Конспект урока по теме Соединения щелочных металлов и их применение.

Конспект урока химии в 9 классе по теме:
« Соединения щелочных металлов и их применение».
Цели: Обобщить и систематизировать знания о щелочных металлах и их соединениях; познакомиться с применением этих соединений в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов
Задачи урока:
1.Обеспечить в ходе урока усвоение химических свойств соединений щелочных металлов, их применение в быту и производстве, значение в жизнедеятельности организмов.
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с химическими реактивами .
2. Формирование основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями строение атома щелочного металла – свойства простого вещества – свойства соединений щелочных металлов и их применением на основе свойств.
3.Развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе. Развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни.
Тип урока: комбинированный - изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока, технологические карты урока для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди гидроксид цинка, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Проверка ранее изученного материала по теме «Щелочные металлы».
Отгадайте загадки:
1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,
В природе, помните, отныне,
Свободным нет его нигде,
В солях открыть его возможно
Желтеет пламя от него
И получить из соли можно
Как Дэви получил его.
О каком элементе идет речь? (Na)
2. Он энергично вытесняет
Из влаги - чистый водород,
Его при этом заменяет
И вяжет прочно кислород.
Тот элемент в растеньях скрыт
По фиолетовому цвету
Он может быть в солях открыт.
О каком элементе идет речь? (К).
1.С какими металлами мы с вами познакомились на прошлом уроке?
2.Почему они так называются ?
3. Назовите общую особенность в строении атомов всех щелочных металлов?
Тест по теме: Щелочные металлы.
1.К щелочным металлам не относится: а) рубидий; в) калий; б) цезий; г) медь.
2.Электронная формула )2)8)8)1 соответствует элементу: а) литию; в) калию; б) натрию;
3.Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается;
4.Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства; б) амфотерные свойства;
5..К физическим свойствам щелочных металлов не относится: а) серебристо-белые; б) мягкие и легки; г) тугоплавкие.
6.При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:
а) кислота; б) щелочь и выделяется водород; г) соль .
7.Натрий и калий хранят в керосине , потому что они: а) имеют резкий запах; б) легко окисляются на воздухе; Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», более – «2» Ответы: 1- г 2 - в 3 - б 4 - в 5 - г 6 – б 7 - б. Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», более – «2»
2.Актуализация знаний.
А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему?
Предположите, в виде каких соединений они могут находится в природе?
В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.
Na и К в природе встречаются в виде хлоридов, сульфатов, силикатов и т.д.
Li, Rb, Cs входят в состав различных минералов.
Fr встречается в радиоактивных рудах Ас и U .
На столе : объекты, содержащие соединения щелочных металлов (сода, соль, пальчиковые батарейки, мыло) и задает вопрос.
Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?
1Что такое генетическая связь?
2.Составим генетический ряд натрия.
Na Na2O 2NaOHNa2CO3
3. Какие классы соединений образуют щелочные металлы? Рассмотрим их свойства.
По ходу объяснения материала и просмотров слайдов учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.
Оксиды щелочных металлов а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые. б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами. Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия: Na2O + H2O 2NaOH;
Na2O + CO2 Na2CO3;
Na2O + H2 CO3 Na2 CO3+ H2O
Гидроксиды щелочных металлов . а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу. б) химические свойства Инструктаж по техника безопасности при выполнении лабораторной работы.
Химические свойства гидроксида натрия. Цель: экспериментально доказать химические свойства щелочных металлов на примере гидроксида натрия. Инструкция
Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. NaOH + HCl NaCl + H2O Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 2NaOH +CuSO4 Na2SO4 + Cu(OH)2 Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химической реакции в ионном виде.
Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов. Гидроксиды щелочных металлов реагируют с кислотами, солямив) применение – слайд № 5.
Гидроксид натрия – NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик.
Гидроксид калия – КОН – едкое кали.
NaOH и КОН – едкие щелочи, разъедают ткани и бумагу. Учащиеся записывают : Применение: для получения искусственного шелка, в производстве мыла и СМС, косметики, лекарств и т.д.
Соли щелочных металлов . Физические свойства. Учащиеся записывают в тетрадь свойства твердые кристаллические вещества, почти все растворимые в воде.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Применение: заполнение таблицы с слайда № 5. Работа по учебнику стр. 56 – 57
Формула соли
название
применение

NaHCO3



K2CO3



NaCl



Na2SO4
· 10 H2O



Na2CO3
· 10 H2O



Значение в жизнедеятельности организмов - слайд № 6.
Сообщение ученика по теме: «Значение соединений щелочных металлов в жизнедеятельности организмов». Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль: Na+ - главный внеклеточный ион, содержится в крови и лимфе, а К+ - основной внутриклеточный ион. «Работают» вместе. Соотношение концентрации этих ионов регулирует давление крови в живом организме и обеспечивает перемещение растворов солей из корней в листья растений. Ионы калия - поддерживают работу сердечной мышцы, помогают при ревматизме, улучшают работу кишечника. Соединения калия – устраняют отеки.
V. Закрепление
VI. Итог урока. Выставление отметок. Итог урока:
Какие физические и химические свойства характерны для оксидов, гидроксидов щелочных металлов?
Где применяются гидроксиды и соли щелочных металлов?

Дополнительный материал . Это интересно.
Задача: Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?
Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.
Задача: Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?
Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.
Задача: Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?
Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.


ОТКУДА В ЛЮДЯХ ЛЮБОВЬ К СОЛЕНОМУ.
Соль служит для сохранения продуктов от порчи и гниения. Чтобы сохранить продукты (когда еще не было холодильников и морозильников), применяли соль. Попробовав овощей из рассола, люди стали солить, квасить и мочить свежие овощи. Человек так привык все солить, что готов даже смириться с некоторыми болезнями, только бы не переходить на бессолевую диету. Постепенно вырабатывалась привычка солить всякую пищу, даже не пробуя ее.
МНОГО СОЛИ - МАЛО КАЛИЯ, МАЛО КАЛИЯ - МНОГО БОЛЕЗНЕЙ
Вопрос о соли - это вопрос калиево-натриевого равновесия. Оно чрезвычайно важно в организме. Калий и натрий постоянно спорят за свое присутствие в клетках. В поваренной соли нет калия, это полностью натрий. Наш же организм остро нуждается в калии, которого должно быть в 4 раза больше, чем натрия. Организм собирает калий всюду, но избыточное применение поваренной соли сводит на нет все его усилия. Поэтому при избытке потребления соли возникает недостаток калия, что со временем ведет к ряду недомоганий: физическое и умственное утомление, плохой сон, судороги, боли в суставах.
Избыток натрия (соли) перегружает работу сердца. Хотите узнать, не много ли вы употребляете соли? Подойдите к зеркалу: белый круг вокруг радужной оболочки глаза указывает на избыточное потребление соли.
Едкий калий
Едкий калий применяется для производства удобрений, синтетического каучука, электролитов для аккумуляторов, реактивов, используется в фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Едкий калий транспортируют железнодорожным, автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
Едкий калий хранят в герметично закрытой таре, т.к. он "расплывается" на воздухе, поглощая из него влагу.
Его традиционное название "едкое кали" отражает разъедающее действие этого вещества на живые ткани. При попадании едкого калия на кожу возможны химические ожоги.
Мягкие мыла получаются при омыливании масел и жиров едким кали. Все эти мыла обладают мягкой кремообразной консистенцией.
Едкий натр.
Самая распространенная щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи.

Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:
в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.
для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств.
в химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях и др.
Натр едкий (Гидроксид натрия) - едкое и коррозионноактивное вещество. Оно относится к веществам 2-го класса опасности. Поэтому при работе с ним требуется соблюдать осторожность.
При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьезные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щелочью необходимо промыть пораженный участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты.
На литии – к звездам
В этом металле остро нуждаются производители мобилок, карманных гаджетов и ноутбуков. В больших количествах литий (Li) потребляет ядерная энергетика, по расчетам теоретикам именно этот щелочной металл может дать ключ к термоядерной энергии. Будучи мощнейшим психотропным веществом, Li используется в военной и прикладной психиатрии (причем природа воздействия Li на психику человека до конце не понятна). Дейтерид лития используется в водородной бомбе в качестве рабочего вещества и регулятора мощности взрыва.
Нужен этот металл и для освоения дальнего космоса.

























Технологическая карта для учащихся к уроку
Тема: Соединения щелочных металлов.
Тест по теме: Щелочные металлы.
1.К щелочным металлам не относится: а) рубидий; в) калий; б) цезий; г) медь.
2.Электронная формула )2)8)8)1 соответствует элементу: а) литию; в) калию; б) натрию;
3.Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
а) изменяется периодически; в) не изменяется; б) увеличивается;
4.Щелочные металлы проявляют очень сильные:
а) окислительные свойства; в) восстановительные свойства; б) амфотерные свойства;
5..К физическим свойствам щелочных металлов не относится: а) серебристо-белые; б) мягкие и легки; г) тугоплавкие.
6.При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:
а) кислота; б) щелочь и выделяется водород; г) соль .
7.Натрий и калий хранят в керосине , потому что они: а) имеют резкий запах; б) легко окисляются на воздухе; Самоконтроль: нет ошибок – «5», 1,2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», более – «2»
1. Оксиды щелочных металлов. а) физические свойства; б) химические свойства;
2.Гидроксиды щелочных металлов. а) физические свойства; б) химические свойства;
в) применение.
3.Соли щелочных металлов а) физические свойства; б) применение.
4. Значение в жизнедеятельности организмов.

По ходу объяснения материала и просмотров слайдов учащиеся ведут записи по плану, раскрывая свойства и применение.
Оксиды щелочных металлов – слад № 2. а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, легкорастворимые. б) химические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь: оксиды щелочных металлов – это типичные основные оксиды. Как все основные оксиды, оксиды щелочных металлов реагируют с водой, с кислотными оксидами, с кислотами. Ребята на доске и в тетради записывают уравнения химических реакций на примере оксида натрия: Na2O + H2O 2NaOH; Na2O + CO2 Na2CO3; Na2O + H2SO4 Na2SO4 + H2O
Гидроксиды щелочных металлов – слайд № 3. а) физические свойства; Учащиеся записывают в тетрадь свойства: твердые, белые, хорошо растворимые, термически устойчивые, разъедают ткани и бумагу. б) химические свойства
Щелочные металлы не взаимодействуют с: а) неметаллами; в) водой; б) растворами кислот; г) концентрированными кислотами.
Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они: а) имеют резкий запах; в) легко окисляются на воздухе; б) очень легкие; г) сильные окислители.
План урока.
Оксиды щелочных металлов. а) физические свойства; б) химические свойства;
Гидроксиды щелочных металлов. а) физические свойства; б) химические свойства;
Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.
в) применение.
Соли щелочных металлов
а) физические свойства; б) применение. Работа с учебнику стр. 46 – 47 выписать применение:
Формула соли
название
применение

Значение в жизнедеятельности организмов.