Протокол педсоветаСоздание здоровьесберегающего пространства в школе



Педагогический совет «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения»
Обучать без вреда для здоровья –
это не задача школы, а
обязательное условие её работы!
Н. К. Смирнов
Цель: формирование положительного отношения педагогического коллектива к приоритетности здоровья и здоровому образу жизни в организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи: создать здоровьесберегающую среду в образовательных учреждениях; формировать у школьников осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; раскрыть здоровьесберегающие потенциал педагогических технологий, урока и условий его проведения.
Слушали директора школы Баеву Г.П. по теме «Современная система образования и здоровье детей»
Современная эпоха – эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и деятельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгляда на самого себя.
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что, по данным Минздравмедпрома и Госкомэпид-надзора, в России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания. Что же может школа?
Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано прежде всего с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой – ценой своего здоровья.
Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.
Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями.
Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме.
Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.
Пятая –отсутствие закаливания
Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.
Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания.
Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.
Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.
И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний
Слушали старшую медицинскую сестру школы Хсматулину Г.М., она познакомила с анализом состояния здоровья учащихся на данный период времени.
«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» (А. Шопенгауэр).
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли? Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать?
Процент абсолютно здоровых детей невысок. Большая часть учащихся составляет 2-ю группу здоровья, то есть дети имеют хоть и незначительные, но отклонения в состоянии здоровья., далее она познакомила с результатами медицинских осмотров, которые говорят о том, что здоровыми можно считать лишь40 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.
Из общего числа учащихся – 62 человек: количество детей имеющих патологию
а ) зрения –12 (18,5% )
б) слуха –нет
в) пищеварительной системы –1 (1,5 % )
г) дыхательной системы – 1 ( 1,5 % )
д ) с/сосудистой системы –4 ( 6 % )
е ) нарушение осанки - 6 (9 % )
ж) дефекты речи – 5 (7,5 % )
з) сколиоз - 1 (1,5 %)
и) неврологические заболевания - нет
общее число детей, имеющих патологию (чел. в %) – 28 (43%)
количество обучающихся, которым рекомендованы ЛФК – 6
спецмедгруппа - нет
количество обучающихся, занимающихся в группах ЛФК - 6
спецмедгруппах. - нет

Слушали директора школы Баеву Г.П.
На здоровье человека оказывает влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
– экология;
– семья и микроклимат в ней;
– круг общения, вредные привычки;
– питание;
– здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
– организация учебного процесса, методика организации урока;
– организация и реализация воспитательного процесса;
– двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время;
– создание условий психологического комфорта;
– организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
– организация питания в образовательном учреждении;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении. (видеоролик о школе)

Слушали зам директора по УВР Долгушину Л.А., она отметила условия для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе.
Профилактическая и коррекционная работа:
– сохранение и корректировка здоровья обучающихся и педагогов;
– мониторинг санитарного состояния учебных помещений;
– контроль за соблюдением техники безопасности участников образовательного процесса;
– плановое проведение медосмотров и диспансеризации обучающихся;
– контроль за питанием.
Учебно-воспитательная работа:
– структурирование учебных программ;
– рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
– организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму обучающихся разных возрастных групп.
Диагностическая работа:
– медико-педагогический мониторинг;
Информационно-просветительская работа:
массовая пропаганда здорового образа жизни;
проведение занятий лектория для молодых родителей.
система проведения дней здоровья;
оформление уголков по охране жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Эти мероприятия проводятся с помощью администрации, учителей, психолога, социального педагога, старшей медицинской сестры и родителей учащихся. Включение родителей в эту деятельность, с одной стороны, повышает их информированность и заинтересованность, а с другой, помогает получить объективные данные об организации внешкольных занятий и состоянии здоровья школьников.
Первое, в чем проявляется связь образования и здоровья, – это обучение школьников вопросам здоровья, воспитание у них культуры здоровья, поскольку именно обучение и воспитание является главной задачей школы. Эту задачу мы решаем на всех ступенях образования.
В нашей школе разработана и успешно работают:
1. «Программа здоровья» с 1996 г.
2. «Программа оздоровления детей детского сада».
3. «Комплексный подход к оздоровлению учащихся с отклонением здоровья».
4. Программа кружка «Тренируем мышцы».
5.Программа «Одарённые дети».
6. Программа кружка «Здоровый образ жизни».
7. Программа кружка «Оздоровительная физкультура».
8. Программа кружка «ЛФК»
9. Программа «Экологическое воспитание в детском саду»
10. Программа кружка «Военно – патриотический клуб».
11. Второй год работаем по программе «Разговор о правильном питании» в 1-5 классах
Понятно, что школа должна в какой-то степени удовлетворять запросы социума, но, может, обратить внимание на более важные проблемы? А что может быть важнее здоровья?
Существует ф о р м у л а з д о р о в ь я:

О – очищение
П – питание
Эп – положительные эмоции
Фз – физическая зарядка
Рб – биологические ритмы
Лц – лунные циклы
Эот – отрицательные эмоции
Г – гиподинамия
К – курение
Ал – алкоголь
Пер – переедание
Из формулы мы видим, что чем больше числитель, тем лучше состояние здоровья человека, и наоборот, чем ниже числитель, тем хуже здоровье человека.
Каждый учитель должен понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит и от нас самих. Долгушина Л.А. провела с участниками педсовета тест «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»

Мероприятия по профилактике заболеваний
и сохранению здоровья
I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:
1. Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:
1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
2. Проведение дополнительных уроков физической культуры.
3. Введение в учебную программу уроков ритмики.
4. Динамические паузы.
5. Индивидуальные занятия.
6. Общая утренняя зарядка.
7. Организация спортивных перемен.
8. Дни здоровья..
9. Физкультминутки для учащихся 1–11 классов.
10. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Уважаемые коллеги, вам предлагается посмотреть видеосюжеты фрагментов уроков, выступление агитбригады по правилам поведения на улице. Это – иллюстрация части той огромной работы, которая называется «Технология здоровьесбережения учащихся».
(Показ сопровождается комментарием зам. директора.)
(Различные варианты физкультминуток вам предлагает попробовать на себе наш учитель физкультуры Готра И.С.).

Слушали психолога школы Мякишеву Е.Ф., она проанализировала межличностное общение как фактор психологического благополучия на основании анкеты.
Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие.Общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен еще раз обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.
Слушали зам директора по воспитательной работе Турышеву О.В., она рассказала о том, как раскрывается блок «Здоровье» в планах классных руководителей
– Рассмотрев планы классных руководителей, можно сделать вывод о том, что значимость формирования здорового образа жизни четко осознается вами. Это отслеживается в нескольких направлениях.
Главное направление – профилактика вредных привычек (наркомания, табакокурение, алкоголизм). По данному вопросу планируется проведение большого количества мероприятий.
Второе направление – профилактика детского травматизма. Много уроков здоровья запланировано учителями для своих учащихся. У многих классных руководителей запланированы и проводятся беседы старшей медицинской сестры с учащимися.
Из планов классных руководителей видно, что на классные часы и на внеклассные мероприятия приглашаются родители . далее Турышева О.В. познакомила с а н а л и зом а н к е т ы «Как я оцениваю свое здоровье?», в которой принимали участие учащиеся 9–11 классов (20 человека).:
Из анкеты видно, что классным руководителям необходимо продолжить свою работу по данной проблеме, а учителя-предметники должны обратить внимание на объем домашнего задания и на проведение физкультминуток в старших классах.
Выводы.
Знания можно расширять во многих направлениях и рассматривать все новые и новые аспекты. Это дает нам возможность работать не один год над этой проблемой.
: Школа должна быть не только школой знаний, но и школой здоровья, если:
1) Все ее работники будут относить здоровье учащихся к приоритетным направлениям в образовании в целом и в своей работе в частности.
2) В ОУ будут создаваться условия для сохранения здоровья детей.
3) Будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении детей.
4) Будет разработана на диагностической основе целевая программа «Здоровье».
5) Будет отслеживаться паспорт здоровья учащихся.
Решение педагогического совета:
1.  Признать работу педагогического коллектива по проблеме «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения» удовлетворительной.
– Изучить на заседаниях МО позитивный опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в УВП.
2. Продолжить:
– формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных особенностях и резервных возможностях обучающихся ;
– совершенствование материально-технической базы школы.
3. Расширить сферу предоставляемых услуг по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса.
4. Продолжить работу по взаимодействию всех социальных структур по созданию благоприятных условий для формирования социального здоровья обучающихся.
5. Усилить разъяснительную работу с обучающимися по соблюдению Устава, Правил поведения для обучающихся, инструкций по охране труда и технике безопасности.
6. Продолжить работу по программе «Разговор о правильном питании» в 1-5 классах .