Урок на тему “Щелочные металлы, галогены и инертные газы».


Тема урока: “Щелочные металлы, галогены и инертные газы».
Цель: ознакомить обучающихся с естественными семействами химических элементов(щелочные, щелочно-земельные металлы, халькогены и галогены); дать понятие о реакции замещения на примере взаимодействия щелочных металлов с водой ; повторить электронное строение атомов элементов IA,IIA,VIA ,VIIA VIIIA и взаимосвязь между строением атома и их химическими свойствами.
Образовательные:
-щелочные, щелочно-земельные металлы, щелочи, растворимые и нерастворимые основания, гидроксильная группа ОН, халькогены, галогены, основные и кислотные оксиды ,кислоты.
Развивающие:
-учить детей к самоконтролю, самопознанию, работать в паре, в группе, воспитывать взаимопонимание, поддержку;
-формирование умений работать с различными источниками информации;
-развитие интерактивных навыков и умений.
Воспитательные:
-развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей;
-формирование единства окружающей природы.
Тип урока : изучение нового материала в сочетании с систематизационной работой пройденного материала и его закреплением.
Планируемые результаты обучения:
1.Знать названия естественных семейств и строения атомов этих химических
элементов.
2. Уметь написать реакцию замещения, соединения и расставить коэффициенты.
3.Познакомить с классами неорганических соединений: основаниями и кислотами.
Методы педагогического воздействия:
Методы организации учебно-познавательной деятельности(словесный,
наглядный, практический, проблемно-поисковый).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, учебная дискуссия.
Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование и реактивы: инструктаж по БЖ,ПСХЭ Д. И. Менделеева
штатив с пробирками, раствор NaOH, раствор HCl, индикатор.
Межпредметные связи : математика и география.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент: девиз урока» Знание не только нужно получать, но нужно уметь ими пользоваться».
Прием « Самопроверки» и «Взаимопроверки».
II. Актуализация знаний.
Оглашение темы и целей урока.
Работа с классом. Прием «Закончить предложение»
1.Групп в таблице Д. И. Менделеева-----------.
2.Периодов в таблице Д. И. Менделеева-----------.
3.Протонное число-это------------.
4.Нуклонное число-это------------.
5.Энергетический уровень-это-----------.
6.Валентные электроны- это---------------.
7.Электронные орбитали- это--------------.
8.Количество электронных орбиталей и назвать их.
9.Полная характеристика элемента с протонным числом 17.
Работа на доске.
Дать полную характеристику химическим элементам и строение их
атомов с протонными числами 11, 20, 8, 9.
III. Постановка учебной задачи.
СТРАТЕГИЯ «вОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Что такое щелочь и почему из нее изготовляют шампуни, мыло и из
каких химических элементов ее получают? Почему имеют химические элементы название «халькогены»-медные руды? И что такое галогены и соляная кислота ,которая находится у нас в желудке?
IV. « Открытие нового знания».
Химические элементы группы IA, кроме Водорода.
Li Na K Rb Cs Fr -это щелочные металлы, самые активные металлы.
На последнем энергетическом уровне находится 1е один валентный электрон на s- орбитали. Высший оксид R2O-основной оксид.
Физические свойства: имеют металлический блеск, легко режутся ножом,
хранят под слоем керосина,T пл. уменьшается, Т кип. уменьшается, радиус
атома увеличивается ,плотность увеличивается, химическая активность от
Li к Fr увеличивается, им легче отдать один электрон.
Химические элементы группы IIA ,кроме амфотерного Ве и Mg.
Ca Sr Ba Ra –щелочно-земельные элементы, их называли землями и это активные металлы.
На последнем энергетическом уровне находится 2е два валентных электрона на s- орбитали. Высший оксид RO-основной оксид.
Физические свойства: имеют металлический блеск ,легко режутся ножом,
кроме Ca, Тпл. и Ткп. также в группе уменьшается ,радиус атома увеличивается, химическая активность в группе увеличивается и им легче отдать 2
электрона.
Химические элементы VIA-это «халькогены» - медные руды.
S Se Te Po- это халькогены, активные неметаллы.
На последнем энергетическом уровне находится 6е шесть валентных электронов на s и p- орбиталях. Высший оксид RO3-кислотный оксид.
Физические свойства: разные агрегатные состояния: О2 газ,S желтое
хрупкое твердое вещество,Se, Te, Po –твердые вещества. где Po-радио-
активный элемент, Тпл. и Ткп. также в группе увеличивается, и радиус атома увеличивается, химическая активность в группе наоборот уменьшается, им
легче принять 2 электрона, но могут и отдавать электроны.
Химические элементы группы VIIA –это галогены-«рождающие соли».
F Cl Br I At –это галогены, самые активные неметаллы .
На последнем энергетическом уровне находится 7е семь валентных электронов на s и p- орбиталях. Высший оксид R2O7-кислотный оксид.
Физические свойства: разные агрегатные состояния- F2 ,Cl2-газы,Br2-жидкость,I2-твердое кристаллическое вещество,At- радиоактивный элемент., Тпл. и Ткп. также в группе увеличивается, и радиус атома увеличивается, химическая активность в группе уменьшается, им легче принять 1 электрон.
Химические элементы группы VIIIA –это инертные (благородные) газы.
На последнем энергетическом уровне находится 8е восемь валентных электрона на s и p-орбиталях (завершенный энергетический уровень). Высший оксид RO4.
He Ne Ar Kr Xe Rn –это инертные газы.
Физические свойства: все газы (одноатомные), инертные (химически пассивные),нет соединений ,кроме Kr , Xe , Rn.
Игра «Химическая лаборатория».
Химические свойства.
1.Реакция щелочных и щелочно-земельных элементов с кислородом (халькогеном). Реакция соединения.
4Ме +О2 =2Ме2О, 2Ме + О2 =2МеО,
где Ме-щелочной металл где Ме-щелочно-земельный металл
4К +О2=4К2О 2 Ва+О2=2ВаО
оксид калия оксид бария
2. Реакция щелочных и щелочно-земельных элементов с водой.
Реакция замещения. Таблица растворимости (растворимые, нерастворимые И АМФОТЕРНЫЕ основания).
Н2О=Н +ОН-гидроксильная группа ( гидро- вода)
2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2. где Ме-щелочной металл (валентность I)
Н ОН
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2
Н ОН гидроксид лития, щелочь
Ме + 2Н2О = Ме(ОН)2 + Н2, где Ме-щелочно-земельный металл (валентность II )
Ва + 2 Н2О =Ва(ОН)2 + Н2
Н ОН гидроксид бария, щелочь
3.Реакция галогенов с водородом. Реакция соединения.
Hal2 + H2 = 2HHal, где Hal-галоген, неметалл (валентность I).
Cl2 + H2 = 2HCl соляная, хлоридная кислота
4.Реакция галогенов с металлами. Реакция соединения.
2Ме + Hal2 = 2MeHal где Ме-щелочной металл (валентность I)
2Na + Cl2 =2 NaCl хлорид натрия ,соль
V.Физическая минутка (химическая зарядка).
VI.Первичное закрепление знаний.Игра «Химик-аналитик».
Заполнить пропущенные химические элементы и вещества.
Cs + O2 = …….. Ca + …… = 2CaO
F2 +……=2HF I2 +……..= 2NaI
2K +2H2O=…….+ H2 Ca +……..= Ca(OH)2 +H2
H2 + ……= 2HI 2Na + 2H2O=………...+H2
Игра «Репортер»
Написать небольшой рассказ о химическом элементе Вселенной.
Игра «Сложить слово»
K Ca Cl2 HBrHClNaO2 Na2O He O2 H2
1)Найти щелочной металл Ф У РО Д Ж ЗИ А П2)Найти элемент галоген Й ПИ ЦЧ О Ь Б Я В
3)Что образуется при взаимодействии водорода с хлором Ж Х И Е А Я М ПВ Т
4)Найти оксид щелочного металла Г ШЗЕ К А Л И О В
5)Какой газ выделяется при взаимодействии Na c водой? А Е РТ И Ч М ЮЭ К
6)Найти инертный элемент И Ч В Ж Е У Л А Д ЗVIII.Рефлексия.Что вам понравилось на уроке ? Что вам не понравилось на уроке ?Что нового вы узнали?
Какие химические элементы называются щелочными и почему?
Какие химические элементы называются щелочно-земельными и почему?
Какие химические элементы называются халькогенами и почему?
Какие химические элементы называются галогенами и почему?
Какие химические элементы называются инертными газами и почему?
Что такое реакция замещения ?IX.Домашнее задание.




Сокальская Елена Ивановна
Учитель химии,II категория
Общеобразовательная школа I-IIIступеней №18
Города Тореза Донецкой области
Урок «Семейства химических элементов»