изучение устройства образцов стрелкового оружия и принципа работы его частей и механизмов: пневматической винтовки, автомата «Калашникова», пистолета «Макарова», малокалиберной винтовки.
Изучение общих сведений из внутренней и внешней баллистики. Ознакомление с явлением рассеивания пуль и кучности стрельбы.
Меры безопасности и команды, подаваемые при выполнении практических стрельб.
Практика.
Овладение навыками обращения с оружием, подготовка оружия к стрельбам, правила заряжания и разряжения оружия, изготовка к стрельбе.
Разборка и сборка автомата «Калашникова».
Отработка правил прицеливания с использованием прицельного станка и без него.
Производство стрельбы, приемы стрельбы с упора и стоя без упора. Выполнение нормативов стрельбы из пневматической винтовки.
Участие в соревнованиях по стрельбе.
Практическая подготовка ручных учебных гранат к применению.
Овладение физическими упражнениями, повышающие результативность стрельбы
В результате прохождения программы по огневой подготовке учащиеся должны:
иметь понятие о принципах работы частей и механизмов изучаемого оружия;
иметь твердые навыки по безопасному обращению с оружием;
уметь правильно прицеливаться и производить результативную стрельбу.
Знать правила обращения с ручными гранатами и минами различного назначения.
Овладение первоначальными навыками метания ножей.
V. Военная топография
Подготовка учащихся ведется по следующим основным темам:
измерения и ориентирование на местности без карты,
движение по азимутам,
подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат
целеуказание и основные правила ведения рабочей карты и составление боевых графических документов.
Задачи и назначение топографии и ориентирования на местности.
Карта и компас. Виды карт и схем. Масштаб карты Чтение карт. Условные знаки.
Изображение рельефа местности на карте
Ознакомление учащихся с данными боевого устава Сухопутных войск, руководством по топографическим и картографическим
работам, учебники и пособия по военной топографии и топогеодезическому
обеспечению войск
VI. Медицинская подготовка
Сформировать представление о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
Привить твердые убеждения против факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
VII. Школа выживания.
Умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Занятия по программе курса внеурочной деятельности "Военно-патриотической направленности" ведутся, как правило, во внеурочное время. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русский язык и литература, история и обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, физической культуры)
Основными формами работы этого направления являются: теоретические классные занятия, тематические беседы , коллективные творческие дела, конкурсы и викторины
Реализация данной программы совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края; – формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;
развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
учить бережному отношению к общественному достоянию;
прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
прививать чувство любви к своему Отечеству;
развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
Предполагаемый результат: по окончании курса у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.
Учащиеся должны знать народные традиции края, страны.У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма
V. Тематический план
Раздел 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс Часов
на дисциплину
I. Мы Россияне!. 4 5 7 3 2 2 23
II. Этика и эстетика 3 1 1 1 1 1 8
III. Основы военной службы: 14 15 11 12 8 10 70
IV.Огневая подготовка 4 4 5 5 18
V. . Военная топография 3 3 2 1 4 4 17
VI. Медицинская
подготовка 7 7 4 5 4 3 30
VII. Школа выживания 3 3 5 8 10 9 38
итого 34 34 34 34 34 34 204
VI. Содержание учебного курса.
I. Общественно-государственная подготовка.
1. Наша Родина - Россия.
Наша страна - Россия. Что такое поколение. Роль различных поколений в истории нашей страны. Понятия «Родина» и «Отечество». Духовные традиции и их роль в жизни семьи и общества.
2. История Российской армии и военного искусства
3. Основные события и даты в истории страны.
4. Государственные символы России. История. Традиции
5. Великие имена в истории России.
6. Самарская область - наш родной край.
7. Российское воинство и православие.
8. Исторические основы православной культуры.
II. Этика и эстетика
1. Речевой этикет
2. Этика отношений к окружающим.
3. Этика отношений в коллективе.
4. Эстетическая грамматика
III. Основы военной службы:
. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества
.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации.
Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Отдельные рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.
4. Другие войска, их состав и предназначение.
Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России
1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.
Патриотизм—духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
2.Памяти поколений — дни воинской славы России.
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
3.Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Символы воинской чести
1.Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
4. Основы подготовки граждан к военной службе. Вводное занятие. Экскурсия в воинскую часть Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное, время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями правил безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.
5. Размещение и быт военнослужащих.
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.
Распределение служебного времени и повседневный порядок.
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
6. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
7. Организация караульной службы, обязанности часового.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
8. Тактическая подготовка.
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
IV.Огневая подготовка
Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире и на войсковом стрельбище.
. Материальная часть стрелкового оружия.
Назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата. Устройство патрона. Особенности устройства ручного пулемета.
Положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле (стрельбе).
Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата. Порядок хранения автомата.
Осмотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности автомата при стрельбе, способы их устранения.
Назначение, характеристика и общее устройство бинокля. Поле зрения, шкала и цена ее делений. Подготовка бинокля к работе. Порядок наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности. Уход за биноклем и его сбережение.
Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат. Устройство гранат и запалов к ним. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Подготовка ручных гранат к броску. Работа частей и механизмов гранаты.
Назначение и боевые свойства реактивных противотанковых и штурмовых гранат. Устройство и работа частей и механизмов. Меры безопасности при обращении с гранатами.
. Основы и правила стрельбы.
Явление выстрела, начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета пули. Образование траектории, и ее элементы. Прямой выстрел: прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, и их практическое значение. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на полет пули. Пробивное (убойное) действие пули.
Меткость стрельбы, выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу угла места цели, ветра и температуры воздуха, определение и учет поправок на них. Корректирование стрельбы.
Способы определения расстояний до цели. Определение расстояний при помощи угловых величин. Решение задач.
. Огневые (стрелковые) тренировки.
Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке.
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск курка, удержание автомата) из положения, лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в горах. Изготовки для стрельбы с колена, стоя, с коротких остановок и с ходу по наземным и воздушным целям.
Совершенствование знаний по устройству частей и механизмов автомата Калашникова. Устранение задержек и неисправностей в автомате Калашникова во время стрельбы.Совершенствование знаний и умений по обслуживанию и уходу за автоматом Калашникова.
Выработка навыков в однообразии прицеливания.
Разведка целей, определение дальностей и целеуказание различными способами. Определение установки прицела и точки прицеливания по высоте и боковому направлению. Решение огневых задач при стрельбе с места, с коротких остановок и с ходу с учетом поправок на угол места цели, ветер и температуру воздуха. Корректирование стрельбы.
Метание ручных гранат на дальность и меткость с места (из окопа).
Выполнение 2-го (3-го) начального упражнения стрельб (из автомата).
V. Военная топография
1. Топография и ориентирование.
2. Карта и компас. Понятие об азимуте.
3. План, карта. Понятие о масштабе. Изображение рельефа местности.
4. Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт.
5. Определение расстояний по карте и на местности.
6. Ориентирование на местности с компасом и картой.
7. Ориентирование по вспомогательным и местным признакам.
8. Оформление боевых и командирских карт.
VI. Медицинская подготовка
Первая помощь при неотложных состояниях
1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила
оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт,
основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская
помощь при инсульте.
2. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидностях ран. Последовательность оказания первой
медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
3. Основные правила оказания первой медицинской помощи
Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской
помощи.
4. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки
кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
.5. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы
переноски пострадавшего.
6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Основные правила
оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди,
травме живота
Черепно-мозговая травма, основные причины ее возникновения и возможные
последствия. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая
медицинская помощь при травме груди.
Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая
медицинская помощь при травме живота.
8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при
повреждении позвоночника, спины
Травма в области таза, причины ее возникновения, возможные последствия.
Первая медицинская помощь при травме в области таза.
Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и спины, возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах
позвоночника и спины.
9. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой
массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо рта в рот» или «изо рта нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции
легких.
10. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. Обмороки.
11. Укусы животных, змей и насекомых.
12. Профилактика травлений и первая помощь при них.
13. Транспортировка пострадавших, правила и способы.
14. Домашняя, походная и индивидуальная аптечки первой помощи.
VII. Школа выживания
1. Человек в условиях автономного существования.
1. 1. Добыча воды и пищи.
1.2. Добывание огня и пищи.
1.3. Устройство простейших жилищ и укрытий.
1.4. Выживание в средней полосе России.
1.5. Выживание в районах холодного климата.
1.6. Выживание в условиях тайги.
1.7 Выживание в пустыне и тропиках.
1.8. Выживание в море.
1.9. Выживание в горах.
1.10. Выживание на территории боевых
действий
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/пТема урока Тип урока Элементы содержания
или
основные
понятия
урока Виды
деятельности Формы
контроля Практические работы Оборудование
Дата
проведения
Раздел I. Мы Россияне
1 Наша Родина - Россия. Комбинированный Рабочая программа для 1 классов.
VIII. Ожидаемые результаты
Обучение по курсу внеурочной деятельности "Военно-патриотической направленности" и активное участие в его программе позволит обучаемым:
Повысить интерес к воинской, гражданской государственной службе;
Создаст условия для повышения интереса молодежи к занятиям спортом, изучению истории, духовной культуры народов России; малой родины Самарской области;
Сформировать ценностную и правильную мировоззренческую позицию значимости исполнения гражданского долга, отвечающую национально-государственным интересам России;
Воспитать всесторонне развитую, одухотворенную личность гражданина и патриота способного решать задачи строительства великой и обновленной России.
IX. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Занятия проводятся с использованием материальной базы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №17 города Сызрани.
Помещения:
для проведения досуговых мероприятий – (актовый зал, 250 кв.м.)
для проведения учебных занятий – (учебный кабинет ОБЖ, 33 кв.м.)
для проведения стрельбы из пневматического оружия- (малый спортивный зал , 34 кв. м ) .
для проведения занятий по ОФП –(спортивный зал, 280 кв.м.).
Склад для оборудования со стеллажами- (склад, 15 кв.м.)
Комната для хранения оружия (5кв.м)
7. Помещение для хранения методических материалов, документации и
плакатов - 8 кв.м.
№ п/пРазделы Кол-во
1. Оборудование: Флаг Российской Федерации. 2
Компьютер 2
Принтер 1
Сканер 1
Видеомагнитофон 1
DVD плеер 1
Телевизор 1
Точка доступа Internet 1
Костюм камуфляжный 21
Берет 12
Пневматическая винтовка 2
Цифровой фотоаппарат 1
Магнитофон 1
Плакаты комплект (по военно-патриотическому воспитанию) 24
Цифровая видеокамера 1
2. Оборудование для проведения занятий по начальной военной подготовке Противогазы 50
ОЗК 3
Автомат Калашникова (учебный) 2
3. Оборудование для проведения стрельбы из пневматической винтовки на группу Винтовка типа МР – 512 2
Винтовка типа МР – 532 -
Упор стрелковый 2
Пулеулавливатели6
Пистолет ИЖ – 53 1
4. Туристское снаряжение на группу (15 чел.): палатки 2-х местные 2
Рюкзаки 3
Спальники -
Котлы 2
Коврики 3
Аптечка 3
Фляжки 6
Топор 1
Ножовка 1
Тур. Веревка (12 мл) 1
Тур. веревка (10мл) 1
Тур. веревка (6мл) -
Страховочная система 2
Карабины 2
Каска 4
Репшнур 1 = 10 мм, длина 3 м-
Спусковое устройство («восьмёрка») -
Компас 6
Рукавицы (перчатки) брезентовые 3
Фонарь электрический с запасными элементами питания 1
5. Спортивное снаряжение на группу (15 чел) Секундомер 3
Гири 16кг 1
Военно-прикладная полоса (переносная) -
Рулетка 10м 1
Свисток 2
Мяч футбольный 3
Мяч волейбольный 3
Мяч резиновый -
Мат гимнастический 5
Перекладина 2
Брусья 1
Шведская стенка 1
Канат 1
Скамья гимнастическая 2
Скакалка 20
6. Другое оборудование Офицерская линейка 3
Курвиметр 2
офицерская сумка 3
армейский котелок 2
прибор РХР 1
Учебная граната 4
Саперная лопатка 2
Командирский ящик 1
Электронный тир 1