Инструктивная карта учащегося для работы на уроке химии по теме Жесткость воды и способы ее устранения (9 класс)




Инструкционная карта для выполнения работы по химии 20.04.2016
ученика(цы) 9 б класса _____________________________________________

«Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна» - Н.М.Крылов.
Тема _________________________________________________________________

План работы ученика
1. Прочти внимательно вопросы и задания.
2. Найди в учебнике ответы на вопросы и рекомендации для выполнения задания.
3. Проведи опыт. Работай с малыми количествами реактивов, выполняй все операции аккуратно. Соблюдай ТБ при работе с реактивами и спиртовкой.
4. Запиши уравнения реакций, осуществляемых в опыте.
5. Если это необходимо, запиши уравнения на доске. Веди записи аккуратно.
6. Оформи отчет о проделанной работе. Сделай выводы.
7. Приведи в порядок рабочее место.

Обозначения веществ:
Стакан I – Сульфат магния (Mg SO4)
Стакан II – сульфат кальция (Ca SO4) раствор гипса
М – мягкая вода (дождевая или талая)
Стакан без надписи – водопроводная вода
Пробирка в штативе – мыльный раствор
Опыт 1.
Растворение мыльного раствора в дождевой воде и в воде из под крана.
Выполнение опыта
Взять две пробирки. В одну налить 1 мл дождевой воды, а в другую - 1 мл водопроводной воды. В каждую из них добавить по 1 мл мыльного раствора.
Что наблюдаете?
( В дождевой воде мыло пенится хорошо, а в воде из под крана - плохо).
Задание 1. Осуществить следующие превращения:
Са(CaO(гидроксид кальция(карбонат кальция(гидрокарбонат кальция

Работа учащихся с учебником.
Задание 2. Пользуясь учебником на стр. 161-161 запишите, какая вода называется жесткой?


Опыт 2
Почему же в жёсткой воде мыло не пенится? Изучим это явление на опыте.
В качестве искусственной жесткой воды возьмите раствор гипса сульфат кальция (Ca SO4).Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата кальция и приливайте к нему понемногу разбавленного раствора мыла. Первые порции затрачиваются на образование хлопьевидного осадка и пены при встряхивании не получается. Только после того, как прекратится образование осадка, появится пена.
Задание 3. Запишите определение, что называется карбонатной или временной жесткостью. Написать уравнения реакций:
взаимодействия гидрокарбоната кальция с известковым молоком;

гидрокарбоната магния с карбонатом натрия (содой).

Задание 4. Запишите определение, что называется некарбонатной или постоянной жесткостью. Ее устраняют действием соды.


Опыт 3 по устранению некарбонатной или постоянной жесткости.
а)Взаимодействие сульфата кальция с карбонатом натрия. Что наблюдаете? Записать уравнение химической реакции:

в)Взаимодействие сульфата магния с карбонатом натрия (содой). Что наблюдаете? Записать уравнение химической реакции:

Опыт 4.
Демонстрация растворимости накипи в соляной кислоте.
К кусочку накипи (карбоната кальция Ca CO3) прилейте 1 мл соляной кислоты HCL. Что наблюдаете?


Задание. Напишите в молекулярном и ионном видах уравнение взаимодействия карбоната кальция с раствором соляной кислоты.

1 группа: 1. Укажи свойства жесткой и мягкой воды. Обведи овалом нужный ответ.
Мыло легко пенится.
Жесткая / мягкая

Мыло не пенится и оседает хлопьями.
Жесткая / мягкая

Хорошо развариваются мясо, овощи и крупы.
Жесткая / мягкая

Образует накипь в чайниках.
Жесткая / мягкая

Чем вызывается жесткость воды?


2 группа: 1. Назови виды жесткой воды:
Какая соль присутствует в воде
Вид жесткости

Гидрокарбонаты кальция и магния


Сульфаты, хлориды и другие соли кальция и магния


2. Почему необходимо устранять жесткость воды?

15