Приемы активизации познавательной деятельности. Проблемный урок. Реализация УМК «Перспективная начальная школа»под редакцией Р.Г.Чураковой

Приемы активизации познавательной деятельности.
Проблемный урок. Реализация УМК «Перспективная начальная школа»под редакцией Р.Г.Чураковой
Описание опыта работы есть не что иное, как попытка систематизировать собственную деятельность. Общеизвестно, что традиционной для российского образования всегда была школа объяснения, основной целью которой считались прочные знания учеников. Со временем стало понятно, что пресловутые ЗУН не могут быть единственной педагогической целью: именно в школе существует необходимость и возможность развития познавательных и творческих способностей учеников.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основными задачами начального общего образования являются: развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желание и умения учиться: воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
По моему мнению, решение этих задач возможно. Все дети способны учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. Одно из этих условия - личностно-ориентированных подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Цель моей работы – достижения оптимального общего развития каждого ребенка. Развитие его ума, воли, чувств и нравственных представления. ЗУНы выступают как средство развития. Эти цели мне позволяет реализовать УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. Учебная программа каждого предмета, которого базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
Главная фигура педагогического пространства – ученик. Поэтому моя первая заповедь – идти от детей. Важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какими они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти оттого, что значимо для детей, что представляет для них интерес. «Идти от детей» - это значит поддержать их интерес к познанию, улавливать трудности, чувствовать настроение.
Вторая заповедь – урок начинается с урока. Как более органично включить ребенка в работу? Любое задание, которое я выбираю для урока, рассматриваю через призму значимости для детей, а не с позиции «это интересно мне» или с позиции «так положено».
Развивающий урок – это урок, который я веду совместно с детьми. Порой такой урок непредсказуем. Приходится перестраиваться на ходу, пытаюсь почувствовать каждого ученика, улавливая интересы класса. Главное – не бояться ошибок детей. Ошибка – находка учителя – это третья заповедь. Именно ошибка позволяет ученику остановиться, задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чем затруднения того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то, чего не понимал раньше.
Ошибка - дело тонкое! Здесь, как и во всем, нужен индивидуальный подход! На уроке я - не третейский судья! Не говорю, правильно или неправильно решена задача. Дожидаюсь реакции детей. Пусть сначала они выскажут свою точку зрения. А затем я могу принять любую сторону, но с объяснением, в чем ошибка. Иногда наоборот, необходимо, чтобы ученик, допустивший ошибку, отвечал оппонентам. Только проговаривая вслух, он поймет, где в его рассуждениях допущена неточность. Таким образом, все ученики опосредованно вовлечены в процесс обсуждения. А как же слабые дети? Не часто можно услышать: «А у меня по-другому». Вызывая такого ребенка к доске можно представить, что происходит в это момент у него в голове, душе? Так вот, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя на уроке, то надо создать ситуацию успеха, повышать его самооценку, а не уличать его в незнании. Чаще всего, у российских детей заниженная самооценка.
Четвертая заповедь – доверять силам детей! Она напрямую связана с использованием времени на уроке и с заповедью «идти от детей». Учителю гораздо легче объяснить все самому, а затем закреплять, чем ждать, пока дети самостоятельно придут к открытию.
Дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими усилием воли. Не сужу о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. «Любовь к познанию – вот главное мерило», так писал Антуан де Сент-Экзюпери.
У каждого педагога есть методические приемы, используемые чаще других. С 90-х годов 20 века все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития, важнейшей характеристикой которой является проблемное обучение. Педагогическое кредо меня, как учителя можно свести к формуле: «открывать знания вместе с детьми!» По сути, это и есть сущность проблемного обучения.
Технология проблемного обучения привлекла меня, прежде всего своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Привожу примеры фрагментов уроков с созданием проблемных ситуаций.

Урок русского языка. 2 класс.
Тема: «Правописание разделительного ь знака».
I Не объясняя и объявляя темы урока, даю прочитать два столбика слов:
полет – польет
по[л'о]т – по[л'й'о]т
солю - солью
со[л'у] – со[л' й' у]
- Чем различается произношение слов в каждой паре (появился звук [й']).
- В каком слове из двух больше звуков? (Во втором слове каждой пары звуков больше, потому что появился звук [й']).
- А как мы на письме передаем, что звуков стало больше, что появился звук [й']. (Этот звук [й'] разделяет звуки [л'] и [у'] и не дает им слиться).
- Для этого на письме используют разделительный знак (в данном случае разделительный мягкий).

II Дальше выясняем в какой части слова пишется ь, изучая слова
пьеса, польет, солью, семья.
Дети говорят, что ь пишется в корне.
- Выскажи предположение (даю возможность самостоятельно ответить на вопросы учебника):
разделительный ь пишется перед буквами ..
разделительный ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука. Назови их: это согласные звуки + один из согласных звуков
разделительный ь пишется (сразу после приставки, не после приставки).
Таким образом, ребенок учится логически мыслить, искать алгоритм решения поставленных проблем, воспитывает волю и целеустремленность.

Урок математики. 2 класс.
Тема: Умножение и вычитание: порядок действий.

Вычисли значение выражения
27-15=12
Представьте 15 в виде произведения 3 и 5.
Замените вычитаемое 15 этим произведением
27 – 3*5
Почему значение выражения 27-3*5 должно быть ровно 12? (3*5 =15, поэтому результат будет одинаковый)
Сколько действий в выражении 27-3*5 (два).
Какое действие (умножение или вычитание ), нужно выполнять в первую очередь, чтобы значение выражения равнялось числу 12? (умножение).
Получится ли такое значение, если сначала выполнить вычитание 27-3, а потом значение этой разности умножить на 5?
Сделайте вывод. (Если в выражении без скобок встречается два действия, одно из которых умножение, а другое вычитание, то сначала выполняется умножение, а потом вычитание).


Надо отметить, что учебники русского языка и математики УМК «Перспектива начальной школы» составлены таким образом, что в них содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения.
Труднее с уроками литературного чтения. С одной стороны это предмет приобщает учащихся к способам миросознания и миропонимания. С другой стороны, литературу трудно назвать обычным школьным предметом. Мне хотелось бы привести слова учителя словесности Е.Н. Ильина, которому при работе с художественным словом «удалось решить ключевую проблему педагогики – воспитать массового читателя и через это решить весь комплекс учебно-нравственных проблем, стоящих перед уроком литературы».
Над этим я очень много работаю. Для меня урок литературного чтения – это не урок чтения, а именно литературы. Подбор произведений учебника литературного чтения автора Н.А. Чураковой позволяет широко и полно раскрывать смысл литературного произведения и замысел автора. Поэтому я использую следующие приемы на уроках литературного чтения:
Внимание к детали, которая является «жемчужиной текста». Сделать так, чтобы «в малом забрезжил свет БОЛЬШОГО». Именно деталь способна стать своеобразным инструментом анализа.
Особый вопрос. «Задать его как бы самому себе, но решать вместе с ребятами». Собственное любопытство удовлетворять разбуженной инициативой класса. Такой вопрос никогда «не умирает» с реализацией ответа.
Внутренне принятая каждым тема урока, с которой и начинается настоящий читатель.
Творческое задание как продолжение урока
Искусство учительского монолога. Учитель должен быть художников своего урока.
Особая связь литературы с жизнью: умение за «научными основами увидеть насущные».
Решение двуединой задачи: «понять как оформлено содержание и насколько форма содержательна», причем «параллельно и в связи с нравственной».
Личностный, творческий, коммуникативный путь к знанию. Урок – общение, как урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства;
Урок Свободы, где всякий может и должен высказать себя..;
Урок приобщения к свому духовному «я» другого и приобщения себя самого к духовному «Я» других; шаги навстречу, союз равных и разных».
На мой взгляд, все эти положения напрямую согласуются с технологией развивающего обучения. Именно это сочетание в данный момент моей педагогической деятельности я считаю основополагающим: соединение пристального внимания к тексту, актуализации внутреннего опыта ребенка с «открытием знаний» о художественном произведении, мире, себе.

Таким образом, проблемное обучение является тем путем активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся, которые поднимает уровень усвоения понятий и обучает не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающимся порядке, а в системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию.
15