Статья по теме Создание условий для организации здоровьесберегающего пространства

Создание условий для организации здоровьесберегающего пространства
«Когда нет здоровья,
молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы,
бесполезно богатство
и бессилен разум»
Геродот

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Наши дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и образовательного учреждения.
А поскольку именно в детском возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
В МБОУ «Новенская СОШ» созданы определенные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: это уютный спортивный зал, светлая столовая с современным технологическим оборудованием, медицинский кабинет, соответствующий современным требованиям, специализированные предметные кабинеты, компьютерный класс.
В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе. Основную цель своей работы мы видим в формировании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из поставленной цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в ОУ определены оптимальная учебная, внеучебная нагрузки, режим учебных занятий и продолжительность каникул. Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано обучение на дому по адаптированным учебным планам.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного и воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока. Оснащение уроков наглядным и демонстрационным материалом даёт возможность разнообразить виды и формы работы обучающихся.
На уроках ОБЖ учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями, которые сохраняет и умножает энтузиаст своего дела, учитель физической культуры Н.Я.Донцов. Благодаря хорошему оснащению спортивного зала (в 2012,2013 гг. было приобретено оборудования на 35 тыс. рублей) сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и лыжами. Это позволяет удовлетворить интересы учащихся и каждому раскрыть свои способности.
Школьники всегда активно участвуют в областных, районных соревнованиях, праздниках, в школьных мероприятия. Имеется небольшой опыт в организации межшкольных соревнований.
В соответствии с Положением об областном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне» реализуется план мероприятий по сдаче нормативов ГТО.
В системе проводятся соревнования по кроссу, лапте, гимнастике, футболу и другим видам спорта. Планом физкультурно–оздоровительных мероприятий предусмотрено проведение Дней здоровья.
С 1 сентября 2010 года школа вступила в региональный эксперимент «Формирование физической культуры личности на основе народных, подвижных и спортивных игр». Вследствие чего в 5 – 7 классах добавился 4 час физической культуры. Это привело к повышению двигательной активности школьников в течение учебной недели. В результате идет популяризация таких игровых видов спорта, как «Волейбол», «Русская лапта», «Футбол».
В целях укрепления и сохранения здоровья обучающихся школа взаимодействует на договорной основе с ОГБУЗ «Ивнянская ЦРБ», которое обеспечивает мониторинг здоровья, профилактические и лечебные мероприятия с нашими детьми, с органами опеки и попечительства, муниципальным отделением социального страхования, которые обеспечивают материальную поддержку оздоровления обучающихся в школьных оздоровительных лагерях, в санаториях области и Российской Федерации.
Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет организация горячего питания. В школе ведется системная работа по формированию культуры здорового питания, которая включает три направления:
-рациональная организация питания;
-включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания;
-и ведение просветительской работы с детьми, родителями, педагогическими работниками.
За последние годы пищеблок оборудован современным технологическим оборудованием: картофелечисткой, овощерезкой, пароконвектоматом
Для учащихся школы предусмотрено двухразовое горячее питание. В рацион питания включено ежедневное употребление витамина «С» и салатов из свежих овощей. Ежедневно дети употребляют мед, молоко и молочные продукты, яблоки, хлеб с микронутриентами. Питание школьников осуществляется по единому меню.
Для реализации второго направления в учебный план включен элективный курс «Экология человека. Культура здоровья», работают программы «Здоровое питание», Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников, у детей постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимости питательных веществ, о культуре питания.
Также ведется просветительская работа с родителями. С целью привития культуры потребления молочных продуктов у подрастающего поколения разработана и действует программа «Школьное молоко», которая предусматривает пропаганду здорового образа жизни детей и подростков, привлечение внимания родителей, детей, педагогов к значению молока для организма детей и ведения здорового образа жизни.
Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только через перечисленные направления, но и через духовно-нравственное развитие. В школе разработана Программа воспитания и социализации, реализуется социально значимый проект по пчеловодству, в рамках внеурочной деятельности ведутся кружки «Мы и наша культура», «Я пешеход и пассажир».
Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 8,10 классов.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических акциях, очищают и благоустраивают родники на территории села.
Цель нашей работы - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Диагностика состояния здоровья обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
И результатом является улучшение всех показателей здоровья детей в диапазоне 3-5 %, чему способствует сложившаяся в школе система работы по созданию организационно-педагогических условий для формирования здорового образа жизни школьников, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.


Если нельзя вырастить ребёнка ,чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно Н.М. Амосов

15