СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВЕ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВЕ

А.Н. Самохин
ГОУ СПО «Саратовский областной
колледж искусств»

Музыкальная жизнь Саратова до середины 1870-х годов ничем не отличалась от других городов российской провинции. Она была представлена в первую очередь домашним музицированием, участием в любительских кружках и выступлениями бывших крепостных крестьян. Иногда в Саратове гастролировали и известные исполнители из столицы. Ситуация кардинально меняется, когда по решению Главной Дирекции Императорского Русского музыкального общества в сентябре 1873 года в Саратове открывается его отделение. Отделение возглавил саратовский губернатор М.Н. Галкин-Врасский. По инициативе Дирекции отделения в сентябре 1873 года были открыты Музыкальные классы, а в 1895 году они преобразуются в Музыкальное училище. Однако ни в Музыкальных классах, ни в училище обучение игре на народных инструментах не осуществлялось. Открытие 21 октября 1912 года Саратовской Алексеевской консерватории ситуацию к лучшему не исправило. Однако 1917 год внёс свои коррективы.
Новая эпоха ставила перед людьми новые задачи. Поэтому уходила в прошлое дореволюционная культура, оказавшаяся в представлениях новых властей пережитком прошлого. Многие из творцов, символов предыдущей эпохи оказались за границей, были арестованы или ушли из жизни. 1 октября 1924 года Саратовская консерватория была превращена в музыкальный техникум. Преподаватели и руководство учебного заведения попытались сначала отменить это решение, и Госплан СССР опротестовал решение коллегии Народного комиссариата просвещения о превращении консерватории в техникум, но Совет Народных Комиссаров всё же принял решение о реорганизации Саратовской Алексеевской консерватории в Саратовский музыкальный техникум. В техникум перешли на работу большинство преподавателей консерватории, что повысило уровень подготовки выпускников этого учебного заведения. Учебные планы и программы техникума способствовали подготовке высокопрофессиональных музыкантов исполнителей и педагогов, способных легко перестраиваться на потребности идеологической политики советской политической машины.
Импульсом к интенсивному развитию обучения игре на народных инструментах в учебных заведениях страны стали, многочисленные конкурсы исполнительства на народных инструментах, их пропаганда и доступность, так «только в 1927 году проведено 27500 местных конкурсов, в них участвовало более 300 тысяч гармонистов». Особую популярность получает исполнительство на баяне. Пролетарское происхождение инструмента подняло его значение в глазах новой власти до уровня одно из важных музыкальных орудий культурной революции. Гармоника и баян выдвинулись как инструменты, с помощью которых решалась важнейшая социальная задача: общий подъём художественной культуры народных масс.
В музыкальных техникумах страны открываются отделы народных инструментов, а при них классы баяна. Открытие класса баяна в Саратовском музыкальном техникуме состоялось в 1930 году. Начался подбор преподавательского состава. Первыми преподавателями по классу баяна в Саратовском музыкальном техникуме были известные саратовские музыканты: И. Паницкий, Н. Бесфамильнов, П. Ткачев, С. Киселев, Ю. Грицепанов, В. Железняков. Первыми выпускниками стали А. Ластовкин, Л. Чернов, В. Григоренко, Н. Грибков и другие.
Большое влияние на развитие исполнительства на народных инструментах в Саратове оказало творчества Ивана Яковлевича Паницкого. Он преподавал в Саратовском музыкальном техникуме недолго. Большое значение в педагогической деятельности он уделял инициативе ученика и исполнительскому показу. Он проигрывал отдельные фрагменты музыкального произведения на баяне или фортепьяно. Однако у самого И.Я. Паницкого дважды одинаково никого произведение не звучало. «Иван Яковлевич, Вы же вчера совсем не так играли!» - восклицал ученик. «Но то ведь было вчера», отвечал музыкант. Своей вдохновенной игрой, небывалой увлечённостью он зажигал своих учеников.
Работа в Саратовском музыкальном училище, молодому педагогу приходилось преодолевать множество трудностей, связанных с отсутствием репертуара, методической литературы. Поэтому Иван Яковлевич большое значение уделял переложению классических произведений М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, П. Чайковского Н. Римского-Корсакова, которые прочно вошли в исполнительский репертуар учеников И.Я. Паницкого. Однако, основная масса исполнителей, как в Саратове, так и в других городах страны по-прежнему ориентировалась на обработки народных песен, танцев, что было вполне естественным для рубежа 1920-х- 1930-х годов.
Вместе с этим, необходимо отметить важную тенденцию в развитии исполнительства на баяне, что выражалось выходом баяна и других народных инструментов на широкую концертную эстраду. Этому во многом способствовал выход на концертную эстраду плеяды блестящих баянистов: П. Гвоздев, И. Паницкий, Н. Ризоль, Ю. Казаков.
В 1956 году в Саратовской консерватории была открыта кафедра народных инструментов. Состоялся первый набор студентов по классу баяна. Проблем с подготовкой студентов первого набора было более чем достаточно. Во-первых, отсутствовали программы по специальным дисциплинам, во-вторых, классы для занятий располагались в подвальных помещениях, а методике организации обучения не уделялось достаточного внимания. Однако самым большим недостатком являлось отсутствие педагогических кадров, профессионалов с опытом работы в высшем учебном заведении.
Первыми преподавателями по классу баяна в Саратовской консерватории стал П. Ткачев, работавший в то время заведующим отделом народных инструментов Саратовского музыкального училища, а так же А. Рыбалкин. Однако ни один из них не работал в консерватории больше двух лет, и к четвертому курсу студенты первого набора и их младшие коллеги остались без преподавателей.
Решением ректора Саратовской консерватории, профессора Л.Л. Христиансена (выпускника 1932 г. Саратовского музыкального техникума) студенты были распределены к ведущим преподавателям-пианистам. Это были маститые музыканты: заведующий кафедрой специального фортепиано профессор С. Бендицкий, профессора Б. Гольдфедер, А. Сатановский, Б. Радугин, доцент А. Щапов, заведующая кафедрой общего фортепиано Н. Цыганова. Вот как вспоминает участник событий тех лет, ныне профессор кафедры народных инструментов Саратовской консерватории В. Ломако: «Для некоторых из них вообще открытие класса баяна в Саратовской консерватории казалось недостаточно оправданным и нарушающими академическую структуру учебного заведения. Да и баян воспринимался ими как гармошка, уличный инструмент». Такого мнения придерживались многие преподаватели вуза мало знакомые со спецификой инструмента.
Однако, что не все профессора-пианисты придерживались подобного мнения. «Уроки этого замечательного музыканта запомнились на всю жизнь, потому что они были наполнены атмосферой высокого академического искусства, уважительным и доверительным отношением к студенту. Не вдаваясь в подробности специфики игры на баяне, он мог так говорить о музыке, что у меня на уроке руки становились послушными, как крылья птицы, свободно получались те технические места, которые до урока казались совершенно непреодолимыми. Занятия приносили чувство радости и желание заниматься больше».
Заканчивали консерваторию студенты первого набора уже под руководством замечательного музыканта, баяниста В. Плетнева, отца ныне известного пианиста и дирижера Михаила Плетнева. К этому времени студенческий состав всех пяти курсов был укомплектован, и естественным образом встал вопрос о преобразовании класса баяна в кафедру народных инструментов, что и было сделано в 1962 году.
Продолжателями образовательных традиций стали выпускники 1961 года, участники первого набора; тогда же был избран и первый заведующий кафедрой. Им стал Борис Иванович Скворцов. Это было непростое время становления коллектива. Молодым преподавателям необходимо было соответствовать высокому статусу академического вуза, и потому процесс совершенствования подходов к обучению и концертной деятельности шел ускоренными темпами. Как пишет В. Ломако: «Своеобразие кафедры состояло в том, что она сложилась как «баянная», и ей еще предстояло стать кафедрой народных инструментов».
К достоинствам первых педагогов кафедры следует отнести их стремление объединить накопленный пианистический опыт с достижениями ведущих баянистов-исполнителей. Наиболее показательной в этом отношении была деятельность Б.И. Скворцова. По словам В. Ушенина, как бы в продолжение традиций, утвердившихся у пианистов, особенно у класса С. Бендицкого, были организованы исполнения тематических программ больших органных прелюдий и фуг И.С. Баха, всех органных концертов Г.Ф. Генделя. По тем временам это были грандиозные проекты, но талантливые студенты Б. Скворцова успешно справлялись с поставленными задачами, оттачивая свое мастерство на исполнении классической музыки.
Вместе с этим под руководством Б.И. Скворцова была организована телевизионная школа обучения на баяне. Так впервые в Советском Союзе в прямом эфире телезрители смогли видеть как преподаватель объясняет ученику технику исполнения того или иного произведения, показывает приемы игры. Содержание телепередач разрабатывал Б. Скворцов, а вели уроки В. Белоусов и В. Болдырев.
Важнейшая роль в становлении и развитии кафедры народных инструментов Саратовской консерватории принадлежит В.П. Ломако. Сменив Б. Скворцова на посту заведующего кафедрой, а затем, перейдя на должность проректора и ректора консерватории, Валерий Петрович много сделал для укрепления кадрового состава кафедры, ее обновления и превращения в равноправное структурное подразделение Саратовской консерватории. Вместе с этим, по инициативе В.П. Ломако в Саратове начиная с 1973 года стали на регулярной основе проводиться региональные конкурсы, посвященные творчеству И. Паницкого. Конкурсы И. Паницкого стали той творческой площадкой, на которой происходило общение музыкантов из разных городов, шел обмен опытом, оттачивалось исполнительское мастерство студентов и преподавателей.
Заметное место в истории кафедры принадлежит Н.В. Грибкову. Николай Васильевич проработал на кафедре народных инструментов с момента ее основания. Он участник Великой Отечественной войны, талантливый музыкант, человек необычайно настойчивый и волевой Н. Грибков окончил Саратовскую консерваторию параллельно со своими учениками, в 1963 году (класс проф. Б. Гольдфедера). Среди его выпускников заслуженные деятели искусств РФ Ю. Горковенко, В. Салин, заслуженные работники культуры РФ В. Никиточкин, Р. Осипов, Г. Дерюгин, Н. Портнов, В. Солнцев, М. Григорьев, лауреаты всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов В. Сурцуков, В. Титов, С. Елхимов, В. Сивцов, С. Симбирцев, В. Каргин, В. Терентьев, В. Бондаренко и многие другие.
В разные годы класс баяна на кафедре народных инструментов в Саратовской консерватории вели: В. Зайчиков, В. Белоусов, В. Болдырев, А. Сенин, В. Галактионов. Заведовали кафедрой: Б.Скворцов (1961-1972), В. Ломако (1972-1976), В. Дудкин (1976-1978), В. Кукушкин (1978-1996), В. Фильчев (1996-2010), В. Ломако (2010-2014), В. Бондаренко (с 2014 г.).
В 1967году на кафедре народных инструментов был открыт класс домры. Первыми преподавателями стали известные музыканты В.С. Дубчак и Б.Г. Мачин. В 1969 г. в Саратове был открыт класс балалайки. Первыми преподавателями стали Н.В. Жорняк, В.С. Дубчак, В.В. Дубчак, В.В. Антипенко, а с 1976 года класс балалайки ведёт В.И. Егоров. На базе кафедры создан учебный оркестр русских народных инструментов.
Новый импульс кафедра получила с приездом в 1988 году в Саратов целого ряда ярких музыкантов из Уфы и Самары. Среди новых преподавателей кафедры: лауреат международного конкурса «Кубок Мира» заслуженный артист России В. Фильчев, его выпускник лауреат международного конкурса «Гран При», заслуженный артист Башкирии В. Грачев, а также лауреат всесоюзного конкурса Татьяна и Дмитрий Варламовы. За годы своего развития кафедра народных инструментов Саратовской консерватории стала базовой для развития исполнительских школ Поволжья и Северного Кавказа.
Таким образом, к началу XXI века народно-инструментальное образование в Саратове окончательно обрело профессиональный статус. Данный процесс был обусловлен целенаправленной перестройкой специализированных учебных заведений, учебных программ, развитием региональной исполнительской школы, созданием оригинального репертуара, отвечающим потребностям современного общества.
 Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. / М-во культуры Саратовской области.: Саратовская государственная консерватория; отв. Ред.О.Б. Краснова. – Саратов.: Изд. ИП Везметинова,2012. – 444 с.: ил. С. 5-14.
 Быстряков, М.С., Хорошайлова, Л.М. Баянист Иван Паницкий. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1976. 104 с. С. 55.
 Галактионов В.М. Паницкий, или Вечное движение. М.: РАМ им. Гнесиных. 1996. 172 с. С. 32.
 Лебедев, А.Е. Жанр концерта для баяна с оркестром в отечественной музыке. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. 530 с. С. 56.
 Лебедев, А.Е. Наследуя академические традиции вуза // Художественное образование: преемственность и традиции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. С.179-184.
 Ломако, В.П. От первых студентов к кафедре // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. С. 173.

 Ломако, В.П. От первых студентов к кафедре // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. С. 170-175.
 Там же. С. 175.
 Ломако, В.П. От первых студентов к кафедре // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. С. 170-175.
 Ломако, В.П. Полвека спустя// Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: Материалы всероссийской научно-практической конференции. // Ред. Сост. Д.И. Варламов – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. – 112 с. С. 17-24.











15