Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе Путешествие в космос

«Путешествие в космос»
Цель: систематизация знаний и представлений детей о космосе, Дне космонавтики; закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
расширять представления детей о космосе;
расширять словарь по теме;
закреплять имеющиеся знания о космосе;
закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове, предложении);
развивать фонематическое восприятие;
закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
закреплять навык чтения.

Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;
развивать слуховое внимание;
закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы;
развивать общую мелкую моторику;
развивать графические навыки, пространственные представления.

Коррекционно-воспитательные:
создавать положительный эмоциональный настрой;
воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;
воспитывать умение слушать сверстников и логопеда;
воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: портрет Ю. А. Гагарина, схема планет солнечной системы, предметные и сюжетные картинки по теме «Космос», карточки со слогами, словами; кассы букв и счета, наборы для составления схем, наборное полотно, магнитная доска, магниты, музыка на космическую тему.
Ход занятия:
Организационный момент.
Беседа о дне космонавтики.
Мы живем в космическую эру. Она началась, когда с Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли.
Потом в Космосе побывали животные – собаки, мыши, обезьяны. Ученые изучали их поведение в космических условиях жизни.
12 апреля 1961 года в космос впервые поднялся человек. Это был гражданин нашей страны, которая тогда называлась Советский союз, летчик – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
С тех пор весь мир отмечает День космонавтики.
Упражнение «Подумай и ответь»
Л.: Что мы отмечаем 12 апреля? Почему?
Д.: 12 апреля мы отмечаем день космонавтики
Л.: Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
Д.: Человек, который первый поднялся на ракете в космос.
Л.: Как называется аппарат для полета в космос?
Д.: Ракета.
Л.: Как называется одежда человека для полета в космос?
Д.: Скафандр.
Л.: Как называют человека, который летал в космос?
Д.: Космонавт.
Л.: Как вы думаете космонавт какой?
Д: Смелый, находчивый, умный, бесстрашный, отважный, здоровый, тренированный, волевой, целеустремленный.
Л.: Вот и мы с вами сегодня отправимся путешествовать в космос, по планетам на ракете, будем настоящими космонавтами.
Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавтам можно было дышать, они одевают скафандр. Давайте и мы оденем скафандры.
Мы скафандр одеваем (руки вверх)
Руки, ноги разминаем (руки сгибают),
Раз присели, два привстали,
Дружно все сказали!

Команда! Приготовиться к взлету! Рассаживаемся по местам в ракете!
Дети рассаживаются по местам.
2. Развитие фонематического восприятия, артикуляционная гимнастика. Фонопедические распевки.
Л.: Прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте проверим, все ли системы работают исправно на нашем корабле.
Проверим топливо дети произносят «ш-ш-ш»
(язык в форме чашечки поднят вверх)
Проверим плотно ли закрыты люки. произносят звук «а» с усилением
(рот широко открыт) голоса
Проверяем радио произносят звук «у» в разных
(губы в форме трубочки) регистрах
Проверяем двигатель произносят звук «р» и вращают
кулачком перед грудью
- Ура! Двигатель исправен! Складываем инструменты и занимаем свои места! Пристегните ремни! Идёт обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1! Поехали!
3. Упражнение «Собери слово»
Л.: пока наша ракета набирает высоту, давайте узнаем, какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Только вот названия их рассыпались на слоги! Ну ничего, вы же умные космонавты! У каждого на столе конверт с поломанными названиями планет! Составьте слово и прочитайте название!
Дети составляют и читают: Марс, Зем - ля, Ве – не - ра, Ю – пи - тер, Мер – ку - рий, Плу - тон, Неп - тун, Са - турн, У - ран.
Л.: Молодцы! На некоторые планеты мы приземлимся сегодня.
4. Упражнение «Что же мы видим в космосе?»
Л.: И вот мы в космосе! Что вы видите вокруг?
Ответы детей. «Я вижу красивые звезды. Я вижу огромное раскаленное солнце. Я вижу планеты.»
Л.: Вот мы подлетаем к планете! Но, к сожалению, наш бортовой компьютер плохо принял сигнал и вместо названия на мониторе высветились буквы! Я вам сейчас их назову, а вы с помощью букв азбуки выложите их, составьте слово и прочитайте название планеты.
А, С, Р, М МАРС.
Л.: Молодцы! Расскажите, какие звуки есть в слове МАРС, дайте их характеристику!
Д.: М – согласный, звонкий, твердый
А – гласный
Р – согласный, звонкий, твердый
С – согласный, глухой, твердый.
Л.: Сколько согласных звуков в слове? Гласных? Дети отвечают.
Л.: Итак, мы на планете Марс!
Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос. Из за красноватого оттенка планета получила название красная планета.
Л.: Отправляемся дальше! На горизонте еще одна планета! На этот раз ее название зашифровано! Посмотрите на код, и выложите с помощью касс, буквы в нужном порядке, прочитайте слово.
5. «Зашифрованное слово»
О П Л Т У Н
5 1 2 4 3 6
Слово – Плутон.
Л.: Молодцы! Плутон – загадочная планета! Все слова на ней зашифрованы!
Вот и несколько слов попали на планету и превратились в схемы! Подберите к схеме нужные слова!

_______________ _______________ _________________
___________ _____ _____ _____ ____ ____

ДОМ ДИВАН КУБИКИ
Дети по одному приклеивают нужную картинку под схемой, объясняет почему схема верная.
Л.: Молодцы! А теперь сами попробуем зашифровать первые звуки в словах
кошка – первый звук к – согласный, глухой, твердый.
рубашка – первый звук Р – согласный, звонкий, твердый
обруч – первый звук о - гласный
хлеб – первый звук х – согласный, глухой, твердый
арбуз – первый звук А – гласный.
Под каждым звуком ребенок подписывает букву. Какое слово получилось: КРОХА! Правильно! Плутон – самая маленькая планета солнечной системы!
Л.: итак! 5, 4, 3, 2, 1 поехали! Совсем скоро вернемся на нашу планету! А пока космонавтам надо провести небольшую тренировку!
6. Физкультминутка.
А давайте-ка, ребята,
Космонавтами все станем.
В космос дружно полетим.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет, (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год.   (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно, (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею, (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
7. Л.: Впереди по приборам спутник земли! Как он называется?
Д.: Луна!
Л.: Правильно! На Луне нет кислорода и земного притяжения, и все что там находится плавает над поверхностью! Вот и буквы находясь на Луне, деформировались, некоторые поломались! Попробуем их починить! А чтобы было веселее, разделимся на 2 команды!
Дети по очереди допечатывают элементы букв.
Л.: Молодцы! И вот так, весело быстро мы подлетаем к нашей планете! Как она называется?
Д.: Земля!
Л.: Значит мы кто?
Д.: Земляне!
Л.: Мы живем на планете Земля. Она похожа на шар. На земле живут люди. На планете есть вода и воздух. Солнце дает Земле тепло и свет.
Наша планета Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля – дом Наш родимый ребята! Давайте будем беречь планету - Другой такой на свете нету!
8. Итог. Релаксация.
Л.: Вот и вернулись мы из нашего космического путешествия. Устали, и космонавтам надо отдохнуть, расслабиться, чтобы набраться сил. Выходите на ковер, садитесь по - турецки, ручки на колени, глазки закрыты!

Облака
В небе синем к нам издалека
Приплывают белые облака.
Накрывают облака мягким одеялом
Как приятно и легко
Всем ребятам стало!
Белой пеной облака нежно окружают,
В сон волшебный и прекрасный
Деток погружают.
Вот закрылись глазки – снятся детям сказки
Облака плывут, плывут –
Отдых и покой несут
Все ребятки отдохнули,
С боку на бок повернулись потянулись –
И проснулись!
До свиданья, облака, небо голубое,
Много – много, много раз
Встретимся с тобою.
Л.: Вот и закончилось наше путешествие! Вы оказались настоящими космонавтами, заслужили медали за отвагу, за смелость и сообразительность!