Программа по внеурочной деятельности Мастерица на I образовательную ступень

Программа
по внеурочной деятельности
на I образовательную ступень
Пояснительная записка
- программа основана (перечень документов);
- практическая значимость;
- задачи.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребёнка, его творческого потенциала.
Направленность программы кружка «Мастерица»:
Развитие творческих способностей детей;
Развитие креативного мышления;
Формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объёма художественно-творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшего накопления опыта.
Цель программы: помочь школьникам проявить себя в декоративно-творческой деятельности, воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудится.
Задачи:
Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимание, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию-результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
Овладение детьми элементарными обобщёнными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Общая характеристика курса
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребёнка. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка декоративно творческой деятельности аппликация, бумажная пластика, вышивка, вязание, плетение и др. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными и «бросовыми» материалами.
Место курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования: 7-12 лет.
Срок реализации: 4 года.
Всего в год 17 занятий (34 часа).
Итого: 136 часов.
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: развитие эстетического и художественного вкуса детей, совершенствование трудовых навыков и умений.
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном и районном уровнях.





Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Класс
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты



Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД


1
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика.
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
1.
Организовывать

свое

рабочее

место

под

руководством учителя.




2.
Осуществлять контроль в

форме
сличения
своей

работы

с

заданным

эталоном.







3.Вносить

необходимые

дополнения,

исправления
в

свою работу, если она

расходится

с
эталоном

(образцом).







4.
В
сотрудничестве
с

учителем



определять

последовательность




изучения



материала,

опираясь






на

иллюстративный


ряд

«маршрутного листа».





1.
Ориентироваться
в

учебниках



(система

обозначений, структура текста,

рубрики, словарь, содержание).

2.
Осуществлять
поиск

необходимой

информации
для

выполнения
учебных
заданий,

используя


справочные

материалы

учебника
(под

руководством учителя).


3.
Понимать
информацию,

представленную в виде текста,

рисунков, схем.




4.
Сравнивать
предметы,

объекты: находить общее и

различие.






5.


Группировать,

классифицировать
предметы,

объекты

на

основе

существенных
признаков,
по

заданным критериям.




1.
Соблюдать
простейшие

нормы
речевого
этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить.






2.
Вступать
в

диалог

(отвечать

на

вопросы,

задавать
вопросы,
уточнять

непонятное).






3.
Сотрудничать

с

товарищами при выполнении

заданий в паре: устанавливать

и
соблюдать
очерёдность

действий,

корректно

сообщать

товарищу

об

ошибках.







4.Участвовать



в

коллективном
обсуждении

учебной проблемы.




5.
Сотрудничать

со

сверстниками
и
взрослыми

для
реализации
проектной

деятельности







получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;


2
1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения.
Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.
2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.
3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.
6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведениям искусства.
7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищами, учителем.
1.


Самостоятельно

организовывать свое рабочее

место.








2.
Следовать
режиму

организации

учебной

и

внеучебной деятельности.


3.
Определять цель учебной

деятельности
с
помощью

учителя.








4.
Определять

план

выполнения

заданий


на

уроках,



внеурочной

деятельности,

жизненных

ситуациях под руководством

учителя.








5.
Следовать

при

выполнении


заданий

инструкциям
учителя

и

алгоритмам,

описывающем

стандартные


учебные

действия.







6.
Осуществлять само- и

взаимопроверку работ.




7.


Корректировать

выполнение задания.




8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
1.
Ориентироваться
в

учебниках



(система

обозначений, структура текста,

рубрики, словарь, содержание).

2.


Самостоятельно

осуществлять



поиск

необходимой

информации
для

выполнения учебных заданий в

справочниках,


словарях,

таблицах,
помещенных
в

учебниках.






3.
Ориентироваться в рисунках,

схемах,



таблицах,

представленных в учебниках.

4.
Подробно
и