Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО на основе модели нравственного воспитания на традициях народной педагогики

Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО на основе модели нравственного воспитания на традициях народной педагогики

Загидуллина А.Р.
МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
С переходом на новые образовательные стандарты перед гимназией встала задача эффективной организации внеурочной деятельности на базе имеющихся ресурсов, с учетом наработанной системы воспитательной работы.
Известно, организация (введение) любой инновации начинается с управленческой деятельности. Изучив материалы по введению ФГОС, Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” выявили, что в гимназии имеются условия для организации внеурочной деятельности по всем направлениям Базовой организационной модели (рис. 1) и типам моделей внеурочной деятельности (рис. 2).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 2. Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности.
Организация образовательной деятельности по ФГОС, регулярное изучение запросов родителей к организации направлений внеурочной деятельности вызвало необходимость разработки, апробации и введения (при необходимости - корректировки) комплексной модели деятельности гимназии как центра нравственного воспитания, которая реализуется через зоны сетевого взаимодействия (рис. 3). За основу мы взяли авторскую модель нравственного воспитания на традициях народной педагогики, разработанной Булатовой Зилиры Ахнафовны., к.п.н., доцентом кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 3. Организационная модель внеурочной деятельности МБОУ «Татарская гимназия» РБ

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Принципы: гуманизма, культуросообразности, природосообразности, народности, преемственности.
Традиции народной педагогики: трудовые, семейные, празднично-календарные.
Содержание работы: приобщение школьников к изучению истории, культуры своего народа, родного языка, использование теоретико-методологических подходов, вовлечение школьников в социально значимую (проектную, исследовательскую, художественно-творческую, общественно-полезную) деятельность, владение школьниками поликультурными, информационными, коммуникативными, социальными компетенциями.
Результат: сформированность нравственности школьников; овладение ими нравственными качествами, востребованными обществом.
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет: - 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов... На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов.
Внеурочная деятельность в гимназии организуется по направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное

Внеурочная
деятельность
Количество часов в неделю
Осуществляется через:


I класс
II класс
III класс
IV класс


Театр
1
2
2
2
ДПиШ

ИЗО
1
1
2
2
Отделение искусств гимназии

Хореография
1
1
1
1


Растим патриотов
1
1
1
1
Классное руководство
I- IV классов

€хлак (уроки нравственности)
1
1
1

Дополнительное образование гимназии

Краеведение

1




Фольклор
1





Лепка
1
1
1
1


«В мире знаний»
1
1
1
1


Всего
8
9
9
8



Таблица 1. План организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов в МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ

Учащиеся моего класса активно посещают занятия во внеурочное время по таким направлениям
Общекультурное:
вокальной студией «Веселые нотки», где занимаются 3 девочки индивидуально, в хореографической студии «Умырзая» занимается одна девочка танцы с элементами акробатики и 4 пары на парных танцах.
Изостудию «Юный художник» весь класс посещает с большим интересом.
В целях развития, демонстрации творческих способностей учащихся издается электронная газета “Илkамлы кал‰м”, которая размещается на сайте гимназии.
Общеинтеллектуальное:
Проектная деятельность осуществляется на занятиях внеурочной деятельности по различным направлениям, цель которых - создание условий для успешного освоения основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования. Наш класс со 2 класса, занимаются исследовательской деятельностью в составе научного общества гимназии «Искатель». В этом году научно –исследовательскую работу пишут 2 учеников: Усманова Лейсан и Шангаряева Аделина.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности гимназии представлено программой «Здоровье». Проводятся получасовые спортивные перемены, где учащиеся начальной школы выходят на свежий воздух и играют в национальные подвижные игры (зимой – это катание с горки). Ежегодно в гимназии проводятся национальные праздники со спортивной составляющей - Турслет, Сабантуй, праздники Нардуган, Науруз. Заключены Договора с муниципальным автономным учреждением физкультурно-спортивной направленности «Чемпион», мальчики моего класса занимаются в секции «Бокс», спортивно-оздоровительным комплексом г. Белебея, на льготных условиях учащиеся моего класса посещают бассейн, где занимаются с тренером. По просьбе родителей в целях сохранения зрения, сохранения мотивации детей к учебному процессу в гимназии издан приказ о запрете использования мобильных телефонов во время учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.
Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.
Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 100% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Деятельность гимназии, проверенная многолетним опытом, представляет собой единую систему. Эта система очень продуманная и отлаженная. Результаты апробации нашей модели организации внеурочной деятельности полностью себя оправдали: за 20 лет существования татарской гимназии в числе ее воспитанников не оказался ни один ребенок, который бы был привлечен к ответственности перед законом; проведенная диагностика нравственной воспитанности и особенностей процесса социализации обучающихся демонстрирует положительный результат всей образовательной деятельности гимназии.
Хочется сказать, мы не останавливаемся на достигнутом: ищем новые формы и методы работы для формирования нравственных идеалов и чувства патриотизма у детей, которые будут противостоять отрицательным веяниям нового времени, духу стяжательства и бездуховности. Предлагаю посмотреть видеофильм про внеурочную деятельность в гимназии.









13PAGE 15


13PAGE 15



Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности

Модель дополнительного образования

Модель
«Школы полного дня»

Оптимизационная модель

Инновационно-образовательная модель

Модель нравственного воспитания на традициях народной педагогики

Модель дополнительного образования

Модель
«Школы полного дня»

Оптимизационная модель

Инновационно-образовательная модель



)ђ Заголовок 315