Эссе на тему: Образ учителя в школе третьего тысячелетия, каков он?


Эссе на тему: Образ учителя в школе третьего тысячелетия, каков он?
"Не воспитывайте своих детей,
все равно они будут похожи на вас.
Воспитывайте себя".
(Английская пословица)
Образование учеников, так же как и их воспитание начинается с личности учителя. Учителями для ученика, помимо школьных, являются ещё и родители, воспитатели в садике, а также стремления, идеалы и образ жизни нашего с вами общества в целом.
Я задаю себе вопрос: бывают ли плохие дети? Смотря на сегодняшних детей в школе, среди которых можно найти сорванцов, которые всячески мешают учебному процессу, старшеклассников с вредными привычками, напрашивается ответ - да! Но если посмотреть в корень проблемы, то правильным ответом будет – нет!
«Плохие ученики» - это результат воспитания и образования нашего общества.
Учитель понятие многогранное, учитель учит своими знаниями предметными и меж предметными, а воспитывает своей личностью, которой присущи моральные ценности, стремления, образ мышления, и многое другое.
Наверно все слышали такое выражение: «Ученик это факел, который нужно зажечь». Звучит красиво, но хотелось бы знать, что хотел сказать автор этой метафоры. По моему мнению, учителю необходимо не столько учить, сколько создавать условия для обучения, для развития личности каждого ребёнка.
В школьниках бушует огромная жизненная энергия, особенно в младших классах, которой совсем мало в нас повзрослевших учителях, и чтобы устранить этот дискомфорт часто поддаёшься искушению усмирить эту энергию, поругать учеников за шум, беготню, баловство. Я считаю, что эту бушующую энергию жизни ни в коем случае нельзя усмирять, а нужно научиться перенаправлять её в творческое, продуктивное русло. Я решил для себя, что каждый ребёнок это личность, и только лишь уважая его и помогая, я как учитель смогу создать условия для его развития, образования и воспитания.
Установить взаимосвязь, как с целым классом, так и с каждым человеком учитель может с помощью диалога, откровенного интереса к стремлениям ребят, к их переживаниям и интересам. Я считаю важным общаться с детьми, выслушивать их мнения, и при построении учебного процесса учитывать их предпочтения и пожелания. Необходимо поощрять творческие стремления и предоставлять как можно больше свободы в рамках учебного процесса. Такие условия способствуют развитию самостоятельности и ответственности, когда ученики чувствуют доверие и уважение со стороны учителя, их бурная жизненная энергия увеличивается и перетекает в созидательное, творческое русло.
На уроке я особое внимание уделяю вопросам, которые побуждают к размышлению, к действию учеников, с самого начала урока необходимо наладить диалог, взаимопонимание. Правильно поставленные вопросы позволяют стимулировать мыслительные процессы. Я планирую свою деятельность на основе диалога-расспроса, в результате ученики получают знания путём собственных размышлений и умозаключений. Конечно, не всё и не всегда удаётся, и не каждую тему можно так разобрать, здесь многое зависит от настроения учителя, от его мастерства. Если прийти на урок в недобром расположении духа, уставшим, дети почувствуют, это настроение от учителя передаётся ученикам, не получиться наладить диалог, если в мыслях нет ясности, нет искренности. Ученик не робот воспринимающий и перерабатывающий информацию, а человек чувствующий и переживающий.
Итак, каков же должен быть образ учителя школы третьего тысячелетия?
Я спросил учеников, какими бы они хотели видеть школу, учителей. Выслушав их мнения, учитывая требования ФГОС и мои личные убеждения образ личности учителя видеться в первую очередь отзывчивым, понимающим, честным и откровенным, доброжелательным и требовательным.