Открытый урок по математике на тему Периметр квадрата и прямоугольника


Тема урока: «Периметр квадрата и прямоугольника».
Цели и урока:
Познакомить с правилом, по которому можно вычислить периметр квадрата и прямоугольника.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи
Уточнить и обобщить знания по изученной теме
Развивать логическое мышление
Оборудование: таблица вычисления периметра, геометрические фигуры для вычисления периметра, карточки
Ход урока
I.Организационный момент( психологический настрой )
II.Работа над новым.
1.Сообщение темы и цели урока.
-О чём мы сегодня будем говорить вы узнаете, отгадав загадки.
1.Точки две поставь в тетрадь,
Чтоб потом нарисовать
Между ними под линеечку прямую.
И окажется, мой друг,
Что Отрезок вышел тут.
2.Кусок проволоки возьми
И его ты перегни.
Хочешь раз, а хочешь – два. Что же получилось?
Не прямая, не кривая – Ломаная линия.
3.Три вершинки, три угла,
Три сторонки – вот и Треугольник я!
4.Под линейку я рисую Очень ровную, простуюВсем заметную черту.Как фигуру назову?Не спеши, а рассуждайИ ответ скорее дай. (Линия).
5.Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность - Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).6.Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что …. (квадрат)7.Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат… (прямоугольник).Сегодня мы с вами будем говорить о геометрических фигурах. и находить их периметр. Но вот случилась такая беда,что квадрат и прямоугольник поссорились, кто лучше?Давайте им поможем и устроим игру. 1 команда у нас будет называться « квадрат», а 2 команда «прямоугольник»
1.Устный счёт «Логическая разминка»
1 команда (квадраты)
Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник).
Сколько будет, если к 5 прибавить 0? (5)
Сколько сантиметров в 1 дм? (10 см)
Что больше 1 дм или 1 м?
Сколько углов у круга?
Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?
Сколько сантиметров в 1 метре?
2 команда (прямоугольники)
На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)
Как называется фигура, у которой 4 угла?
Сколько будет, если из 10 вычесть 0?
Сколько дм в 1 метре?
Если петух стоит на двух ногах, то весит 4 килограмма. Сколько будет весить петух, стоя на 1 ноге? (4 кг).
6.Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола? (5)
7.Что больше 1 см или 1 м?
-Молодцы! А теперь поиграем в игру «Угадай фигуру»
(работа по учебнику № 1 стр.71)
2. Работа в тетрадях.
3.Чистописание : 1 12 19 91 ( 01/12/1991 1декабря 1991г. Н.А.Назарбаев стал первым Президентом суверенного Казахстана. Слово президент в переводе с латинского, означает “сидящий впереди”! И уже 24 года Назарбаев является первым Президентом нашего государства, благодаря этому растёт благосостояние нашей страны, строятся спортивные комплексы, детские сады, школы, развлекательные центры, оздоровительные комплексы.)3.Математический диктант.
1 команда 3+3+3+3 2 команда 4+2+4+2
5+5+ 5+5 5+3+5+3
4+4+4+4 5+4+5+4
Проверим ответы.
-Скажите, что вы заметили?(одинаковые слагаемые и по два одинаковых числа)
4. Метод «Идеальный опрос»
-Давайте сначала вспомним, у какой фигуры стороны одинаковые?
- Что такое периметр?
Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.
- А как вычислить сумму (надо сложить числа)?
На доске изображены фигуры ( четырехугольники).
-Дайте название данной фигуре ( прямоугольник и квадрат)
Как можно вычислить периметр : сложить все стороны.
5.Работа с учебником. Работа с правилом № 3
- На какие две группы можно? (Квадраты и прямоугольники). Почему? (У квадрата стороны равны, у прямоугольника разные. Можно замерить).четырехугольники


а
а

b

прямоугольники

квадрат прямоугольник

все стороны равны длина - ширина
(равны противоположные)
Вывод: У квадрата все стороны равны.Формула нахождения периметра квадрата Р = а+a+a+a
-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)
 -Почему? (Противоположные стороны равны)
-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)
-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.
Формула нахождения периметра прямоугольника Р = а+в+a+в
6.Задание № 2 -вычислить периметр фигур
7.Физкультминутка .8. Закрепление материала.
9.Работа по учебнику № 4 – решить задачи на нахождение периметра
Длина- 5 м Р = а+в+а+вШирина- 4 м Р = 5+4+5+4=18 (м)
Р-? м
10. Задание № 5 (а ) - самостоятельная работа
11. Прием « Научная лаборатория»
Работа в парах – найти периметр фигур (Дается задание в карточки )Начертите квадрат со стороной а, если а = 3см (1 вариант ), 4см (2 вариант)
Дети чертят, проверяют друг у друга.
Найдите периметр этих квадратов.
Проверка у доски. Запишите выражения, которые у вас получились.
1 ряд: Р = 3+3+3+3 = 12
2 ряд: Р = 4+4+4+4 = 16
III. Рефлексия . Тест- игра « Да – нет»
1Периметр –это сумма всех сторон.
2.Сторона квадрата равна 1 см. Будет ли периметр равен 5 см.
3.У прямоугольника противоположные стороны равны.
4. У квадрата четыре прямых угла.
5. У прямоугольника все углы острые.
IV. Домашнее задание № 6 стр. 73 (вычислить периметр комнаты своей)
V.Подведение итогов
VI.Стратегия «Светофор»
Напишите на стикерах свое имя и прикрепите к цвету светофора
Красный цвет- плохо понятен изученный материал
Желтый цвет понятен, но еще есть над чем поработать
Зеленый цвет- отлично все понял

Руководитель МО _______ Молдабаева А.К.