РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» 7-9 классы (к учебнику Л.Э.Генденштейна)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика» 7-9 классы
(уровень преподавания: базовый, срок реализации программы -3 года)
Составитель: Сайгина Е.В.,
учитель физики
высшей квалификационной категории,
стаж работы 22 года
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
(общая концепция рабочей программы)
2.2. Перечень нормативных документов, на основании которых разработана данная рабочая программа:
2.3. Место и роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения
2.4. Место учебного предмета в учебном плане
2.5. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа.
2.6. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, учет требований к уровню подготовки обучающихся.
2.7. Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)
2.8. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
2.9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Учебная программа для 7-9 классов.
3.2. Планируемые результаты изучения программы (планируемый уровень подготовки выпускников на конец изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой ОУ, а также требованиями ГИА и ЕГЭ).
3.3. Требования к оценке лабораторных, контрольных работ, а также устных ответов обучающихся
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
4.1. Учебно-методическая литература:
4.2. Интернет-ресурсы:
4.3. Технические средства обучения
4.4. Наглядные пособия.
5. КАЛЕНДАРНО - И УЧЕБО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОДИН ГОД.
Приложение к рабочей программе.
В основе Рабочей программы по физике для основной общеобразовательной школы лежат основные идеи, положения и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 года) и федерального государственного (примерного) учебного плана.
Данная программа разработана с учётом Примерной программы основного общего образования, является обязательной составляющей образовательной программы, реализуемой МОБУ «СОШ №1 г.Соль-Илецка» Оренбургской области и является нормативно-управленческим документом ОУ, характеризующим систему организации образовательной деятельности учителя физики. Рабочая программа определяет объем, структуру, содержание учебного процесса по обучению физике в 7 классе и отражает специфику работы в МОБУ «СОШ №1 г.Соль-Илецка».
Цель рабочей программы по физике: планирование, организация и управление учебным процессом по обучению физике. В задачи рабочей программы по физике входят: определение содержания, определение объема,·определение порядка изучения физики, описание методических подходов с учетом особенностей учебного процесса МОБУ «СОШ №1» и контингента учащихся в текущем учебном году.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, за полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ);
информационную (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по физике);
методическую (определяет пути достижения учащимися предметных результатов освоения программы по физике, используемые методы, образовательные технологии);
      организационную (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);
       планирующую (регламентирует требования к ученику на всех этапах обучения в т.ч. требования независимой итоговой аттестации - ГИА).Программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ, средств компьютерной поддержки учебного процесса. Она содержит требования к результатам обучения, тематическое планирование курса физики основной школы и систему оценивания.
2.2.1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
2.2.2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Мин. Образования РФ от 5.03.2004)
2.2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.2.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312», от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
2.2.5. Приказ Министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»
2.2.6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
2.2.7. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2532.2.8. Устав МОБУ «СОШ №1 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
2.2.9. Образовательная программа МОБУ «СОШ №1 г.Соль-Илецка» Оренбургской области.
2.2.10. Положение МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Соль-Илецка» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
2.2.11. Учебный план МОБУ «СОШ №1 г.Соль-Илецка» Оренбургской области на учебный год.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.
Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану ОУ на изучение физики на ступени основного общего образования на базовом уровне отводится:
в 7-м классе 2 ч в неделю или 70 часов в год,
в 8-м классе отводится 2 ч в неделю или 70 часов в год,
в 9-м классе отводится 2 ч в неделю или 70 часов в год.
Итого 210 часов за 3-года.
Срок реализации рабочей учебной программы – три учебных года.
Настоящая программа составлена на основе авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы авторы составители Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский (авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. Программы и примерноетпоурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы.– М.: Мнемозина, 2011).
Разделы Примерной программы включены в авторскую программу без изменений. Для удобства пользователей в авторской программе раскрыты и конкретизированы некоторые ключевые понятия для того, чтобы представить логику их введения и дальнейшего развития в явном виде.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Для реализации программы используется:
2.7.1. Учебник Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. Физика. 7-9 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в Федеральный перечень учебников в раздел «Рекомендовано».
Данный учебник является первым в линии учебников физики для основной школы, созданных одним коллективом авторов.
Учебник двухуровневый: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Они были переработаны в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения: учащимся предлагаются творческие задания, направленные на обучение различным видам деятельности. Отличительной особенностью всех книг линии является большое количество цветных иллюстраций. 
2.7.2. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э. Генденштейна. Физика. 7 -9 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений.
Задачник содержит качественные, расчетные и экспериментальные задания, сгруппированные по темам, в соответствии с действующей программой по физике.    В каждый раздел включено достаточное количество задач трех уровней сложности. К расчетным задачам в конце книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения. 
2.7.3. Тематическое планирование уроков по физике по учебникам Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена.
2.7.4. Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский. Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7—9 классы.
2.7.5. Л. Э. Генденштейн и др.; под ред. Л. Э. Генденштейна. Физика. 7-9 класс. Методическое пособие для учителя.
2.7.6. Л. Э. Генденштейн, В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. Физика. 7-9 класс. Самостоятельные работы.
2.7.7. Л. Э. Генденштейн, В. А. Орлов. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 7-9 класс.
2.7.8. Л. Э. Генденштейн, Е. Н. Евлахова, Н. В. Бондаренко. Физика. 7-9 класс. Тематические контрольные работы.
Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.
Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности. Также авторской программой предусмотрена внеурочная деятельность по физике.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы (до 10 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
Итоговая (констатирующая) аттестация:
контрольные работы (45 минут);
устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:
КИМ составляются на основе кодификатора;
КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (7 ч)
Физические явления. Физика–наука о природе. Физические свойства тел. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Измерение длины. Время как характеристика физических процессов. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физичес- кая картина мира. Наука и техника. Физика и техника. Наблюдение и описание физических явлений. Участие в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывание предположения – гипотезы. Измерение расстояний и промежутков времени. Определение цены деления шкалы прибора. Участие в диспуте на темы «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир.
СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (4 ч)
Механическое движение. Описание механичес- кого движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени. Неравномерное движение. Средняя скорость. Явление инерции. Инертность тел. Масса. Масса–мера инертности. Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – век- торная величина. Единица силы – ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Равновесие тел. Момент силы. Условие равновесия рычага Центр тяжести тела. Условия равновесия тел Расчет пути и скорости тела при равномерном прямолинейном движении. Измерение скорости равномерного движения. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определение пути, пройденного за определенный промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути от времени при равномерном движении. Измерение массы тела и плотности вещества. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Экспериментальное определение равнодействующей двух сил. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Экспериментальное определение центра тяжести плоского тела.
Исследование условий равновесия рычага
Давление. Закон Архимеда и плавание тел (16 ч)
Давление. Атмосферное давление. Методы из- мерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел Обнаружение существования атмосферного давления. Объяснение причин плавания тел. Измерение силы Архимеда. Исследование условий плавания тел
Работа и энергия (17 ч)
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Закон сохранения механической энергии. Измерение работы силы. Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути. Измерение энергии упругой деформации пружины. Экспериментальное сравнение изменения потенциальной и кинетической энергии тела при его движении по наклонной плоскости. Применение закона сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерение мощности, КПД наклонной плоскости и других простых механизмов.
Подведение итогов учебного года (1 ч)
Резерв учебного времени (4 ч)
8 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (17 / 26 ч)
Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Превращения вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принцип работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.
Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин Наблюдение изменения внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Вычисление удельной теплоемкости вещества и количества теплоты при теплопередаче.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Исследование тепловых свойств парафина.
Наблюдение изменения внутренней энергии воды в результате испарения.
Вычисление количества теплоты при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычисление удельной теплоты парообразования вещества.
Измерение влажности воздуха по точке росы.
Обсуждение экологических последствий применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (30 / 46 ч)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Наблюдение явления электризации тел при соприкосновении. Объяснение явления электризации тел.
Исследование действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.
Сборка и испытание электрической
цепи.
Изготовление и испытание гальванического элемента.
Измерение силы тока в электрической цепи и напряжения на участке цепи.
Измерение электрического сопротивления.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.
Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.
Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных волн на живые организмы Измерение работы и мощности электрического тока.
Вычисление силы тока в цепи, работы и мощности электрического тока.
Объяснение явления нагревания проводников электрическим током. Изучение работы полупроводникового диода.
Выполнение правил безопасности при работе с источниками электрического тока.
Экспериментальное изучение явления магнитного взаимодействия тел. Изучение явления намагничивания вещества.
Исследование действия тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
Обнаружение действия магнитного поля на проводник с током.
Обнаружение магнитного взаимодействия токов.
Объяснение принципа действия электродвигателя.
Экспериментальное изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение работы генератора постоянного тока.
Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Экспериментальное изучение свойств электромагнитных волн
ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (18 / 28 ч)
Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.
Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света Экспериментальное изучение явления отражения света.
Исследование свойств изображения в зеркале.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображения с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света
Подведение итогов учебного года (1 ч)
Резерв учебного времени (4 ч)
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)
МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (11 / 18 ч)
Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.
Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Расчет пути и скорости тела при равномерном прямолинейном движении.
Измерение скорости равномерного движения. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Определение пути, пройденного за определенный промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути от времени при равномерном движении.
Расчет пути и скорости при равноускоренном прямолинейном движении тела.
Измерение ускорения свободного падения.
Определение пути и ускорения движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.
Измерение центростремительного ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И СИЛЫ (16 / 25 ч)
Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.
Масса. Масса-мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.
Методы измерения массы тел. Килограмм. Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина.
Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Измерение массы тела.
Вычисление ускорения тела, силы, действующей на тело, или массы тела на основе второго закона Ньютона.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Экспериментальное определение равнодействующей двух сил.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерение силы взаимодействия двух тел.
Измерение силы всемирного тяготения.
Экспериментальное определение центра тяжести плоского тела.
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (10 / 16 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Методы измерения работы и мощности.
Закон сохранения механической энергии. Применение закона сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.
Измерение работы силы.
Измерение энергии упругой деформации пружины.
Применение закона сохранения механической энергии
для расчета потенциальной и кинетической энергии тела.
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (9 / 13 ч)
Механические колебания.
Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний нитяного и пружинного маятников.
Механические волны. Виды механических волн. Основные характеристики волн. Связь между скоростью волны, длиной волны и частотой.
Звук. Распространение и отражение звука. Громкость, высота и тембр звука. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.
Исследование закономерностей колебаний груза на пружине.
Вычисление длины волны и скорости распространения звуковых волн.
АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО (9 / 13 ч)
Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Измерение элементарного электрического заряда.
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
Обсуждение проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 / 6 ч)
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение и эволюция Вселенной.
Наблюдение суточного вращения звездного неба и ознакомление с созвездиями.
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Подготовка к Государственной итоговой аттестации (5 / 9 ч)
Подведение итогов учебного года (1 ч)
Резерв учебного времени (5 / 4 ч)
В результате изучения физики ученик должен знать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:
расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
оценки безопасности радиационного фона.
Оценка письменных и контрольных работ обучающихся по физике осуществляется согласно нормам оценки знаний, умений и навыков обучающихся по физике.
 
3.3.1. Оценка устного ответа:
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
3.3.2. Оценка лабораторной работы:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка   «3»   ставится,   если работа выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной части таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
 3.3.3. Оценка контрольной работы:
Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
 3.3.4. Оценка контрольной работы из сборника тематических к/р авторов Л.Э.Генденштейна, Е.Н. Евлаховой, Н.Б.Бондаренко:
За правильное выполнение разных по ложности заданий учащийся получает следующее количество баллов:
Номер задания 1 2 3 4 5 6* 7* 8 9
1 2 3* 4* 1 2*
Количество баллов 1 1 1 1 1 2 2 0,5 0,5 1 1 1 2
В оценки по пятибалльной шкале полученные баллы можно переводить с помощью следующей таблицы:
Баллы Оценка
от 4 до 8 3
от 9 до 12 4
от 13 до 15 5
4.1.1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 2: Пособие для учителей / В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин и др.; Под ред. А.А. Покровского.- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.
4.1.2. Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. – М.: Просвещение, 1989.
4.1.3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: учеб. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
4.1.4. Дидактические материалы «Физика 7 класс» под редакцией А.Е.Марона – 6-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2008.
4.1.5. Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики/ Сост.: М.Ю. Демидова, В.А.Коровин. – М.: Мнемозина, 2003. – 229 с: ил.
4.1.6. Физика. 7 класс: диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты)/ авт.-сост. В.С.Лебединская. – Волгоград:Учитель,2009.-191 с.
4.1.7. Физика. 7 класс: контрольно-измерительные материалы/С.Б.Бобошина. –М.: Издательство «Экзамен», 2014. -94 с.
4.1.8. Физика. 7 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2014.- 192 с.
4.1.9. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. Универсальное издание.- М.: Издательство «Просвещение», 2006.-304 с.
4.1.10. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М. «Просвещение», 1977, 224 с.(Б-ка учителя физики).
Учительский портал http://www.uchportal.ruПортал готовых презентаций http://prezentaci.com/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ruЗавуч-инфо http://www.zavuch.info/Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экран
Интерактивная приставка МИМИО.
Раздаточный материал: карточки, тексты самостоятельных и контрольных работ
Схемы, таблицы, портреты.
Четверть Сроки Кол-во уроков Тема Кол-во часов Лабораторные работы Демонстрации Контрольные работы
1 01.09 – 01.11 16 Физика и физические методы изучения природы 7 3 2 0
Строение вещества 4 0 6 0
Движение и взаимодействие тел 5 3 4 0
2 09.11 – 29.12 14 Движение и взаимодействие тел 14 2 6 0
3 11.01 – 23.03 22 Движение и взаимодействие тел 3 0 1 0
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. 16 2 8 0
Работа и энергия. 3 0 2 0
4 02.04 – 31.05 16 Работа и энергия. 14 3 2 0
01.06-
07.06 1 Промежуточная аттестация по итогам учебного года 2 0 0 0
ИТОГО 70 13 31 0
Календарно - тематическое планирование для 7 класса (2 часа в неделю, 70 часов в год)

урока Дата Тема урока Дидактические единицы минимума содержания Требования к уровню
подготовки выпускников Домашнее задание
Тема: «Физика и физические методы изучения природы» (7 часов, Л.Р. – 3; К.Р. - 1)
1/1 Физика — наука о природе Физика – наука о природе.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.
Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Знать/понимать
Смысл понятий:
физическое явление, физический закон
Приводить примеры практического использования физических знаний:
О механических явлениях,
О тепловых явлениях,
Об Электрических и магнитных явлениях.
Об оптических явлениях У (Учебник) - § 1;
З (Задачник):
№1.15, 1.24, 1.26, 1.31.
2/2 Как физика изменяет мир и наше представление о нём Уметь:
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников
Её обработку и представление в разных формах У - §2
3/3 Наблюдения и опыты. Научный метод Уметь:
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников
Её обработку и представление в разных формах У: § 3;
З: № 2.7, 2.19, 2.20, 2.23.
4/4 Физические величины и их измерение
Л. Р. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». Знать физические величины и их единицы измерения. (путь, скорость, температура…);
сформировать первоначальные знания об измерении физических величин.
Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). У: §4; описание Л. Р. № 2 «Измерение
линейных размеров тел и площади поверхности».
5/5 Л.Р. №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности».
Уметь:
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин У: § 4; описание Л.Р. № 3 «Измере-
ние объёма жид-
кости и твёрдого тела»;
З: № 3.13, 3.29.
6/6 Л.Р. № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».
Уметь:
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин У: повторить §1-4; Т: просмотреть решения задач по
теме «Физика и физические методы изучения природы».
7/7 Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы».
К.Р.№1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» (на 20—25 мин). Иметь представление о роли физики как науки, о некоторых учёных. Тема: «Строение вещества» (4 ч; Л.Р. – 0; К.Р. - 1)
8/1 Атомы и молекулы Молекула. Атом. Строение вещества. Иметь представление о молекулярном строении вещества. У: § 5;
З: № 5.13, 5.19, 5.26.
9/2 Движение и взаимодействие молекул Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение
Диффузия.
Взаимодействие молекул.
Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул,
представление о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами.
Уметь объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами; объяснять примеры проявления диффузии. У: § 6;
З: № 5.16, 5.20, 5.28, 5.37.
10/3 Три состояния вещества Три состояния вещества. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
У: § 7;
З: № 6.10, 6.15, 6.20, 6.30;
Т: просмотреть решение задач по теме «Строение вещества».
11/4 Обобщающий урок по теме «Строение вещества».
К.Р.№2 по теме «Строение вещества»
(на 20—25 мин).
Молекула. Атом. Дискретное строение вещества. Диффузия. Силы взаимодействия между молекулами. Связь между температурой тела и скоростью движения молекул. Иметь представление о молекулярном строении вещества, модели газа, жидкости и твердого тела; о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами.
Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами. Уметь определять цену деления и пользоваться простейшим измерительным прибором (линейка), уметь рассчитывать размеры малых тел. Тема: «Движение и взаимодействие тел» (22 ч; Л.Р. – 5; К.Р. - 2)
12/1 Механическое движение Механическое движение.
Относительность движения. Траектория и путь.
Геоцентрическая и гелио-центрическая системы мира. Знать определения механического движения, пути, траектории.
Иметь представление о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира ДЗ. У: § 8;
З: № 8.20, 8.27, 8.32, 8.50.
13/2 Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Скорость относительного движения двух тел. Знать определение механического движения, понятия равномерного пути.
Уметь различать виды движения. У: § 9.
14/3 Графики прямолинейного равномерного движения Путь.
Скорость прямолинейного равномерного движения. Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: пути от времени. У: § 10; описание лабораторной работы № 4 «Измерение скорости движения тела».
15/4 Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела». Методы измерения пути и скорости Уметь работать с приборами: секундомер, линейка, метроном. У: § 10;
З: № 9.14, 9.25, 9.27, 9.49.
16/5 Неравномерное движение Механическое движение. Прямолинейное неравномерное движение. Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, пути.
Уметь различать виды движений. У: § 11;
З: № 10.7, 10.14, 10.18, 10.33;
Т: просмотреть
решения задач по теме «Механическое движение».
17/6 К.Р. №3 по теме «Механическое движение». Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Скорость. Взаимодействие тел. Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, пути; формулы для определения скорости движения тела и пройденного пути.
Уметь различать движения; решать задачи на определение скорости движения тела, пройденного пути, затраченного времени; осуществлять перевод единицы скорости в систему СИ 18/7 Закон инерции. Масса тела Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Знать понятие явления инерции; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; пользоваться рычажными весами; объяснять примеры из жизни. У: § 12;
З: № 12.15, 12.19, 12.22, 12.26, 12.48.
19/8 Плотность вещества Плотность. Знать определение плотности тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. У: § 13 (пп. 1—4);
З: № 13.17, 13.33.
20/9 Решение задач. Масса, плотность Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. У: § 13; описание л. р. № 5 «Измерение
массы тел»;
З: № 13.36, 13.53.
21/10 Л.Р. № 5 «Измерение массы тел». Масса. Измерение массы Знать определение массы тела, единицы измерения.
Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; измерять массу тела с помощью рычажных весов. У: § 13; описание л. р. № 6 «Измерение
плотности твёрдых тел и жидкостей»;
З: № 13.27, 13.40.
22/11 Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». Масса, объём, плотность. Измерение (вычисление) плотности вещества. Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения; определение массы тела, единицы измерения.
Уметь пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ; измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; осуществлять перевод единиц измерения; измерять массу тела с помощью рычажных весов. З: № 13.19, 13.37, 13.39, 13.58
23/12 Силы. Сила тяжести.
Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила тяготения. Всемирное тяготение Знать понятие силы, единицу измерения силы, явления тяготения, силы тяжести как частного случая проявления сил тяготения, закон Всемирного тяготения.
Уметь пользоваться динамометром для определения сил, применять формулу для решения задач; графически изображать силы. У: § 14;
З: № 15.5, 15.15, 15.16, 15.20.
24/13 Сила упругости. Вес Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила упругости. Вес. Состояние невесомости. Знать определение силы упругости, определение и формулу веса тела, закон Гука.
Уметь измерять и рассчитывать силу упругости, представлять результаты измерений в виде графика зависимости силы упругости от удлинения пружины; применять формулу для решения задач; определять вес тела с помощью динамометра; графически изображать вес тела, силу тяжести У: § 15;
З: № 16.11, 17.13, 17.16, 17.39.
25/14 Закон Гука. Равнодействующая Закон Гука. Равнодействующая Знать определение силы упругости, закон Гука; определение равнодействующей
Уметь рассчитывать равнодействующую сил, графически её изображать У: § 16 (пп. 1—2);
З: № 16.12, 16.24, 16.26, 16.38.
26/15 Решение задач. Сила тяжести. Вес. Сила упругости. Закон Гука. Равнодействующая Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы тяжести, веса тела, силы упругости (Закон Гука), равнодействующей; объяснять примеры проявления сил; работать с приборами. У: § 16; описание л. р. № 7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела»; З: № 16.23, 16.34.
27/16 Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». Силы в природе. Сила. Измерение силы. Уметь пользоваться динамометром, градуировать шкалу динамометра. З: № 16.18, 16.28, 16.29, 16.39.
28/17 Сила трения скольжения
Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Знать определение силы трения, причины силы трения, трения скольжения.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. У: § 17 (п. 1);
З: № 18.13, 18.38, 18.39, 18.56.
29/18 Сила трения покоя и качения Сила трения. Сила трения покоя и качения Знать определение силы трения, причины силы трения, понятия трение качения, трения покоя.
Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения. У: § 17 (пп. 2—5);
З: № 18.17, 18.35, 18.41, 18.53.
30/19 Решение задач.
Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения. Сила трения покоя и качения Знать основные понятия, определения, формулы по теме.
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. У: § 17; описание л. р. № 8 «Измерение
коэффициента трения скольжения»;
З: № 18.42, 18.43.
31/20 Л.Р. №8 «Измерение коэффициента трения скольжения». Сила трения. Виды сил трения. Коэффициент трения.
Уметь определять коэффициента трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления. З: № 18.15, 18.37, 18.42, 18.57.
32/21 Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». Силы в природе. Сила. Измерение силы. Сила тяжести, сила упругости, сила трения. Вес тела. Закон Гука, закон Всемирного тяготения. Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. У: повт. § 12—17;
Т: просмотреть решения задач по
теме «Взаимодействие тел».
33/22 К.Р. №4 по теме «Взаимодействие тел». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 18 -32.
Тема: «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел» (16 ч; Л.Р. – 2; К.Р. - 1)
34/1 Давление твёрдых тел Давление. Единицы давления.
Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры.
Уметь применять полученные знания для решения задач и объяснения жизненных примеров. У: § 18; З: № 20.15, 20.28, 20.31, 20.46
35/2 Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля,
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения молекулярно – кинетической теории. пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. У: § 19; З: № 21.1, 21.4, 21.12, 21.32.
36/3 Зависимость давления жидкости от глубины Давление жидкости Знать формулу для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения молекулярно – кинетической теории; пользоваться формулой для вычисления давления жидкости в зависимости от глубины при решении задач; объяснять природные явления, примеры из жизни. У: § 20 (п. 1);
З: № 21.14, 21.24, 21.36, 21.65
37/4 Решение задач.
Давление. Единицы давления.
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Знать формулу для вычисления давления твёрдых тел, давления жидкости в зависимости от глубины; формулировку закона Паскаля.
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения молекулярно – кинетической теории; использовать формулы и законы при решении задач; с их помощью объяснять природные явления, примеры из жизни. У: § 18—20;
З: № 21.20, 21.38, 21.40, 21.70.
38/5 Закон сообщающихся сосудов
Сообщающиеся сосуды. Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла…) У: § 20 (пп. 2—6);
З: № 21.11, 21.21, 21.46, 21.67.
39/6 Решение задач.

Давление. Единицы давления.
Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Сообщающиеся сосуды. Знать формулу для вычисления давления твёрдых тел, давления жидкости в зависимости от глубины и уметь их использовать при решении задач; формулировку закона Паскаля; определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей.
Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения молекулярно – кинетической теории. с помощью закона Паскаля объяснять природные явления, примеры из жизни; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла…) У: § 20; З: 21.27, 21.37, 21.47, 21.68.
40/7 Атмосферное давление
Давление. Атмосферное давление. Барометры. Знать, что воздух имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. способы измерения атмосферного давления,
Уметь вычислять вес воздуха в помещении; объяснять опыт Торричелли; переводить единицы давления. У: § 21;
З: № 22.12, 22.30, 22.33, 22.46.
41/8 Выталкивающая сила. Закон Архимеда Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, уметь вычислять по формуле. У: § 22;
З: № 23.14, 23.25, 23.34, 23.50.
42/9 Решение задач.
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.
Уметь вычислять выталкивающую силу по формуле. У: § 22;
З: № 23.17, 23.37, 23.38, 23.60.
43/10 Плавание тел
Условия плавания тел. Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. У:§23(п.1);З:№23.18 23.29, 23.39, 23.58.
44/11 Решение задач.
Условия плавания тел. Знать условия плавания однородных тел.
Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. У: §23(п.1);
З: №23.3523.36, 23.42, 23.57.
45/12 Воздухоплавание. Плавание судов
Воздухоплавание. Плавание судов Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухоплавание через знание основных понятий – водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъёмность… У: § 23 (пп. 2—4); описание л. р. № 9
«Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание»;
З: № 23.61,23.68.
46/13 Л.Р. № 9
«Закон Архимеда
и гидростатическое взвешивание».
Закон Архимеда Уметь измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; вычислять значение выталкивающей – Архимедовой - силы. У: § 23; описание л. р. № 10 «Условия
плавания тел в жидкости»;
З: № 23.23, 23.32.
47/14 Л.Р.№ 10 «Условия плавания тел в жидкости». Условия плавания тел. Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.
Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и её результатах. З: № 23.40, 23.69.
48/15 Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».
Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме.
У: повторить
§ 18—23;
Т: просмотреть решение задач по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел».
49/16 К.Р. №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 34 - 48
Тема: «Работа и энергия» (17 ч; Л.Р. – 3; К.Р. - 1)
50/1 Простые механизмы
Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Знать простые механизмы, их виды, назначение.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. У: § 24 (пп. 1—3);
З: № 25.6, 25.7, 25.8, 25.34.
51/2 «Золотое правило» механики
«Золотое правило» механики. Знать «Золотое правило механики».
Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; условия равновесия рычага У: § 24 (пп. 4—7);
З: № 25.25, 25.35, 25.36, 25.37.
52/3 Рычаг

Простые механизмы. Рычаг
Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага У: § 25;
З: № 25.10, 25.30, 25.32, 25.44.
53/4 Решение задач.
Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. «Золотое правило» механики. Знать определение рычага, плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага.
Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. У: повт. § 24—25; описание л. р. № 11 «Изучение условия равновесия рычага»;
З: № 25.14, 25.27.
54/5 Л.Р. №11 «Изучение условия равновесия рычага». Измерение расстояний. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага. З: № 25.31, 25.41, 25.45, 25.47.
55/6 Механическая работа
Работа. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.
Уметь применять формулу к решению задач У: § 26 (пп. 1, 3);
З: № 26.10, 26.23, 26.29, 26.45.
56/7 Мощность
Мощность. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.
Уметь применять формулу к решению задач. У: § 26 (п. 2);
З: № 26.15, 26.32, 26.35, 26.50.
57/8 Коэффициент полезного действия механизмов КПД простых механизмов Знать определение, формулу, единицы измерения КПД,
Уметь применять теорию к решению задач. У: § 27 (пп. 1—2);
З: № 27.11, 27.18, 27.20, 27.28.
58/9 Решение задач.
КПД простых механизмов. Знать определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.
Уметь рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости. У: § 27;
описание л. р. № 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела»;
З: № 27.12, 27.14.
59/10 Л.Р. № 12 «Нахождение
центра тяжести плоского тела». Центр тяжести тела. Уметь работать с лабораторным оборудованием. З: № 27.13, 27.21, 27.22, 27.31.
60/11 Механическая энергия
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Знать понятия энергия (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единицу измерения.
Уметь решать задачи с применением изученных формул; объяснять преобразования энергии на примерах. У: § 28 (пп. 1—2);
З: № 28.14, 28.15, 28.19, 28.30.
61/12 Закон сохранения механической энергии Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии. Знать понятия - энергия (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку Закона сохранения и превращения энергии.
Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять преобразования энергии на примерах. У: § 28 (пп. 3—4);
З: № 28.20, 28.21, 28.26, 28.39.
62/13 Решение задач.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии. Знать понятия- энергия (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единицу измерения, формулировку Закона сохранения и превращения энергии.
Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять преобразования энергии на примерах. У: § 28 (пп. 1—4); описание л. р. № 13
«Определение КПД наклонной плоскости»;
З: № 28.36, 28.42.
63/14 Л.Р. № 13 «Определение
КПД наклонной плоскости». Простые механизмы. Измерение расстояний. КПД механизмов. Знать определение, формулу, единицы измерения КПД,
Уметь применять теорию к решению задач; экспериментально определять КПД наклонной плоскости. З: № 28.18, 28.25, 28.34, 28.43.
64/15 Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». Работа. Мощность. Простые механизмы. Измерение расстояний. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы, мощности, энергии.
Уметь применять формулы к решению задач; применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. У: повт. § 24—28;
Т: просмотреть решение задач по
теме «Работа и энергия».
65/16 К.Р. №6 по теме «Работа и энергия». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50 – 64.
66/17 От великого заблуждения к великому открытию Урок-повторение курса физики
«Наши предки и физика» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 - 65.
У: § 28 (п. 5).
Подготовка к промежуточной аттестации 4 ч.
67/1 Повторение темы: «Строение вещества» Элементы содержания всего курса физики 7 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 - 65.
КИМы для 7 класса
68/2 Повторение темы: «Движение и взаимодействие тел» 69/3 Повторение темы: «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел» 70/4 Повторение темы: «Работа и энергия»