Публикация практического занятия Вводный урок по модулю


Вводное занятие модуля «Как придумать загадку?»
Тема: Загадка
Цель:
активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, способствовать развитию внимательности, наблюдательности.
Ход урока.
I. Постановка учебной задачи.У. Ребята, любите ли вы загадки?
Д. …
У. А за что вы их любите?
Д. …
У. Однажды к одному очень хорошему и исполнительному солдату обратился офицер:
- Скажи мне, что это такое: имеет две подошвы и два каблука?
Солдат напряжённо думал 3 минуты.
- Не могу знать, - наконец произнёс он.
- Вот чудак, - усмехнулся офицер. - Это же одна пара ботинок.
Скажи, а что такое: четыре подошвы и четыре каблука?
Спустя 5 минут взмокший от напряжения солдат повторил:
-Не могу знать…
- Да это же две пары ботинок!!!! Ну, попробую задать тебе еще один вопрос. Что имеет шесть лапок, рога, в мае летает и жужжит? Если не ответишь, я не знаю, что с тобой сделаю!!!
Недолго думая, солдат выпалил:
- Три пары ботинок!
Этого солдата, конечно же, уволили из армии.
У. Как вы думаете, почему хорошего исполнительного солдата уволили из армии?
Д. В любой работе необходимо не только умение повторять, делать по аналогии, но и умение мыслить логически и ориентироваться в изменённой ситуации.
У. А что может помочь человеку развить логическое мышление и сообразительность?
Д. Загадки.
У. А вы умеете разгадывать загадки?
Д. …
У. Давайте сейчас каждый из вас это проверит. Я предложу вам несколько загадок. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Тот, кто наберет больше всего жетонов, будет признан самым сообразительным в нашем классе.
Итак, начали!
II. Игра.
1. Классические загадки. ( Презентация слайды 2-19)
У. Молодцы! Умеете разгадывать загадки. А попробуйте разгадать такие.
2. Загадки со словами.
а) волшебная цепочка (Слайды 20 – 23)
Превратите кошку в мышку
к о ш к а
м ы ш к а
А теперь – папу в маму!
па па
м а м а
б) слова играют в прятки (Слайды 24 – 31)
У. Знаете ли вы, что животные любят писать стихи? Только вот эти поэты очень скромные и подписи под своими стихами не ставят. Они прячут своё имя внутри строчек, между слов. Отгадайте, кто написал каждое из двустиший.
Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
Гуляю в роще, но к пруду
Через болото не пойду.
Притих камыш, мелькнула птица,
Всё спит, ничто не шевелится.
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Меня пронырой совы дразнят.
Нырять и плавать плохо разве?
Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.
в) анаграммы (Слайды 32 – 33)
По первым буквам разгаданных анаграмм сложите фамилию известного детского писателя.
ЯМКА – маяк
ФАРА – арфа
УДАР – руда
ЛАПША – шпала
СТАИ – аист
СТУК – куст
г) ребусы (Слайды 34 – 45)
-23241077470
крот
-232410173990
огород

-280035-132715
косы
-232410635
ярмарка
-232410-46990
аист
-1847852541
пальцы
-232410-3091
стрекоза
-232410-1270
тигр
-2324101905
рабочий
-1752603810
русский
-175260110490
ученик
-175260635
сапоги
3. Математические загадки (Слайды 46 – 51)
Однажды сторож после ночного дежурства сказал директору магазина, что ему сегодня приснился сон, будто на магазин будет нападение. Директор приказал на ночь усилить охрану. Той ночью действительно было нападение, но преступников легко поймали. После этого директор поблагодарил сторожа, а затем уволил его с работы. Почему? ( Ночной сторож не должен спать на посту)
У отца Марии  5 дочерей : Чача, Чече, Чичи, Чочо. Назовите имя пятой дочери. (Мария – это в условии задачи)
4. Загадки природы (слайды 52 – 60)
III. Рефлексия
У. Вот видите, сколько тайн и загадок в окружающем нас мире. Легко ли вам было решать предложенные загадки?
Д. …
У. А может вы сами хотите придумать загадку?
Д. ….
У. Попробуйте!
Д. ?????????
У. Почему не получается? В чем трудность?
Вывод. Чтобы придумать загадку, мы должны знать как это делается, а для этого составить план последовательных действий.
Вот этому мы и будем учиться на протяжении модуля «Как придумать загадку».IV. Итог.
У. Подведем итоги. Кто у нас сегодня стал самым сообразительным?
- Стоит сундук. Он наполнен доверху. В нём всё-всё есть! Чего там не хватает?
Ответ:  Места.
Так и сейчас много ещё можно и наверняка хотелось бы выполнить, но урок подошёл к концу.