Технологическая карта к уроку математики Доля от величины и величина по доле 4 класс ОС Перспективная начальная школа


Ф.И.О.: Митенкова Елена Влидимировна Предмет: математика. Класс: 4 В 03.02.2015 г.
Технологическая карта изучения темы
Тема Нахождение доли от величины и величины по её доле
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Цель Научиться решать практические задачи на нахождение доли от величины и величины по её доле.
Планируемые результаты (предметные) Базовый уровень - по стандарту и программе: ученик научится…
выполнять изученные действия с величинами (Находить долю от величины выполняя действие деления и находить величину по доле, выполняя действие умножения);
решать задачи на вычисление геометрических величин;
вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
записывать решение задачи по действиям и (или) одним выражением;
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами;
Повышенный уровень: ученик получит возможность:
Использовать схемы и иллюстрации при выполнении заданий.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных)
Регулятивные УУД:
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться совместно давать самооценку и оценку деятельности класса на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на эталон учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные УУД:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Владеть общими приёмами выполнения заданий с использованием рисунков, схем, чертежей.
Коммуникативные УУД:
осуществлять работу в паре (малой группе); с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога,
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные УУД:
проявлять познавательный интерес, свои возможности в учении;
адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Основное содержание темы, термины и понятия. Выбор действий деления и умножения для выполнения соответствующих вычислительных операций по нахождению доли величины и величины по её доле, практическое осознание и использование в речи терминов «Доля»,» целое», «половина», «треть», « четверть», «сотая доля», «десятая доля» и т.п.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Книгопечатная продукция:
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, часть 2
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №2. — М.; Академкнига/Учебник
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник
Технические средства обучения:
компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.
ЭОР презентация к уроку для организации контроля правильности и полноты выполнения заданий
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Технологии Системно-деятельностный подход, ИКТ
Методы и приемы организации деятельности учащихся Беседа (система вопросов по иллюстрациям учебника), организация самостоятельной работы
Технология проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников Содержание учебного материала, выполнение которого приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Организационный момент.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на урок; создание эмоционального
настроя на урок. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.
Организует, предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Открывают учебник и тетрадь. - Определите тему урока на сегодня
- Отметьте страницы закладками. (Учебник с. 28-29, рабочая тетрадь и Тетрадь для самостоятельных работ на с. 19-20).
-
- Расскажите об условных обозначениях в учебнике, которые сегодня нам встретятся. Самооценка готовности к уроку.
Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя.
Организация понимания ценности выполненной деятельности.
Осуществление пошагового контроля своих действий.
Проговаривание последовательности действий на уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: организация восприятия задания обучающимися; подготовка мышления учащихся к учебной деятельности.
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Устанавливает правильность и полноту ранее изученного материала.
Подготовка детей к изучению нового материала через фиксирование затруднения. Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Беседа, устный счёт:
-Вспомним, чему научились на предыдущем уроке?
-Какое слово является ключевым в серии последних уроков математики (величина)
-Какие арифметические действия с величинами уже освоили?
-Какая величина использована для составления выражений, записанных на доске?
-Выполните устные вычисления:
60 мин : 2 = 60 мин : 3 = 60 мин : 4=
-Что делят? (величину)
-На что делят? (на число)
-Что получили в значении? ( величину)
-Предположите, на сколько частей каждый раз делили указанную величину времени?
-Вспомните жизненные ситуации, связанные со временем:
как о таких промежутках текущего часа часто говорят? (полчаса, четверть часа, треть часа)
-Почему так говорят? Понимание предметного содержания. Представление о предметных знаниях, умениях, навыках, необходимых для успешного выполнения задания.
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Умение принимать задание.
Умение определять способ действия через рассуждение.
3. Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы урока, совместная с обучающимися постановка цели.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока, составление плана работы. Организует диалог с обучающимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. Высказывают предположение, формулируя тему и задачи урока, ставят цель
Обратите внимание на тему урока:
Какое слово будет определяющим сегодня? (доля)
-На какие вопросы должны найти ответ?
1. Что такое доля?
2. Как найти долю от величины?
3. Как найти величину по её доле?
Цель урока: научиться решать задачи на нахождение доли от величины и величины по её доле. Понимание предметного содержания.
Определение границ «Знаю –
не знаю» Умение определять результат, цель и способ деятельности.
Физкульминутка.
Цель: предупреждение утомляемости. Организует физкульминутки. Выполняют упражнения. ЦОР «Ученик» 4. Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного плана. Усвоения новых знаний и способов действий
Цель: организация совместного открытия нового знания. Организует подводящий
диалог к самостоятельному выводу
Организует
фронтальную работу по заданию условного обозначения в учебнике «Расскажи»
Организует
работу в парах
Организует
работу в тетради
Показ эталона
и устное объяснение
при проверке Работают в рабочих тетрадях
Осуществляют взаимную и самостоятельную проверку правильности выполнения задания проговаривают результаты во внешней речи, формулируют вывод Учебник 2 часть с. 28
№ 88
Поэтапное выполнение:
1 часть - письм., взаимопроверка
2 часть - устные ответы
Вывод: доля – часть целого, чтобы найти долю от величины, надо выполнить действие ДЕЛЕНИЯ
№ 89
практическая работа, использование новых знаний на знакомом учебном материале
Выполняются геометрические построения по плану задания
Выполняются соответствующие арифметические записи по нахождению площади квадрата и его долей
Формулируется вывод повторно (см. № 88)
№ 90 (Резерв: в случае, если усвоение нового не вызывает затруднений у обучающихся, учитель предлагает устное решение данной задачи с частичным выполнением письменного деления в блокнотах-черновиках)№ 91 - Перенос новых знаний на новый учебный материал
Поэтапное выполнение:
1 часть - устные ответы
2 часть - письм., взаимопроверка
Вывод: доля – часть целого, чтобы найти целую величину по её доле, надо выполнить действие УМНОЖЕНИЯ
№ 92 (Резерв: в случае, если усвоение нового не вызывает затруднений у обучающихся, учитель предлагает устное решение данной задачи с частичным выполнением письменного деления в блокнотах-черновиках)Понимание предметного содержания.
Умение принимать задание.
Осуществление проверки правильности с помощью рисунка.
Обучающиеся получат возможность взаимодействовать (сотрудничать) с соседом.
Обучающиеся научатся выполнять действие по алгоритму.
Динамическая пауза
Цель:
предупреждение утомляемости. Организует и координирует действия обучающихся Выполняют упражнения. Массажные и гимнастические упражнения на концентрацию внимания и активизацию мыслительной деятельности 6.Закрепление материала. Самостоятельная работа.
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения материалом,
организация правильного выполнения задания, проверка уровня приобретённых знаний.
Организует закрепление материала по теме ;Организует обмен мнениями, самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.
Создаёт ситуацию успеха. Работают в рабочих тетрадях,
Осуществляют взаимную и самостоятельную проверку и оценку по эталону
*** № 93-96
используются для выполнения самостоятельной работы
Варианты организации работы (определяет учитель в соответствие с резервом оставшегося времени):
1 вариант: № 93 и № 94 (на выбор) можно решать в паре (малой группе – две соседние парты) – самооценка предшествует оценке учителя, учитывается уровень активности и правильности решения.
2 вариант: самостоятельное решение № 95 – взаимопроверка по эталону.
3 вариант: работа в паре – каждый решает 1 часть задания и сравниваются полученные результаты. Взаимопроверка и взаимооценка предшествуют оценке учителя. Понимание предметного содержания.
Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки.
Учатся работать самостоятельно и в группе (паре)
Проверяют задание, получают результат, оценивают его.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, организация понимания ценности выполненной деятельности. Задает вопросы о задачах урока.
Помогает подвести итог и обобщение
Организует самооценку и оценку работы на уроке
Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания
Оценивают свою работу на уроке. Высказывают свои впечатления от урока.
Вспомните, на какие вопросы должны были найти ответ?
1. Что такое доля? (часть целого)
2. Как найти долю от величины? (выполнить действие деления)
3. Как найти величину по её доле?
(выполнить действие умножения)
Цель урока: научиться решать задачи на нахождение доли от величины и величины по её доле.
- Продолжите предложения:
Я научился (научилась)…
Я узнал(а)…
Мне было трудно…
- Оцените свою работу на уроке.
Дом. задание: Тетрадь для самостоятельных работ на выбор:
с. 19 № 36, 37 или
с. 20 № 38 (решить одну задачу по выбору)