Конспект фронтального логопедического занятия по теме Звуки Т -Ть. Буква Т 1 класс


Тема занятия. Звуки Т – Ть, буква Т.
Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в различных языковых единицах, предупреждение замен и смешений гласных 1 и 2 ряда.
Образовательная задача: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные, связь звуков с буквой.
Коррекционно – развивающая задача: корректировать фонематический слух через упражнения на развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через умения делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к единицам языка, мотивацию к правильной речи, положительное отношение к учебной деятельности.
Оргмомент-Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»
1. Звук Б – гласный
2. В слове «мама» 6 звуков.
3. Из слов можно составить предложение.
4. В слове «барабан» последний звук - Н.
5. Поползень – это фрукт.
Основная часть
-Сегодня к нам на занятие пришли ваши мамы, давайте покажем, чему мы учимся на логопедических занятиях.
Д\и «Четвёртый лишний»
-Назовите предметы:
кастрюля, тарелка, табурет, стакан; (слайд 1)
кошка, тигр, коза, корова (слайд 2)
-Какой предмет не подходит к остальным, почему?
-Какой звук в слове «табурет» мы слышим два раза?
Какой первый звук в слове «тигр»?
Какая тема занятия? (будем различать звуки т-ть, чтобы правильно писать и читать)
-Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)
Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)
Что вы знаете о согласных звуках? (когда мы их произносим, у нас во рту возникает преграда)
2)-Достаньте зеркала. Произнесите перед зеркалом звук Т. Есть ли во рту преграда? (слайд) Значит, какой это звук? В песенке какого медведя звучит этот звук? Значит, он какой? Приложите руку к горлышку. Работает голос? Значит, звук какой? Расскажите всё, что вы узнали о звуке Т.
(аналогичная работа со звуком Ть)
Чем похожи звуки? Чем отличаются?
Каким цветом будем обозначать на схеме звуки Т, Ть?
Игра с сигнальными карточками.
та, тя, то, тё, ту, ты, ти, тю, ат, от, ать, итьИгра в мяч «Запомни, повтори»
та-тя-та,
те -тэ -те,
то-тё-то,
ты-ти-ты,
ту-тю-ту,
ти-ти-ты,
ту-ту-тю,
тё-то-то,
тя-та-тя,
тэ-те-тэ.
Звуки Т и Ть обозначаются буквой т. Вспомните, из каких элементов она состоит.
-наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху, наклонная линия с закруглениями вверху и внизу. Напишите букву в воздухе, пальцем на парте, на манной крупе, выложите из фасоли.
На доске слоговая таблица
та тиитьутутьатот тэ
то тюту атьты отьтятё

-Что написано в таблице? (слоги) Прочитайте их. Найдите слог ту, остановитесь на нём глазками.
Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. ут1 слог вниз, 2 слога влево ат1 слог вниз, 2 слога вправо ать1 слог вверх, 1 слог влево, 2 слога вниз тя2 слога влево, 2 слога вверх, 1 слог вправо ат-Слоги с какой согласной буквой вы читали? Найдите и запишите все слоги с мягкой согласной. Проверьте себя, должно получиться 8 слогов. Подчеркните букву, которая смягчает согласный звук. Найдите и запишите все слоги с твёрдой согласной. Должно получиться 8 слогов.
6) Что было написано в таблице? (слоги) Что можно составить из слогов? (слова) Я раздам карточки со слогами.
1.Внимательно прочитать.
2. Найти каждому слогу своё место, так, чтобы получились понятные слова.
га зета ап те ка
работа у тята
шкатулка кар тина
плане та тюль па нытрамвайпа у тина
-Каждый из вас продиктует всем одно своё слово. Диктовать нужно так, как написано. Записываем с проговариванием. Найдите в слове букву нашего занятия. Какой звук она обозначает, твёрдый или мягкий? Если мягкий, подчеркните зелёной ручкой, если твёрдый – синей.
7)Распределение картинок в синий и зелёный домики:
халат, куртка, туфли,
платье, костюм, кровать.
Игра «Назови ласково».
Игра «3 лишний».
Игра «Что изменилось» - проводят дети.
Образование относительных прилагательных: шерстяной, меховой, кожаный, шёлковый.
Составление предложений с этими словами.
8) Работа с деформированной фразой. Письмо по памяти.
На доске карточки со словами.
-Не читая, скажите, что написано на карточках (слова). Что можно составить из слов (предложение). Что для этого нужно сделать? (найти каждому слово своё место, подружить слова)
(работа в парах у доски)
Обсуждение орфограмм.
Запись по памяти с громким проговариванием.
Проверка по образцу.
Тёма любит читать газеты.
кот, У, Тишка, жил, Кати.
III. Обобщение. С какими звуками мы работали?
Назовите слово со звуком Т. Ъ
Назовите слово со звуком Ть.