Технологическая карта урока математики по теме Величины. Длина (1 класс)

Технологическая карта урока математики в 1 классе
Шаныгина Елена Вячеславовна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4

Тема
Величины. Длина

Цели
Знакомство с понятиями «величина», «измерение величины», «единица измерения (мерка)»
Создание условий для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД

Задачи
сформировать представление о величинах и их измерении (на примере понятия длины);
выявить зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки;
познакомить с единицами измерения длины и с эталоном  сантиметром;
организовать деятельность обучающихся по поиску решения проблемы, по выполнению заданий на анализ, классификацию, моделирование;
обучать постановке учебной задачи;
вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность;
организовать учебное сотрудничество обучающихся

Основные понятия
 Величина, измерение величины, единица измерения (мерка)

Ресурсы

Наборы карточек для работы в парах, группах.
Компьютер, проектор, интерактивная доска

Используемые технологии
Системно-деятельностный подход

Дидактическая структура урока (этапы урока)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты




Предметные
УУД


Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности


Проверяет готовность рабочего места, создает эмоциональный настрой на урок. Читает стихотворение.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке!
Я вам желаю быть внимательными и активными
Проверяют готовность рабочего места: наличие тетради, письменных принадлежностей
Настраиваются на урок

Личностные:
мотивация на положительное отношение к процессу познания


Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Предлагает задание на классификацию фигур.
На экране круги, треугольники, отрезки
Посмотрите на доску, разделите фигуры на группы по каким- либо свойствам.
Какие еще свойства предметов знаете?
Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «>», «<»,«=»?
Чтобы узнать, как называются такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью данных знаков расставьте числа в порядке убывания.
Организует групповую работу по решению примеров и составлению из ответов слова «величина»
Организует работу со схемой
Величины

Длина Масса Объем

Какова же тема нашего урока?
У каждого из вас на парте набор из трёх разноцветных полосок.
Выберите величину, по которой будем сравнивать полоски. (Длина.)
Уточните тему урока
Как правильно сравнить полоски?
Организует работу в парах по сравнению полосок.
К какому выводу вы пришли?
(Длина  это величина, так как длины можно сравнивать)

Делят фигуры на группы по цвету, форме, размеру. Объясняют свой выбор.
Анализируя предположения, приходят к выводу: с помощью данных знаков можно сравнить предметы по длине, их массе, объёму.

Решают примеры в группах и узнают новое понятие


Пытаются сформулировать и уточнить тему урока.
В парах сравнивают полоски наложением, совместив концы полосок, результат фиксируют на листочке.
В ходе практической работы выясняют, какая полоска длиннее или короче, какие одинаковы по длине. Наблюдения фиксируют с помощью знаков сравнения
Делают вывод

Умение
делить фигуры на группы по разным свойствам








Умение складывать и вычитать в пределах 9



Знать понятие «величина»
Познавательные:
анализ объекта с целью выделения их существенных и несущественных признаков, моделирование, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждений, формулирование вывода

Коммуникативные:
осуществление учебного сотрудничества со сверстниками

Регулятивные:
определение цели деятельности с помощью учителя


3. Открытие новых знаний
Измерение длин отрезков













Единицы измерения длины















Старинные меры длины


Физкультминутка


Сантиметр  единица длины


















4. Первичное закрепление










На доске два отрезка на значительном расстоянии друг от друга.
Сравните по длине данные отрезки.
Как узнать, какой из них длиннее?
Выберите любую из полосок. Измерьте длину каждого из отрезков.
К доске приглашает ребят, которые, используя цветные полоски, измеряют отрезки.
Измеряли один и тот же отрезок?
Какая длина у него получилась? (разная)
Почему?
Знакомит с единицами измерения длины (мерками). Организует работу по учебнику: № 1, с. 1
Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок.
Организует проверку по эталону, коррекцию и оценивание работы с помощью смайликов разного цвета.
На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый?
Какой сделаем вывод?
(Чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он укладывается в отрезке)

Знакомит со старинными мерами длины: шаг, локоть, сажень ладонь, дюйм, предлагая иллюстрации на слайде
Покажите единицы длины:
маховая сажень, локоть
косая сажень, шаг, дюйм

Одинаковый ли результат получался у людей, когда они пользовались старинными мерками?
Почему результат получался разный?
Как же быть в данной ситуации? (Нужна единая единица измерения).
Одной из таких единиц является сантиметр.
Организует работу по учебнику: № 3, с. 1.
Рассмотрите рисунок в учебнике и постарайтесь сформулировать правила работы с линейкой
Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АВ?

Организует самостоятельную работу по учебнику № 4, с. 1.
Измерьте самостоятельно длины отрезков.
Организует взаимопроверку по эталону и самооценку с помощью смайликов

Выдвигают гипотезы (нужно выбрать какую-либо мерку, измерить длину)

Используя цветные полоски, измеряют отрезки.
Делают вывод: так как полоски брали разные, то и длину получили разную. Значит, сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками.


Определяют длину отрезков с помощью мерок.
Осуществляют проверку, коррекцию и самооценку




Формулируют вывод




Знакомятся со старинными мерами длины

Изображают старинные единицы длины

На основании жизненного опыта предполагают, что результаты измерений получались разные, т.к. длина шага, локтя и т. д. у разных людей различные

Рассматривают рисунок в учебнике, пытаются сформулировать правила работы с линейкой



Самостоятельно измеряют длины отрезков. Осуществляют взаимопроверку, сравнивая результаты с образцом на доске. Выполняют самооценку с помощью смайликов
Единичный отрезок  мерка для измерения длины

Эталон измерения длины  сантиметр
Познавательные:
сравнение, выдвижение гипотез, формулирование выводов, поиск информации в учебнике

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные:
осуществление учебного сотрудничества со сверстниками

5. Рефлексия учебной деятельности
Что узнали нового?
С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке? (Величина, длина).
Что называется величиной?
Является ли величиной длина? Докажите. (Да, ее можно измерить и сравнить).
Чему учились на уроке?
Назовите современные единицы измерения длины? (Сантиметр)
- Что показалось самым интересным?
Оцените свою работу на уроке с помощью «лесенки успеха»
Верхняя ступенька  не испытывал трудностей, усвоил новый способ измерения длины.
Средняя ступенька  усвоил новый способ, но испытывал трудности.
Нижняя ступенька  не усвоил новый способ.
Детям, отметившим среднюю и нижнюю ступеньку, задаёт вопросы:
Что было трудно?
Над чем надо работать?
Отвечают на вопросы по содержанию урока.
Оценивают свою работу, прикрепляя магнитики на лесенку успеха

Регулятивные:
оценка качества усвоения материала


13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 115