Образовательная интегрированная программа Военно-спортивное развитие учащихся основанное на казачьих традициях



Пояснительная записка
К началу III тысячелетия возрожденное казачество, в поисках смысла своего
существования, обратилось к своей внутренней сути. Возрождение и становление
казачьей культуры подтверждается временем. В начале 90-х гг. ХХ столетия многие
старики достали из старых сундуков свои черкески, папахи, косоворотки, бурки, поверили правительству. Вспомнили, прежде всего, о традиционных казачьих заповедях, по которым жили, воспитывали детей, которые свято берегли в лихолетье тоталитарного режима. А доброе, светлое необходимо передавать из поколения - в поколение… Так было в войсковых учебных заведениях.
С возрождением и становлением казачества открываются казачьи гимназии, лицеи, кадетские корпуса, в которых появляется необходимость грамотного обучения
истории и культуре казаков.
В  Послании президента говорится о том, что больше внимания нужно уделять воспитанию молодёжи,  необходимо  создать условия использования опыта гражданского воспитания русского народа, его культурных и патриотических традиций.  Военно-патриотическое воспитание, по мнению президента, вырабатывает командный дух,  сильный характер и формирует навыки нравственного поведения. Он считает, что стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Необходима  эффективная государственная политика в области детства, которая отвечает интересам национального развития. Создание системы воспитания на основе раскрытия способностей каждого ребёнка будет максимально способствовать подготовке его и к выбору профессии.
В настоящее время, несмотря на многонациональный характер населения, на
территории Ставропольского края компактно проживают верхнекубанские и терские
казаки.
Если раньше, в 90-е годы, вопросы казачьей культуры, духовности, традиций, преемственности поколений считалось второстепенными, то сегодня именно они выходят на первый план.
В последнее время региональные власти, а также педагогическая общественность в качестве альтернативы кризисным процессам в духовно-нравственной среде молодого поколения, росту детской преступности и безнадзорности, наркомании, ухудшению состояния здоровья молодежи, обращают внимание на культурно-исторические традиции казачества как субэтноса русского народа. В Ставропольском крае приняты нормативные документы об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, развивается сеть кадетских казачьих корпусов.
В условиях дополнительного образования все большую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание молодежи, основанное на традиционной многовековой культуре российского казачества, в том числе казачества терцев.
Авторская образовательная интегрированная программа по военно-спортивному развитию учащихся казачьих классов на основе традиций терского казачества, рассчитанная на 4 года обучения, направлена на техническую подготовку терских казаков. Программа составлена с уклоном физического воспитания, общефизической и военно-прикладной подготовки.
Целью военного воспитания терского казачества в прошлом (XIX - начало XX вв.) являлось формирование общефизических, военно-прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и профессиональную деятельность, направленную на защиту Отечества.
Предметом изучения данной программы является начальная военная подготовка, системы и комплексы физической и прикладной подготовки, бытовые, нравственные нормы, фольклор, песни, обряды терских и кубанских казаков, адаптированные к современным требованиям воспитания казачьей молодежи.
Особенность данной программы заключается в возможности использовать элементы военно-прикладной подготовки на основе исторически сложившихся традиционных средств, адаптированных к современным условиям дополнительного образования.
Участниками процесса обучения являются юноши от 13 до17 лет, представители кубанского и терского войска, годные по состоянию здоровья к занятиям.
Цель данной программы – воспитание высоконравственной личности, сформированной в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности и духовности. В регионе с глубокими традициями гражданского воспитания остается практически неиспользованным ресурс  культурно-исторических традиций казачества, углубленного патриотического воспитания в лучших казачьих традициях, на основе осознания  самобытности исторически сложившейся системы социальных норм и ценностей.
Задачи, решаемые программой:
формирование вечно нового человека как носителя любви на традициях терского и кубанского казачества;
формирование новых качеств личности на основе сущности российской духовности, народности, державности, естественных законов жизни, духовных традиций терского и кубанского казачества;
понимание искусства прошлого на примере культуры и традиций терского и кубанского казачества, малой родины;
укрепление связей с семьей, профилактика асоциального поведения детей и подростков;
формирование здорового образа жизни на основе военно-прикладных видах спорта и техники владения оружием казаков;
изучение духовных традиций казачества и приобщение к общечеловеческим ценностям (фольклор терского казачества);
укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия подростков.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения: для первого года обучения предусмотрены 4 часа в неделю и годовой нагрузкой 136 часов; для второго года обучения по 6 часов в неделю и годовой нагрузкой 204 часа; для третьего года обучения 6 часов в неделю и годовой нагрузкой 204 часа; для четвертого года обучения 6 часов в неделю и годовой нагрузкой 204 часа.
Программа предназначена для профильных классов казачьей направленности (мальчиков); количество учащихся на каждом году обучения одинаково, но, учитывая практическую направленность образовательной деятельности и социум городской школы, не более 25 человек в классе.
Основной формой работы является учебные занятия: занятие-экскурсия, занятие-практикум, занятие-встреча, занятие-лекция.
Занятия по предлагаемой программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием творческих способностей учащихся и военно-спортивной подготовки.
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал: во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами устного народного творчества, с военным искусством, с основами православной культуры, историей казачества.
Отчеты о проделанной работе происходят в виде праздников «Казачьи игры», «Казачьему роду - нет переводу», «Масленица» «День казачки» и т.д., фотовыставок и массовых мероприятий городского, краевого и всероссийского уровней.
В результате реализации предлагаемой программы планируется формирование представления о традиционной культуре терских и кубанских казаков, их воинского этикета. Результатами могут стать развитие творческих способностей, профильной направленности, формирование у  учащихся интереса к здоровому образу жизни.
По окончании первого года обучения казаки должны знать:
понятие культуры, традиционной народной (этнической культуры) и ее состав;
понятие традиций, традиционной (народной) культуры;
родословную своей семьи;
структуру, деление на полки, рода войск, отделы, управление казачьего войска;
воинскую казачью культуру, фольклор;
календарные, семейные, воинские, станичные праздники;
специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств;
обязанности казака перед построением и в строю, элементы строя;
материальную часть стрелкового оружия;
простейшие элементы рукопашного боя;
приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах с использованием народных методов лечения.
уметь:
составлять генеалогическое древо своей семьи;
выполнять специальные комплексы упражнений по физической подготовке с уклоном военно-прикладных боевых искусств;
изготовить муляж или выполнить рисунок казачьей формы и отдельные его элементы;
петь походные казачьи песни.
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
правила несения гарнизонной и караульной службы;
пословицы и поговорки терского казачества;
бытовые традиции казаков и их этикет (семья, курень, общество, жилье);
оружие терских казаков;
специальные комплексы упражнений, игры;
казачьи духовные традиции (праздники, песни, фольклор);
технику рукопашного боя;
организационную структуру ВС РФ;
технику безопасности при работе с лошадьми;
как ухаживать за лошадью;
первоначальную подготовку всадника.
уметь:
исполнять бытовые песни казаков;
осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни;
владеть стрелковым оружием;
совершенствовать приоритетные навыки по прикладным видам спорта, несения гарнизонной и караульной службы;
повышать технику  владения рукопашного боя;
усовершенствовать навыки оказания первой медицинской помощи;
движение строевым и походным шагом, выход из строя и возвращение в строй; отход подход к начальнику, атаману, отдание воинского приветствия в движении и на месте;
ухаживать за лошадью;
седлать и взнуздывать лошадь;
садиться и спешиваться с лошади.
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:
обряд проводов на службу; песни, исполнявшиеся при проводах казака на службу;
прикладные виды спорта (полоса препятствий, перекладина, брусья, канат, стрельба);
основы военной службы;
элементы военной топографии;
квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни;
современные средства поражения и средства их доставки;
средства управления лошадью;
как сохранить равновесие, сидя верхом.
уметь:
исполнять обрядовые песни (проводы на службу, полковые песни, лирические песни терских казаков);
владеть прикладными видами спорта и совершенствовать их (полоса препятствий, перекладина, брусья, канат, стрельба);
применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы,
по квалифицированному оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
применять навыки владения холодным и стрелковым видами оружия терских казаков;
владеть техникой рукопашного боя без оружия и с оружием;
осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни;
применять строевые приемы с оружием (оружие на грудь, оружие на спину, ремень - отпустить),
строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.)
пользоваться индивидуальными средствами защиты (выполнение нормативов «газы», плащ, рукава, перчатки надет), действия по вспышке, яд,ориентироваться на местности по карте и без неё, находить азимут;
сохранять равновесия, сидя верхом;
ездить строевой рысью.
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать:
прикладные виды спорта (полоса препятствий, перекладина, брусья, канат, стрельба);
основы военной службы;
квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
осознанное отношение к своему здоровью, образу и стилю жизни;
современные средства поражения и средства их доставки;
строевую рысь;
правила седлания лошади.
уметь:
исполнять обрядовые песни (проводы на службу, полковые песни);
в совершенстве владеть прикладными видами спорта (полоса препятствий, перекладина, брусья, канат, стрельба);
применять приобретенные знания и практические умения по основам военной службы;
квалифицированное оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
применять навыки владения холодным и стрелковым видами оружия терских казаков;
владеть в совершенстве техникой рукопашного боя без оружия и с оружием;
осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу и стилю жизни;
применять строевые приемы с оружием (оружие на грудь, оружие на спину, ремень - отпустить);
строевые приемы в движении, действия в составе парадного расчета (повороты «направо», «налево», «кругом» в движении.)
в совершенстве использовать индивидуальные средства защиты (выполнение нормативов «газы», «плащ, рукава, перчатки надеть»; действия по вспышке, яд);
ездить строевой рысью, галопом, шагом.
Учебно-тематические планы
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем  Всего часов  Количество часов учебных занятий теоретические  практические  выездные (индивид.)
Терское казачество и его культура
1 Вера и верования 2 1 1 2 Традиционный костюм казаков  4 2 2 3 Жилище   2 1 1 4 История моей семьи 8 2 2 4 Занятие терских казаков
5 Воинская служба  4 2 2 Общая физическая подготовка   (ОФП)
6 Бег 5 1 4 7 Прыжки с места  4 1 3 8 Подтягивание 8 1 7 Техника владения оружием казаков
9 Техника работы шашкой    20 5 15 10 Казачья пика  15 5 10 Основы военной службы
11 Обязанности казака в строю, элементы строя  5 1 2 2 12 Материальная часть стрелкового оружия  6 2 4 Первая медицинская помощь
13 Травмы и ушибы  4 1 1 2 Средства народной медицина
14 Лечение травами  4 1 2 1 15 Баня и закаливание  4 1 2 1 Техника рукопашного боя без оружия
16 Техника «Здаровацца», 10 2 8 17 Учебные поединки  7 5 2
18 Самооборона  20 2 18 18 Итоговое занятие 4 2 2 Итого часов 136 21 12 101 2
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем  Всего часов  Количество часов учебных занятий теоретические  практические  выездные (индивид.)
Терское казачество и его культура
1 Казачьи песни 12 6 6 2 Казачий пляс 10 2 8 Традиционное снаряжение и оружие терских казаков
3 Экипировка казака  2 1 1 4 Оружие кубанских и терских казаков  8 4 4 Основы военной службы
5 Организационная структура ВС РФ  2 1 1 6 Правило несения гарнизонной и караульной службы  6 2 2 2 Общая физическая подготовка (ОФП)
7 Кросс 14 12 2
8 Отжимание, подтягивание  16 16 9 Метание гранаты  12 12 10 Кувырки, перекаты и падения  16 16 11 Конноспортивная подготовка 10 2 2 6 Основы несения военной службы кубанских казаков
12 История воинской славы казачества  5 3 2 13 Чины, звания, знаки отличия казаков  4 4 14 Форма. Строевая подготовка.  14 4 10 15 Военная подготовка в Терском казачьем войске  20 5 10 5 Техника владения оружием казаков
16 Техника работы кинжалом и ножом  25 2 23 17 Техника работы нагайкой и плеткой  24 2 22 18 Итоговое занятие 4 2 2 19 Итого часов 204 36 22 134 2
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем  Всего часов  Количество часов учебных занятий теоретические  практические  выездные (индивид.)
Общая физическая подготовка и прикладные виды спорта
1 Культура физического воспитания казачества  6 4 2 2 Кросс. Полоса препятствий  Перекладина, брусья, канат  20
20 20
20 3 Стрельба  20 20 4 Конноспортивная подготовка 10 2 2 6 Рукопашный бой
5 Техника рукопашного боя с оружием и без оружия  42 4 38 6 Стрелковое оружие  3 3 Основы несения военной службы казаков и современной армии РФ.
7 Казачьи регалии и символы  6 5 1 8 Символы веры, молитвы  5 2 2 1 9 Устав ВС РФ  2 1 1 10 Строевая подготовка  34 34 Военная топография
11 Ориентирование на местности 3 1 1 1
12 Определения магнитных азимутов направлений на местности 3 1 1 1
13 Ориентирование по карте в движении 2 1 1 14 Особенности ориентирования 3 1 1 1
Первая медицинская помощь при закрытых переломах,
переохлаждениях15 Первая медицинская помощь при закрытых переломах  4 2 2 16 Первая медицинская помощь при переохлаждениях  4 2 2 17 Ожоги, ревматизм, раны, больные глаза, кашель  10 4 5 1 18 Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей и насекомых 3 2 1 19 Итоговое занятие 4 2 2 20 Итого часов 204 32 16 153 3
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем  Всего часов  Количество часов учебных занятий теоретические  практические  выездные (индивид.)
Общая физическая подготовка и прикладные виды спорта
1 Кросс. Полоса препятствий   20
20
2 Перекладина, брусья, канат  20 20 3 Стрельба  31 1 30 4 Конноспортивная подготовка 10 2 2 6 Рукопашный бой
5 Техника рукопашного боя с оружием и без оружия  40 4 36 6 Стрелковое оружие  10 10 Военная топография
7 Ориентирование на местности 3 1 1 1
8 Особенности ориентирования 3 1 1 1
Основы несения военной службы казаков и современной армии РФ.
10 Казачьи регалии и символы  6 5 1 11 Символы веры, молитвы  5 2 2 1 12 Устав ВС РФ  2 1 1 13 Строевая подготовка  30 30 Первая медицинская помощь при закрытых переломах,
переохлаждениях14 Первая медицинская помощь при открытых переломах  6 2 4 15 Первая медицинская помощь при переохлаждениях  4 2 2 16 Ожоги, отравления 10 4 5 1 17 Итоговое занятие 4 2 2 18 Итого часов 204 27 11 164 2
Содержание программы
1-й год обучения (136 часов)
Тема 1. Вера и верование.
Православная вера терских и кубанских казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного; пословицы и поговорки, легенды, колядки и щедровки, духовные стихи и т.д.
Выездное занятие: посещение храма.
Тема 2.Традиционный костюм казаков.
Традиционный костюм казаков.  Шаровары.  Рубаха.  Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха
Тема 3. Жилище.
Традиционные постоянные и временные (работа, поход) типы жилища и нормы поведения, связанные с ними. Жилище, отдельные его части, мебель и утварь и фольклор: святой угол, печь, окна и двери, стол, веник, рогач и т. п. Жилище в детских играх и фольклоре: игры в доме, строительство своего (детского) «жилища».Тема 4. История моей семьи.
Истрия свое семь, рода. Составление генилогического древа своей семьи. Использование разных источников информации для составления родословной.
Тема 5. Воинская служба.
Терские, кубанские казаки – воины и землепашцы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе (детство, юность). Роль фольклора в подготовке казака к службе: детские игры, исторические песни и легенды, рассказы стариков о подвигах предков, Подготовительный разряд. Служба на Тереке и вдали от нее. Царский конвой. Служба в запасе. Награды и поощрения. Георгиевские кавалеры. Военная и военно-бытовая тематика фольклора.
Тема 6. Бег.
Беговая разминка, имитирующая движения из быта и воинской подготовки казаков. Бег с препятствиями и без препятствия. Упражнения для развития выносливости, быстроты.
Тема 7. Прыжки.
Техника прыжка в длину и высоту. Упражнения для развития ловкости.
Тема 8. Подтягивание.
Упражнения для развития силы, выносливости, ловкости
Тема 9. Техника работы шашкой.
Техника: «здороваться», «казачий крест», передвижения и их типы, «казачий вьюн», рубка лозы, основы фехтования, учебные поединки.
Тема 11. Казачья пика.
Казачья пика, ее устройство. Передвижение типы ударов, техника защиты, учебные поединки.
Тема 12. Обязанности казака перед построением и в строю; элементы строя.
Выполнение должностных обязанностей. Строй. Фланг. Фронт. Тыл. Интервал. Дистанция. Ширина строя, глубина строя.
Тема 12. Материальная часть стрелкового оружия.
Основные части и механизмы автомата  Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки АК.
Ручные гранаты Ф-1, РГД-5. Тактико-технические характеристики, устройство.
Снайперская винтовка Драгунова. Тактико-технические характеристики. Порядок неполной разборки и сборки.
Тема 13. Травмы и ушибы.
Понятие: травмы и ушибы, оказание первой медицинской помощи.
Тема 14. Лечение травами.
Лекарственные травы, произрастающие на Тереке. Березовый деготь для лечения ран. Березовые листья и почки как антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Можжевельник казацкий. Масло можжевельника обладает бактерицидной активностью. Рецепты приготовления.
Тема 15. Баня и закаливание.
Баня по-черному. Техника закаливания обливанием.
Тема 16. Техника «здороваться».
Техника рукопашного боя без оружия. Отработка элементов техники рукопашного боя без оружия «Здаровацца».
Тема 17. Учебные поединки.
Учебные поединки - отработка изученных техник рукопашного боя.
Тема 18. Самооборона.
Моделирование критических ситуаций: самооборона на основе изучаемых техник.
Тема 19. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Подготовка и проведение праздника «Статен, строен,
уважения достоин»
2-й год обучения (204 часа)
Тема 1. Казачьи песни.
Казачьи песни и их значение в морально-психологическом воспитании казака. Песни с историческими сюжетами как фольклорное явление. Его многожанровый характер (эпический, лирический, плясовой и др.). Типы главных персонажей исторических песен (цари, военачальники, атаманы, народные герои). Лирические песни терских казаков. Основные тематические циклы лирических песен (о любви, смерти, воле-неволе и др.) Мужская воинская лирика.
Практическая работа: разучивание песен с историческими сюжетами терских казаков и лирические песни.
Тема 2. Казачий пляс.
Боевой пляс вприсядку, удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы.
Практическая работа: разучивание традиционного казачьего пляса с элементами рукопашного боя и казачьим оружием.
Тема 3. Экипировка казака.
Мундир, шаровары, черкеска, папаха, шлык, кушак, ноговицы; пики, шашки.
Тема 4. Оружие терских казаков.
Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Сабля. Кинжал. Шашка. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.
Тема 5. Организация и структура ВС РФ.
Виды и рода войск. Сухопутные войска. Состав и предназначение. Военно-воздушные силы. Состав и предназначение. Военно-морской флот. Состав и предназначение.
Тема 6. Правила несения гарнизонной и караульной службы.
Состав и назначение караулов. Обязанности разводящего. Обязанности караульного и часового.
Тема 7. Кросс.
Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, ловкости.
Тема 8. Отжимание, подтягивание.
Упражнения, направленные на укрепление мышц рук и пресса.
Тема 9. Метание гранат.
Упражнения для развития меткости на дальнем расстоянии.
Тема 10. Кувырки, перекаты и падения.
Упражнения для развития силы, ловкости, быстроты.
Народные игры терских казаков, включающие физические упражнения: кувырки, перекаты, падения.
Тема 11. Конноспортивная подготовка.
Движение лошади. Основа казачьей езды. Посадка. Седло. Уздечка. Сбор
Тема 12. История воинской славы казачества.
Персидские походы. Русско-турецкая война 1828-1829 г.г. и участие в ней казаков. Участие казаков в обороне Севастополя. Оборона Тамани. Борьба за Северный Кавказ.
Тема 13. Чины, звания, знаки отличия казаков.
Нижние чины: казак, приказный, младший урядник, старший урядник.
Младшие чины: младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр.
Старшие чины: подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул.
Главные чины: есаул, атаман.
Тема 14. Форма терского казака.
Полевая, парадная форма. Бытовая одежда, ее прикладное значение и история.
Тема 15. Военная подготовка в Терском казачьем войске.
Лагерные сборы. Конное и пешее учение. Рукопашный бой.
Тема 16. Техника работы кинжалом и ножом.
Обработка навыков техники «лютик», «казачий крест». Учебные поединки.
Тема 17. Техника работы нагайкой и плеткой.
Обработка навыков техники с нагайкой  и плеткой. Упражнения для развития меткости, ловкости.
Тема 18. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Подготовка и проведение показательного выступления казаков по рукопашному бою, основам ВС  РФ.
3-й год обучения (204 часа)
Тема 1. Культура физического воспитания казачества.
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры терского, кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Движение лошади. Основа казачьей езды. Посадка. Седло. Уздечка. Сбор. Управление. Аллюры. Полевая езда. Джигитовка. Выездка. Казачий конь. Система выживания  Казачий Спас.
Тема 2. Кросс. Полоса препятствия.
Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, ловкости.
Тема 3. Перекладина, брусья, канат.
Упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, ловкости.
Тема 4. Стрельба.
Устройство малокалиберной винтовки. Мера безопасности при стрельбе. Начальные упражнения стрелкового оружия. Изготовка к стрельбе. Порядок готовности к стрельбе. Боевые стрельбы.
Тема 5. Рукопашный бой и стрелковое оружие.
Техника «здороваться»; казачья верховая борьба; учебные поединки. Моделирование критических ситуаций: самооборона на основе изучаемых техник.
Тема 6. Стрелковое оружие.
Устройство стрелкового оружия. Виды стрелкового оружия, боя. Стрельба из пневматической винтовки и пневматического пистолета. Стрельба их различных положений.
Тема 7. Казачьи регалии и символы.
Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчик. Пранор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн.
Судьба казачьих регалий.
Тема 8. Символы веры, молитвы.
Православная вера терских, кубанских казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного. Православные молитвы.
Тема 9. Уставы ВС  РФ.
Обязанности начальников и подчиненных. Обязанности заместителя командира взвода. Обязанности командира отделения. Обязанности солдата. Суточный наряд. Состав вооружения. Обязанности дежурного и дневального по роте.
Тема 10. Строевая подготовка
Повороты в движении (направо, налево, кругом). Строевые приемы с оружием. Действия в составе народного расчёта.
Тема 11. Военная топография
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта на местности. Определения магнитных азимутов направлений на местности. Движение по азимуту. Обход препятствий. Ориентирование по карте в движении. Особенности ориентирования в различных условиях местности (в лесу, пустыне, крупных населенных пунктах, в горах)
Тема 12. Первая медицинская помощь при закрытых переломах.
Наложение шины из подручных средств. Обезболивание. Транспортировка
пострадавшего. Виды транспортировки.
Тема 13. Первая медицинская помощь при переохлаждении.
Степени переохлаждения. Первая медицинская помощь.
Тема 14. Народные способы лечения на Терке при ожогах, ранениях (раны) больных глазах, кашле.
Лечение ожогов рыбьим и гусиным жиром, желтком яйца. Настой из червей при ревматизме. Медовое лечение ожогов, больных глаз, ран, простуды. Лечение кашля редькой, медом, ягодами калины и свиным жиром. Лечение травами нарывов, чирьев и т.д.
Тема 15. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей и насекомых
Помощь при укусах гадюки, гюрзы, кобры, пауков. Первая помощь при укусах пчелами. Осами, шмелями. Ядовитые растения.
Тема 19. Итоговое занятие.
Подготовка к проведению Казачьих игр и Присяги с показательным выступлением.
4-й год обучения (204 часа)
Тема 1. Культура физического воспитания казачества.
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры терского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Казачья езда: посадка, подгонка, управление конем, преодоление препятствий, пробеги, езда по сложной местности (камни, обрывы, болота, брод, лёд…). Джигитовка. Выездка строевой казачьей лошади. Система выживания  Казачий Спас.
Тема 2. Кросс. Полоса препятствия.
Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, ловкости.
Тема 3. Перекладина, брусья, канат.
Упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, ловкости.
Тема 4. Стрельба.
Устройство малокалиберной винтовки. Мера безопасности при стрельбе. Начальные упражнения стрелкового оружия. Изготовка к стрельбе. Порядок готовности к стрельбе. Боевые стрельбы.
Тема 5. Рукопашный бой и стрелковое оружие.
Техника «здороваться»; казачья верховая борьба; учебные поединки. Моделирование критических ситуаций: самооборона на основе изучаемых техник.
Тема 6. Стрелковое оружие.
Устройство стрелкового оружия. Виды стрелкового оружия, боя. Стрельба из пневматической винтовки и пневматического пистолета. Стрельба их различных положений.
Тема 7. Казачьи регалии и символы.
Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчик. Пранор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн.
Судьба казачьих регалий.
Тема 8. Символы веры, молитвы.
Православная вера терских, кубанских казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного. Православные молитвы.
Тема 9. Уставы ВС  РФ.
Обязанности начальников и подчиненных. Обязанности заместителя командира взвода. Обязанности командира отделения. Обязанности солдата. Суточный наряд. Состав вооружения. Обязанности дежурного и дневального по роте.
Тема 10. Строевая подготовка
Повороты в движении (направо, налево, кругом). Строевые приемы с оружием. Действия в составе народного расчёта.
Тема 11. Военная топография
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта на местности. Определения магнитных азимутов направлений на местности. Движение по азимуту. Обход препятствий. Ориентирование по карте в движении. Особенности ориентирования в различных условиях местности (в лесу, пустыне, крупных населенных пунктах, в горах)
Тема 12. Первая медицинская помощь при закрытых переломах.
Наложение шины из подручных средств. Обезболивание. Транспортировка
пострадавшего. Виды транспортировки.
Тема 13. Первая медицинская помощь при переохлаждении.
Степени переохлаждения. Первая медицинская помощь.
Тема 14. Народные способы лечения на Терке при ожогах, ранениях (раны) больных глазах, кашле.
Лечение ожогов рыбьим и гусином жиром, желтком яйца. Настой из червей при ревматизме. Медовое лечение ожогов, больных глаз, ран, простуды. Лечение кашля редькой, медом, ягодами калины и свиным жиром. Лечение травами нарывов, чирьев и т.д.
Тема 15. Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей и насекомых
Помощь при укусах гадюки, гюрзы, кобры, пауков. Первая помощь при укусах пчелами. Осами, шмелями. Ядовитые растения.
Тема 19. Итоговое занятие.
Подготовка к проведению Казачьих игр и Присяги с показательным выступлением.
Методические рекомендации
Успешное выполнение учебного курса программы возможно при соблюдении определенных методических рекомендаций в процессе реализации программы.
В настоящих условиях велика роль компетенции педагогов в вопросах традиционной культуры и фольклора, физической подготовки и военного искусства.
Преподавание фольклора и традиционной культуры, физической культуры и начальной военной подготовки требует определенной  компетенции преподавателей в вопросах этнографии, истории, географии, филологии, музыкального и изобразительного искусства, физической культуры и военного искусства, военной топографии, как терского казачества, так и современного.
Учебный курс выстроен только на основе традиций терского казачества. И именно по - этому обязывает преподавателей обратить внимание на крайнюю нежелательность использования материалов по фольклору и традиционной культуре других областей России. Совпадение текстовой основы не обеспечивают равноценной замены терским материалом.
Подача материала программы не может быть только теоретической: наряду с теоретическими часами включены практические и выездные занятия, которые позволят учащимся осмыслить культуру не только интеллектуально, но акустически, визуально, чувственно.  Вследствие этого необходимо активно включать в курс  встречи с членами казачьего общества, посещать выставки, участвовать в народных праздниках и военно-спортивных состязаниях.
Одним из важнейших компонентов программы является творчество учащихся: изготовление имитаторов оружия, макетов, рисунков, обрядовых атрибутов, исполнение песен. На практических занятиях, используя накопленную информацию, учащиеся могут изготавливать уменьшенные модели, макеты, муляжи казачьего оружия пикета и т.д.
Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации  занятий,  формированию у воспитанников ответственности за качество своей  деятельности.
Полученные результаты обучения дают возможность внести необходимые коррективы в содержание и организацию образовательного  процесса, служат основанием для поощрения воспитанников, развития их  творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении  знаниями, умениями и навыками.
Для отслеживания результативности выполнения программного материала предполагаются различные виды диагностик:
вводная (констатирующая) - проводится в начале учебного года для определения у воспитанников уровня здоровья, физической подготовленности, мотивации к занятиям, социально-психологической комфортности;
текущая - проводится на различных этапах обучения для оценки степени освоения программного материала;
итоговая - проводится в конце учебного года для определения динамики личностного роста ребенка (теоретические знания, физическое развитие, уровень технической подготовки, изменения психических процессов).
Определение уровня психофизического состояния и технической подготовки воспитанников проводится на основе сдачи контрольных нормативов.
Динамика личностного роста воспитанников после каждого года обучения отслеживается по следующим показателям:
физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила);
психологические качества (коммуникативность, внимание).
Подведение итогов реализации программы на каждом году обучения осуществляется в форме итоговой аттестации. Аттестация включает в себя демонстрацию навыков, полученных в ходе обучения; проверку теоретических знаний методом опроса.
Разработана система аттестации, которая позволяет определить уровень квалификации учеников и определить их умения, уровень физической подготовки и знаний. Прошедшему аттестацию в игровой форме присваивается «очередное воинское звание», согласно казачьему «табелю о рангах»:
нижние чины: вице - казак, вице - приказный - соответствуют программе 1 года обучения;
младшие чины: вице - младший урядник - соответствуют программе 2 года обучения;
старшие чины: вице - урядник, вице - старший урядник - соответствуют программе 3 года обучения;
главные чины: вице - младший вахмистр, вахмистр - помощник инструктора, тренера – соответствует программе 4 года обучения
Для каждой ступени разработана своя система квалификационных требований. Практические и теоретические знания оцениваются по зачетной системе.
Опрос позволяет определить образ жизни учеников, отследить их самочувствие, выяснить уровень знаний по изучаемым разделам.
Медицинское обследование необходимо для отслеживания состояния здоровья учеников и изменений в состоянии здоровья.
Условия реализации программы:
- соответствие возраста детей (от 13 до 17 лет) и программных требований;
- необходимость логики изучения предмета, зависящей от уровня готовности детей по возрастным психофизическим качествам;
-создание условий педагогической поддержки  воспитанникам на всех этапах развития;
- привлечение к сотрудничеству методической, психологической  служб для успешной  реализации образовательной программы;
- сочетание различных форм работы в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечение постоянного развития интересов, желаний, потребностей детей в образовательном процессе;
- участие родителей, представителей старшего поколения казаков в воспитательном процессе;
- наличие необходимой материальной базы:
помещения для проведения тренировочных занятий;
специальные учебные тренажеры для работы оружием: манекены, муляжи, мишени, защитное снаряжение;
казачья форма;
инвентарь для проведения выездных лагерей и походов (палатки, спальные мешки др.);
специальная литература.
Формы и виды контроля.
Тема раздела
программы Вид контроля  Форма контроля  Срок           контроля Что  контролирует   Вид
контрольной
работы
1 –й  год  обучения
Терское, кубанское казачество и его культура  Текущий  Проверка лекционных и практических тетрадей.  Во время изучения темы  Активность участия на практических занятиях  Практические работы учащихся (рисунки, фотоматериалы по теме)
Занятия терских, кубанских казаков  Текущий  Рисунки. Викторина. Заметки в школьную газету из цикла: традиционная народная культура и фольклор казачества Во время изучения темы  Активность участия кадетов в викторине. Знания, полученные по теме.  Рисунки учащихся. Печатные материалы в СМИ.
Общая физическая подготовка  Текущий  Сдача контрольных нормативов. 
(Приложение №1) В течение всего учебного года  Физические качества (ловкость быстрота, выносливость, сила); психологические качества (коммуникативность, внимание)  Аттестация, которая позволяет определить уровень квалификации учеников и определить их умения, уровень физической подготовки и знаний.
Техники владения оружием  Текущий  Учебные поединки  В течение всего учебного года  Умения владения техникой  Аттестация, включающая демонстрацию навыков полученных в ходе обучения.
Основы военной службы  Текущий  Контрольная работа Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме.  тестирование
Первая медицинская помощь при травмах и ушибах   Текущий  Контрольная работа с практическим заданием  Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме.  Практические занятия
Средства народной медицины  Текущий  Заметки в школьную газету из цикла: традиционная народная культура казачества Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме.  Практическая проверочная работа
Техники рукопашного боя  Итоговый  Учебные поединки В течение всего учебного года  Уровень здоровья, физическая подготовленность, мотивация к занятиям, социально-психологическая комфортность  Зачет
1-й год обучения      Текущий.
Вводный.
Итоговый  Поездки на казачьи праздники; поездки в подготовительные военно-спортивные лагеря; проведение детских казачьих маневров (подобие «Зарницы»)Возрождение традиции терского казачества.   В течение учебного года  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности. 
Участие детей в мероприятиях.
2 –й  год  обучения
Терское казачество и его культура  Итоговый  Подготовка и проведение праздника игрового фольклора    Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме.
Интерес учащихся к данной деятельностиКомпьютерное тестирование
Традиционное снаряжение и оружие терских казаков  Текущий  Опрос по изученной теме  Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности Работы учащихся (муляжи, рисунки).
Основы военной службы  Текущий  Плановый контроль  В течение учебного года  Знания и умения, полученные по теме.  Компьютерное тестирование
Общая физическая подготовка  Текущий  Плановый контроль. Сдача нормативов
(приложение№1) В течение всего учебного года  Физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила); психологические качества (коммуникативность, внимание)  Зачет
Основы несения военной службы Терских, кубанских казаков  Текущий  Опрос по изученной теме  Во время изучения темы  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности.  Индивидуальное творческое задание.
Техника владения оружием казаков  Итоговый  Учебные поединки  В течение всего учебного года  Физические и психологические качества  Показательное выступление
3–й  год  обучения
Общая физическая подготовка и прикладные виды спорта  Текущий Сдача нормативов 
(приложение№1) В течение всего учебного года  Физические и психологические качества. Зачет
Рукопашный бой 
Текущий Учебные поединки  В течение всего учебного года  Физические и психологические качества. Интерес учащихся к данной деятельности.  Показательное выступление
Основы несения военной службы терских, кубанских казаков и современной армии РФ     Текущий Показательные выступления  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности.  Индивидуально-творческие задания
Военная топография Текущий Опрос по изученной теме  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности.  Зачет, полевые выходы
Первая медицинская помощь при закрытых переломах и  переохлаждении.  Текущий Народные способы лечения. Заметки в школьную газету. Участие в военно-спортивных играх.  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме  Индивидуально-творческие задания
4-й год обучения
Общая физическая подготовка и прикладные виды спорта  Итоговый  Сдача нормативов 
(приложение№1) В течение всего учебного года  Физические и психологические качества. зачет
Рукопашный бой 
Итоговый  Учебные поединки  В течение всего учебного года  Физические и психологические качества. Интерес учащихся к данной деятельности.  зачет
Основы несения военной службы терских казаков и современной армии РФ     Итоговый  Показательные выступления  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности.  Индивидуально-творческие задания
Военная топография Итоговый  Опрос по изученной теме  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме. Интерес учащихся к данной деятельности.  Аттестация
полевые выходы
Первая медицинская помощь при закрытых переломах и  переохлаждении.  Итоговый  Народные способы лечения. Заметки в школьную газету. Участие в военно-спортивных играх.  В течение всего учебного года  Знания и умения, полученные по теме  Индивидуально-творческие задания
Календарно-тематическое планирование
1 – й год обучения
№ тема занятия Кол-во часов Цель изучения
Знать: Деятельность учащихся
Теоретическая Практическая Творческая
1 Вера и верования 2 2 2 Традиционный костюм казаков  4 Уметь различать традиционные костюмы казаков России 2 1 1
3 Жилище 2 Устройство и ведение хозяйства у казаков 1 1
4 История моей семьи 8 Знать родословную своей семьи, уметь составлять генеалогическое древо 2 4 2
5 Воинская служба 4 структуру, деление на полки, рода войск, общества, управление казачьего войска 2 2 6 Бег 5 Развитие выносливости 1 4 7 Прыжки с места  4 Развитие координации выносливости 1 3 8 Подтягивание 8 Развитие координации, выносливости 1 7 9 Техника работы шашкой    20 Знать историю древнего оружия, традиции военных приёмов, войсковой иерархии 5 15 10 Казачья пика  15 Знать историю древнего оружия, традиции военных приёмов, войсковой иерархии 5 10 11 Обязанности казака в строю, элементы строя  5 Иметь представление об организационной структуре ВС и обязанности казака в строю, элементы строя  1 4 12 Материальная часть стрелкового оружия  6 Знать материальную часть оружия порядок неполной разборки и сборки 2 4 13 Травмы и ушибы 4 Уметь определять травмы и ушибы оказывать первую помощь 2 2 14 Лечение травами 4 Знать лекарственные травы и уметь использовать их в лечебных целях 3 1 15 Баня и закаливание 4 Техника закаливания обливанием. 3 1 16 Техника «Здаровацца» 10 Знать технику рукопашного боя без оружия, элементы техники рукопашного боя без оружия «Здаровацца» 2 8 17 Учебные поединки 7 Техника и тактика игры 5 2
18 Самооборона 20 Техника и  тактика
самообороны 2 18 19 Итоговое занятие 4 Обобщение 2 2 Календарно-тематическое планирование
2 – й год обучения
№ п/птема занятия Кол-во часов Цель изучения Деятельность учащихся
Теоретическая Практическая Творческая
1 Казачьи песни 12 Знать песни с историческими сюжетами терских казаков и лирические песни. 2 6 2 Казачий пляс 10 Знать боевой пляс вприсядку, удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы. 6 8 3 Экипировка казака  2 Знать значение элементов экипировки: мундир, шаровары, черкеска, папаха, башлык, кушак, ноговицы; пики, шашки.1 1 4 Оружие кубанских и терских казаков  8 Знать и уметь различать оружие кубанских и терских казаков  4 4 5 Организационная структура ВС РФ  2 Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе 1 1 6 Правило несения гарнизонной и караульной службы  6 Знать состав и назначение караулов. Обязанности разводящего обязанности караульного и часового. 2 2 2
7 Кросс 14 Комплексное развитие физических
качеств.
Развитие силы, быстроты, выносливости 12 2
8 Отжимание, подтягивание  16 Развитее выносливости 16 9 Метание гранаты  12 Развитие скоростно- силовых
способностей. 12 10 Кувырки, перекаты и падения  16 Развитее выносливости
Развитие силы, быстроты, выносливости 16 11 История воинской славы казачества  5 Участие казаков в войнах 3 2 12 Чины, звания, знаки отличия казаков  4 Иметь представление об основных государственных наградах казаков. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды 4 13 Форма терского казака 14 История и прикладное значение 4 10 14 Военная подготовка в Терском казачьем войске  20 представлять себе фактическое состояние самоуправления в казачьих войсках. Выполнение сравнительного анализа управления между казачьими войсками, казачьих войск и Российского государства 10 5 5
15 Техника работы кинжалом и ножом  25 Развитие меткости и ловкости 2 23 16 Техника работы нагайкой и плеткой  24 Развитие меткости и ловкости 2 22 17
Конноспортивная подготовка   10 Основы казачьей езды 2 8 18 Итоговое занятие 4 Обобщение 2 2 Календарно-тематическое планирование
3 – й год обучения
№ п/птема занятия Кол-во часов Цель изучения Деятельность учащихся
Теоретическая Практическая Творческая
1 Культура физического воспитания казачества  6 Развитие силы, ловкости быстроты 4 2 2 Кросс. Полоса препятствий  Перекладина, брусья, канат  20
20 Развитие силы. 20
20 3 Стрельба  20 Порядок готовности к стрельбе 20 4 Конноспортивная подготовка 10 Основы казачьей езды 2 6 2
5 Техника рукопашного боя с оружием и без оружия  42 Совершенствование
техники прямого
атакующего  удара 4 38 6 Стрелковое оружие  3 Знать устройство, виды. 3 7 Казачьи регалии и символы  6 Знать казачьи регалии и символы  5 1 8 Символы веры, молитвы  5 Знать символы веры, молитвы  2 1 2
9 Устав ВС РФ  2 Обязанности начальников, подчиненных 1 1 10 Строевая подготовка  34 Строевые приемы 34 11 Ориентирование на местности 3 Уметь работать с картой. 1 1 1
12 Определения магнитных азимутов направлений на местности 3 Движение по азимуту 1 1 1
13 Ориентирование по карте в движении 2 Уметь ориентироваться по карте 1 1 14 Особенности ориентирования 3 Особенности ориентирования в различных условиях местности 1 1 1
15 Первая медицинская помощь при закрытых переломах  4 Наложение шин правила транспортировки 2 2 16 Первая медицинская помощь при переохлаждениях  4 Степени переохлаждения первая помощь 2 2 17 Ожоги, ревматизм, раны, больные глаза, кашель  10 Степени ожогов, оказание первой помощи. 5 1 4
18 Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей и насекомых 3 Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей и насекомых 1 2 19 Итоговое занятие 4 Обобщение 2 2 Календарно-тематическое планирование
4 – й год обучения
№ п/птема занятия Кол-во часов Цель изучения Деятельность учащихся
Теоретическая Практическая Творческая
1 Кросс. Полоса препятствий   20
Развитие скоростных способностей.
Учить эстафетному
Бегу - передачи
сверху. Развитие
выносливости 20
2 Перекладина, брусья, канат  20 Развитие координационных способностей развитие силы 20 3 Стрельба  31 Развитие меткости и ловкости 1 30 4 Конноспортивная подготовка 10 Основы джигитовки 2 6 2
5 Техника рукопашного боя с оружием и без оружия  40 Обучение
техники  прямогоатакующего  удара 4 36 6 Стрелковое оружие  10 Знать устройство, виды. 10 7 Ориентирование на местности 3 Уметь ориентироваться по карте 1 1 1
8 Особенности ориентирования 3 Особенности ориентирования в различных условиях местности 1 1 1
9 Устав ВС РФ  2 Обязанности начальников, подчиненных 1 1 10 Казачьи регалии и символы  6 Знать казачьи регалии и символы  5 1 11 Символы веры, молитвы  5 Знать символы веры, молитвы  2 1 2
12 Строевая подготовка  30 Строевые приемы 30 13 Первая медицинская помощь при открытых переломах  6 Наложение шин, правила транспортировки 2 4 14 Первая медицинская помощь при переохлаждениях  4 Степени переохлаждения первая помощь 2 2 15 Ожоги, отравления 10 Степени ожогов, оказание первой помощи. 5 1 4
16 Итоговое занятие 4 Обобщение 2 2 Приложение №1
7 класс
№п/пКонтрольныенормативы Казачий норматив 5 4 3
1. Прыжок в длину с места 2,05м 1,90 1,70 1,60
2. Кросс 1 км 3,55мин 4,10 4,20 4,40
3. Кросс 1,5 км 5,30мин 6,00 6,25 7,05
4. Бег 60 м с высокого старта 8,6сек 8,9 9,4 10,1
5. Челночный бег10м*3 7,0сек 8,0 8,1 8,4
6. Угол в упоре на брусьях 6сек 4 2 1
7. Поднос прямых ног к перекладине 6 5 4 3
8. Подтягивание 10 8 6 4
9. Подъем переворотом 4 3 2 1
10. Отжимание от пола в упоре лежа 40 35 30 25
11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 10 8 6 4
12. Метание мяча 150 гр40 38 32 28
 
8 класс
№п/пКонтрольныенормативы Казачий норматив 5 4 3
1. Прыжок в длину с места 2,20м 2,05 1,85 1,60
2. Кросс 1 км 3,45мин 4,00 4,10 4,30
3. Кросс 2 км 9,30мин 10,00 11,30 14,20
4. Бег 60 м с высокого старта 8,3сек 8,5 9,5 10,4
5. Челночный бег 10м*6 16,5сек 16,7 17,7 18,7
6. Угол в упоре на брусьях 7сек 6 4 2
7. Поднос прямых ног к перекладине 8 6 5 4
8. Подтягивание 12 10 8 6
9. Подъем переворотом 8 6 4 2
10. Отжимание от пола в упоре лежа 50 45 40 35
11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 15 13 10 8
12. Метание мяча 150 гр45 40 35 28
9 класс
№п/пКонтрольныенормативы Казачий норматив 5 4 3
1. Прыжок в длину с места 2,25м 2,10 1,90 1,65
2. Кросс 1 км 3,35мин 3,55 4,05 4,20
3. Кросс 2 км 8,30мин 9,00 10,00 8,00
4. Бег 60 м с высокого старта 8,00сек 8,2 9,2 10,0
5. Челночный бег10*10м 27сек 27,2 29 31
6. Разведение прямых ног над брусьями 4 3 2 1
7. Поднос прямых ног к перекладине 10 8 6 5
8. Подтягивание 14 12 10 8
9. Подъем переворотом 10 8 6 4
10. Отжимание от пола в упоре лежа 60 55 50 45
11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 20 15 13 10
12. Метание мяча 150 гр47 45 40 35
10 класс
№п/пКонтрольныенормативы Казачий норматив 5 4 3
1. Прыжок в длину с места 2,35м 2.00 2,00 1,75
2. Кросс 1 км 3,25мин 3,35 3,45 3,55
3. Кросс 3 км 14,00мин 14,30 15,40 17,30
4. Бег 100 м с высокого старта 12,8сек 13,2 14,2 15,2
5. Челночный бег10м*10 27,5сек 28 29 30
6. Разведение прямых ног над брусьями 8 6 4 2
7. Поднос прямых ног к перекладине 12 10 8 6
8. Подтягивание 16 14 12 10
9. Подъем переворотом 12 10 8 6
10. Отжимание от пола в упоре лежа 70 65 60 55
11. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях 25 20 15 13
12. Метание гранаты 600гр 34 32 26 22
Список литературы для педагогов.
С.Г. Александров Традиционные Рукопашные состязания кубанских казаков: сер. 19 – нач. 20 вв. Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографически исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.
Г.Э.Адамович, Р.И. Федин Владение холодным оружием казачьи техники - Краснодар, 2005.
Г.Д. Астапенко Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 вв. /Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
Библиотечка журнала «Военные знания» «На службе Отечеству» (учебное пособие по «Основам военной службы»)., Москва.
И.А. Баранкивич Традиционный костюм  в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции// Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар,2000.
Военная подготовка в казачьих школах. Екатеринодар, 1911. — 29 с.Б.В. Горбунов  Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр раэв-я пркл. этногр. Ин-та этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с.
Гнеденко А.М., Гнеденко В.М. За други своя или все о казачестве. - М.: Международный фонд славянской письменности и культуры. АРП Инт. Ко., 1993.-272с.
Б.В. Даль  Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981.Т. 1.-985 с.
В.Л. Динер  Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. -Краснодар, 1999, - 236 с,
«Дикорастущие лекарственные растения СССР»  А.Ф. Гаммермкн.  Москва, 1976
Казачьи войска. Хроника. Оформление Н. Саутина. Акционерное общество «Дорваль», 1992. – 480 с.
«Казачий календарь», составитель - Владимир Левченко, Москва.
«Как изменяются мальчик» Российская ассоциация планирования семьи.
М.А. Караулов Терское казачество в прошлом и настоящем. Владикавказ 1912 г.
В.Л. Кузнецова  Возрастные особенности дыхания детей и подростков - М.: Медицина, 1986.-128 с, ил.
Казачьи традиции, обряды и календарные праздники. Автор-составитель П.С. Федосов. _ Ставрополь: РИО филиал МГОПУ имени М.А. Шолохова, 2005. 164 с.
Кузнецова М., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. –М.: Высш.шк., 1992. - 272с.: ил.
Очерки традиционной культуры казачества России /Под общ. ред. Н.И. Бондаря. — Москва - Краснодар: 2002. — 589 с.
«Отчизны верные сыны»// под редакцией  А.И. Анохина,  Москва., 2004г.
Омельченко И.Л. Терское казачество /СОИГИ при Совмине СОССР – Владикавказ: Ир, 1001 – 301 с.
Потто В. А. Два века терского казачества: 1577–1801: в 2 т. — Репринтное издание 1912 г. — СПб.: Альфарет, 2012. — Т. I. — 134 с.; Т. II. — 264 с.
«Российская оборонная» энциклопедический справочник,  Москва., Магистр - ПРО., 2002.
Руководство для казачьей езды и выездки строевой казачьей лошади. 1895 г. полковник С. Флейшер «Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» автор-составитель Б. А. Алмазов.
Учебно-методическое пособие по разделу «Основы подготовки к военной службе» региональной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»// под общей редакцией  В.А. Бесплеменова и  Ю.Я. Леонтьева, Краснодар , 1997 г.
Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке.// под редакцией Ф.Е. Штыкало, Москва, «Просвещение».
Цараев С. Г. Лекарственные растения в ветеринарии. Россельхозиздат – Москава. 1964 – 173 стр.
«Что должен знать христианин» Саратов, 1997
Список литературы для учащихся.
Б.В. Даль  Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981.Т. 1.-985 с.
Б.В. Горбунов  Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М: Коорд.-мет.центр раэв-я пркл. этногр. Ин-та этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с.
Господь – знамя мое! Серия : Духовно-нравственные и исторические традиции Русской армии. М.: «Светоч», 2006 г. – 240 стр. (книга 1 и 2)
История казачества России: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2001. – 256с.: ил.
«Казачий календарь», составитель - Владимир Левченко, Москва.
Крыласов В.Г. Истории и сказы Ставрополья. Литературно-художественное издание.-Ставрополь: «Интеллект», 2009.440с.
Олейник В.В., Никишин И.И. Культура традиции терских казаков. Учебное пособие для учащихся лицеев и гимназий 5-7 классов. Минеральные Воды 1997 .- 85 стр.
Песни и частушки периода Великой Отечественной войны.
Ремчуков В.Н. Толковый казачий словарь. Волгоград: Станица – 2, 2003-224 стр.
Савченко В. Атаманы казачьего войска. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 416 с. – (Казачья слава)
«Слава Тебе, Господи, что мы - казаки!» автор-составитель Б. А. Алмазов.Юрий Асадов. Главноначальствующие на Кавказе. Очерки. Пятигорск-Москва: издательство альманаха «Бекский Дом», 2004,52 стр. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск -2001. – 337 стр.
«Энциклопедия выживания» Б. Кудряшов, Краснодар., «Советская Кубань».
Материально – техническое и информационно - техническое обеспечение
Стрелковый тир
Спортивный зал
Стадион, оборудованный полосой препятствий
Конноспортивная школа
Классы для проведения теоретических занятии по мед. подготовке
Шашки, ногайка, пика
Музей истории казачества
Интерактивное оборудование в комплекте (доска, рабочее место учителя)
Конец формы