Календарно-тематическое планирование по Окружающему миру. УМК Начальная школа XXI века. 4 класс



Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 777
109428 г. Москва, улица Маевок, д. 4.
Тел./факс: (499)171-96-10, тел. (499)171-08-00.
Согласовано
Рук. сектора
по научно-методической работе
ГБОУ СОШ №777
______________ ФАМИЛИЯ И.О.«____» __________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ
Рук. сектора
начального (основного, профильного) общего образования
ГБОУ СОШ №777
_____________ ФАМИЛИЯ И.О.
«_____» __________ 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
по предмету
«Окружающий мир»

Класс: 4 «Б»

Учитель: Лошманова Т.Н.
2015/ 2016 учебный год
Тематический план
Распределение учебного материала по курсу окружающий мир 4 класса
(базовый уровень)

п/п Наименование разделов программы Всего часов Из них
Примерная (или авторская) программа Рабочая программа Проверочные,
Практические работы Контрольные работы
Человек – живое существо (организм).
Как устроен организм человека. 10 10 1 (творческая)
1 (практическая) Как человек воспринимает окружающий мир. 5 5 1 (творческая)
1 (проверочная) Мир чувств. Внимание. Память. 4 4 1 (практическая) Твоё здоровье. 9 9 1 (творческая)
1 (урок-игра)
1 (проверочная) Человек – часть природы. 3 3 Человек среди людей. 4 4 1 (творческая) 1
Родная страна: от края до края.
Природные зоны России. 6 6 2 (творческие)
1 (проверочная) Почвы России. 1 1 Рельеф России. 2 2 1 (практическая) Россия и ее соседи. 3 3 1 (практическая)
1 (творческая) 1
Человек - творец культурных ценностей.
Образование – часть культуры общества. 3 3 1 (творческая) Русское искусство до XVIII (18) века. 2 2 1 (урок-спектакль) Искусство России XVIII (18) века. 1 1 Золотой век русской культуры – XIX (19) век. 3 3 1 (творческая) Искусство России XX (20) века. 2 2 1
Человек - защитник своего Отечества.
Героические страницы истории нашей Родины. 7 7 2 (творческие) 1
Гражданин и государство.
Мы живем в Российском государстве .3 3 1 (творческая) ВСЕГО 68 68 12 (творческих)
4 (практических)
1 (урок-игра)
1 (урок-спектакль)
3 (проверочные) 4

Календарно-тематическое планирование курса окружающего мира для учащихся в 4 классах (2 ч. в неделю, 68 ч. в год) 4 «Б»
№урока Неделя Тема урока Изучаемые вопросы Планируемые результаты УУД Формы контроля. Измерители
I триместр (20 часов)
Человек – живое существо (организм).
1
(1) 01.09 - 06.09 Как устроен организм человека (10 часов).
Организм человека. Нервная система. Головной и спинной мозг (нервная система) – «командиры» нашего организма. Их «работа». Роль нервной системы в организме человека.
Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Текущий.
2
(2) Опорно-двигательная система. Скелет – опора тела. Кости и мышцы: значение для двигательной деятельности человека. Их работа.
Познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника).
Регулятивные: классификация, сравнение, высказывание предположений; осуществление контроля своих действий по точному и оперативному ориентированию в учебнике, умение высказываться в устной форме о строении организма.
Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности. Текущий.
3
(3) 07.09 - 13.09 Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Укрепление костей и мышц. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника.
Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение.
Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Текущий. Взаимоконтроль.
4
(4) Пищеварительная система. Почему человек должен питаться. Как пища переваривается. Органы пищеварительной системы.
Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила участия в диалоге; пересказ; рассказ-рассуждение.
Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний. Текущий.
5
(5) 14.09 - 20.09 Пищеварительная система. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Проект «Здоровые зубы - залог здоровья всего организма».
Познавательны: умение определять последовательность действий; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника); составлять рассказ-описание. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Текущий.
Творческая работа.
6
(6) Дыхательная система. Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Познавательные: высказывать предположения; анализировать, обобщать, сравнивать.
Регулятивные: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий. Самоконтроль.
7
(7) 21.09 - 27.09 Кровеносная система. Органы кровеносной системы. Кровь, её функции (работа). Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль кровеносной системы в организме.
Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Текущий.
8
(8) Кровеносная система. Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Познавательны: умение определять последовательность действий; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника); составлять рассказ-описание. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Текущий. Взаимоконтроль.
9
(9) 28.09 - 04.10 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения.
Познавательные: моделирование, «чтение» информации на схеме, осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника).
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.. Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
10
(10) Кожа, ее строение и значение. Кожа, её роль в организме. Как кожа «работает». Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя; логические – сравнение, анализ, осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника).
Регулятивные: контролировать свои действия. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Текущий. Практическая работа.
1
(11) 12.10 - 18.10 Как человек воспринимает окружающий мир (5 часов).
Зрение. Гигиена зрения. Органы чувств, их значение в жизни человека. «Глаза – органы зрения, наши «окна» в мир».
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний. Текущий. Самоконтроль.
2
(12) Слух. Гигиена слуха. Как мы слышим. Строение уха человека.
Как шум влияет на слух?
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные: умение планировать свою деятельность; ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; составлять рассказ-описание, пересказ.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий.
3
(13) 19.10 - 25.10 Обоняние. Вкус. Их роль в жизни человека. Нос – орган обоняния. Его строение. Как мы чувствуем запахи? Сколько вкусов различает человек?
Познавательные: анализ, выбор доказательств, обобщение, высказывание предположений; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника).Регулятивные: разыгрывать воображаемые ситуации; учиться работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.
Личностные: использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.Текущий. Самоконтроль.
4
(14) Осязание. Роль органов осязания в жизни человека. Рецепторы. Охрана органов чувств. Проект «Органы чувств».
Познавательны: умение определять последовательность действий; осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника); составлять рассказ-описание. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Текущий.
Творческая работа.
5
(15) 26.10 - 01.11 Урок обобщения по теме: «Органы чувств». Повторение и систематизация знаний по теме «Органы чувств».
Познавательные: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: ведение диалога, определение цели, умение ставить вопросы.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Тематический контроль. Проверочная работа.
1
(16) Мир чувств. Внимание. Память (4 часа).
Эмоции. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Положительные и отрицательные, простые и сложные. Отражение эмоции в мимике и жестах.
Познавательные: формирование приёмов мыслительной деятельности: анализ, сравнения, обобщение, построение объяснения.
Регулятивные: соотнесение и выбор ответа из нескольких; работа с разными источниками информации в соответствии с учебной задачей; учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
2
(17) 02.11 - 08.11 Мир чувств. От простых эмоций к чувствам. Чувства раскрывают отношение человека к природе, другим людям, общественным явлениям, самому себе. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.
Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей. Текущий.
3
(18) Обрати внимание на внимание. Внимание, память, речь, мышление. Что такое внимание. Внимательные и невнимательные люди.
Познавательные: умение выделять отдельные признаки предложений с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Текущий.
4
(19) 09.11 - 15.11 Помни о памяти. Зачем человеку память? Условия развития внимания, памяти. Упражнения на развитие памяти и внимания.
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.
Задавать вопросы. Выдвигать гипотезы «Зачем человеку память».
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
Практическая работа.
1
(20) Твоё здоровье (9 часов).
Правила здоровой жизни. Здоровье человека. Что такое здоровье человека. Правила здорового образа жизни. Режим дня. Здоровый сон. Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека.
Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Текущий.
II триместр (22 часа)
2
(21) 23.11 - 29.11
Правила здоровой жизни. О правильном питании. Значение правильного питания в жизни человека. Здоровое питание человека основано на трёх правилах: умеренность, разнообразие и режим.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию; преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.Текущий.
3
(22) Правила закаливания. Что такое закаливание? Закаливание полезно для здоровья. Правила закаливания. Что такое усталость и как с не бороться.
Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни.
Регулятивные: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 
Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий.
4
(23) 30.11 - 06.12 Поговорим о вредных привычках. Курение и спиртное – опасно для здоровья. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Опасности, связанные с ними.
Познавательные: объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.Текущий.
5
(24) Поговорим о вредных привычках. Забава, которая приводит к смерти. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Проект «Вредные привычки» (серия плакатов).
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; осознание необходимости беречь своё здоровье. Текущий.
Творческая работа.
6
(25) 07.12 - 13.12 Когда дом становится опасным. Поведение во время пожара. Огонь - друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым. Острые предметы - это опасно. Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьютере.
Познавательные: «чтение» информации, отражённой на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свёрнутом» виде.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий. Самоконтроль.
7
(26) Какие опасности подстерегают нас на дороге. Какие опасности подстерегают детей на дороге. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика важнее, чем сигналы светофора.
Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.
Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: использование подготовки, полученной в учебной деятельности, при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.Текущий.
Урок-игра.
8
(27) 14.12 - 20.12
Если случилась беда. Как действовать, если случилась беда. Первая помощь при несчастных случаях. Помощь при травме. Перелом. Бывают ли животные опасными? Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить. Съедобные и ядовитые грибы. Как отличить ядовитые грибы. Ядовитые растения.
Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Различать ядовитые грибы и растения.
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Текущий.
9
(28) Урок обобщения по теме: «Твоё здоровье». Повторение и систематизация знаний по теме «Твоё здоровье».
Познавательные: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: ведение диалога, определение цели, умение ставить вопросы.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Тематический контроль. Проверочная работа.
1
(29) 21.12 - 27.12 Человек – часть природы (3 часа).
Чем человек отличается от животного. Отличия человека: мозг, нервная система, интеллект, речь. Он может создавать орудия труда, произведения искусства.
Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Регулятивные: пересказ, рассказ-описание, рассказ-описание от первого лица; выполнение роли в воображаемой ситуации.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
Самоконтроль.
2
(30) От рождения до старости. Развитие человека от рождения до старости. Пора детства.
Условия роста и развития человека.
Познавательные: устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: проявление самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Текущий.
Взаимоконтроль.
3
(31) 28.12 - 29.12/06.01 - 10.01 Почему пожилым людям нужна твоя помощь. Возраст человека. Детство.
Отрочество.
Взрослость.
Старость.
Почему пожилым людям требуется помощь и поддержка.
Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям. Текущий.
1
(32) Человек среди людей (4 часа).
Поговорим о доброте. Что такое доброта.
Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость. Доброта – необходимое для человека качество, которое помогает правильно общаться с другими людьми.
Познавательные: различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости.
Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей. Текущий.
2
(33) 11.01 - 17.01 Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости. Что такое справедливость,
смелость и трусость.
Понятие о справедливости. Учимся быть справедливым. Кто такой трудолюбивый человек. Справедливость и смелость – важные качества настоящего человека.
Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте.Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям. Текущий.
3
(34) Умеешь ли ты общаться? Учимся вести беседу. Общение с незнакомыми людьми. Культура письма. Проект «Правила этикета».
Познавательные: характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Текущий.
Творческая работа.
4
(35) 18.01 - 24.01 Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо». Итоговая проверка сформированности учебной деятельности. Выполнение комплексной контрольной работы.
Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Комплексная разноуровневая контрольная работа.

1
(36) Родная страна: от края до края.
Природные зоны России (6 часов).
Арктика. Природные зоны России. Арктика – край льда и снегов. Особенности климата, растительного и животного мира Арктики. План характеристики природной зоны. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Текущий. Взаимоконтроль.
2
(37) 25.01 - 31.01 Тундра. Расположение природной зоны тундры.
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Проектная работа. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме.
Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий. Творческая работа.
3
(38) Тайга. Смешанные леса. Расположение природных зон тайги и смешанных лесов.
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.
Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Текущий.
4
(39) 01.02 - 07.02 Степь. Расположение природной зоны степи. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. Проектная работа. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме.
Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Текущий. Творческая работа.
5
(40) Пустыня. Расположение природной зоны пустыни. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.
Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Текущий.
6
(41) 08.02 - 14.02 Влажные субтропики. Урок обобщения по теме: «Природные зоны». Расположение природной зоны влажные субтропики.
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Повторение и систематизация знаний по теме «Природные зоны». Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон; сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам.Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: ведение диалога, определение цели, умение ставить вопросы.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Тематический контроль. Проверочная работа.
1
(42) Почвы России (1 час).
Почва – среда обитания растений и животных. Почва, её значение для жизни человека. Состав почв России. Плодородие как главное свойство почвы. Почва нуждается в охране.
Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные: соблюдение правил сотрудничества; осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает». Текущий.
III триместр (26 часа)
1
(43) 22.02 - 28.02 Рельеф России (2 часа).
Рельеф России. Что такое рельеф. Равнины на карте России. Равнины: Восточно - Европейская, Западно - Сибирская. Урал - каменный пояс.
Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края).
Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта).
Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Текущий. Практическая работа (карта).
2
(44) Как возводили города. Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города. Характеристика города как населённого пункта. «Кремлёвские» города.
Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Регулятивные: анализ, сравнение, объяснение; рассказ-рассуждение; учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий.
1
(45) 29.02 - 06.03 Россия и ее соседи (3 часа).
Япония и Китай. Границы России и соседних стран. Добрососедские отношения с граничащими странами. Знакомство с Японией - Страной восходящего солнца, Китаем - страной природных контрастов. Особенности природы, жизни, труда, быта граждан Японии и Китая. Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: идентификация себя с национальностью и верой, уважение к людям других вер. Текущий. Практическая работа (карта).
2
(46) Финляндия. Королевство Дания. Знакомство с Финляндией - нашим северным соседом, Королевством Дания - западным соседом. Особенности Дании как островного государства. Проект «Особенности природы, экономики, культуры стран-соседей России».
Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; самопроверка выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: правила взаимодействия в парах; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. Текущий. Творческая работа.
3
(47) 07.03 - 13.03 Контрольная работа по теме: «Родная страна: от края до края». Итоговая проверка сформированности учебной деятельности. Выполнение комплексной контрольной работы.
Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Комплексная разноуровневая контрольная работа.
1
(48) Человек - творец культурных ценностей.
Образование – часть культуры общества (3 часа).
Человек и культура. Что такое культура? Из истории письменности. Человек и культура. Что такое культура. Почему гражданин должен знать культуру своей страны. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). Проект «Памятники культуры нашего города».
Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ.
Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; отношение к культуре родной страны. Текущий. Творческая работа.
2
(49) 14.03 - 20.03 О первых школах и книгах. Знакомство с понятием
«грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение». Первые печатные книги. Иван Фёдоров.
Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата).
Коммуникативные: правила взаимодействия в парах. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Текущий.
3
(50) Чему и как учились в России при Петре I. Начало XVIII века – время правления Петра I. Развитие образования во время царствования Петра I. Школы XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.
Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Регулятивные: обогащение словаря, рассказ-описание по репродукции.Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий.
1
(51) 21.03 - 27.03 Русское искусство до XVIII (18) века (2 часа).
Художественные ремёсла в Древней Руси. Искусство – часть культуры. Архитектурные памятники древности. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Русская икона. Художественные ремёсла в Древней Руси.
Познавательные: рассказ - рассуждение, рассказ по воображаемой ситуации; рассказ-описание (по репродукции); высказывание предположений; анализ, сравнение, обобщение изученного материала.Регулятивные: разыгрывать воображаемые ситуации; учиться работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: правила участия в диалоге, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий. Взаимоконтроль.
2
(52) Музыка в Древней Руси. Скоморохи - первые артисты на Руси. Музыка и обрядовые праздники наших предков. Первые артисты на Руси – скоморохи. Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Скоморохи, петрушки, шуты и другие кукольные персонажи. Древнерусский театр. Познавательные: обогащение словаря (устаревшие слова, пословицы и поговорки); анализ, сравнение, обобщение изученного материала.
Регулятивные: поиск информации в справочной литературе, с помощью иллюстративного материала; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; самопроверка выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. Текущий.
Урок-спектакль.
1
(53) 28.03 - 03.04 Искусство России XVIII (18) века (1 час).
Архитектура. Живопись. Театр. Архитектура. Живопись. Театр. Характеристика особенностей строительства и архитектуры XVIII века. Фёдор Григорьевич Волков – отец русского театра.
Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики».Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Текущий. Самоконтроль.
1
(54) Золотой век русской культуры – XIX (19) век (3 часа).
Поэты и писатели XIX (19) века. Введение понятий «золотой век русской культуры», передвижники». А.С. Пушкин – великий русский поэт. Творчество отечественных писателей и поэтов: В. А. Жуковский, В. И. Даль, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: «читать» схемы, искать информацию в справочной литературе; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний. Текущий.
2
(55) 11.04 - 17.04 Композиторы XIX (19) века. Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П.И. Чайковский. Знакомство с понятием опера.
Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».
Регулятивные: искать информацию в справочной литературе; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 
Личностные: наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Текущий.
3
(56) Художники XIX (19) века. Проектная работа. История изобразительного искусства XIX века. Знакомство с творчеством художников XIX (19) века: В. А. Тропинина, И. И. Левитана, И. Е. Репина. Парадный потрет.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. Текущий. Творческая работа.
1
(57) 18.04 - 24.04 Искусство России XX (20) века (2 часа).
Искусство России XX (20) века. Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература. Архитектурные памятники нашего города.
Познавательные: обобщение полученной информации; анализ, сравнение, подготовка вывода.Регулятивные: рассказ-рассуждение, рассказ-повествование; учиться работать по предложенному учителем плану; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные: любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Текущий.
2
(58) Контрольная работа по теме: «Человек - творец культурных ценностей». Итоговая проверка сформированности учебной деятельности. Выполнение комплексной контрольной работы.
Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Комплексная разноуровневая контрольная работа.
Человек - защитник своего Отечества.
1
(59) 25.04 - 01.05 Героические страницы истории нашей Родины (7 часов).
Как Русь боролась с половцами. Человек – гражданин – защитник своего Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Защита славянами своих земель от половцев.
Познавательные: уметь выделять основную и дополнительную информацию. Работать с иллюстрациями, художественными и научными текстами.
Регулятивные: рассказ по воображаемой ситуации; пересказ, обогащение словаря»; «читать» схемы, искать информацию в справочной литературе; определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Коммуникативные: учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа. Текущий. Самоконтроль.
2
(60) Как русские воины победили шведских рыцарей. Битва на Чудском озере. Борьба русских народов со шведами в 1240 году. Александр Невский и победа над шведским войском.
Битва русских воинов с немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Регулятивные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Текущий.
3
(61) 02.05 - 08.05 Куликовская битва. Нашествие монголо-татар на русскую землю. Борьба русского народа против монголо - татарского ига. 1380 год – Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской, его роль в победе русского войска над войском Мамая - правителя Золотой Орды. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: заинтересованность в расширении и углублении знаний. Текущий.
4
(62) Отечественная война 1812 года. Проектная работа. Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Победа русских войск на Бородинском поле. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. Партизанская война 1812 года.
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, классификации, конструирования объяснений, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей.
Регулятивные: рассказ по воображаемой ситуации; пересказ, обогащение словаря»; «читать» схемы, искать информацию в справочной литературе; определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий. Творческая работа.
5
(63) 09.05 - 15.05 Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Основные сражения Великой Отечественной войны: битва под Москвой, Сталинградская битва. Познавательные: составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсудить значение Победы.
Регулятивные: обобщать знания по разделу, развивать познавательный интерес и творческую активность, умение работать с дополнительной литературой.
Коммуникативные: учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа. Текущий.
6
(64) Всё – для фронта, всё – для победы! Проектная работа. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм воинов и людей в тылу. Взятие Берлина. Памятники Славы. Ордена и медали ВОВ.
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей. Регулятивные: учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: формирование познания героического прошлого своей страны и народа. Текущий. Творческая работа.
7
(65) Контрольная работа по теме: «Человек - защитник своего Отечества». Итоговая проверка сформированности учебной деятельности. Выполнение комплексной контрольной работы.
Познавательные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи.
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: самостоятельность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Комплексная разноуровневая контрольная работа.
Гражданин и государство.
Мы живем в Российском государстве (3 часа).
1
(66) Права и обязанности граждан. Гражданин и государство. Права и обязанности российских граждан. Русский язык - государственный язык России.
Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России; различать их и устанавливать взаимосвязь.
Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: понимать роль человека в обществе; идентифицировать себя с принадлежностью к государству, российскому народу. Уважительно относится к своей стране. Текущий. Взаимоконтроль.
2
(67) 23.05 - 29.05 Символы государства. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны. Повторение и систематизация знаний по теме «Древняя и Московская Русь».
Познавательные: характеризуют символы Российской Федерации, их особенности; определять для чего они нужны.
Регулятивные: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Личностные: понимать особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране; уважение к символике государства. Текущий.
3
(68) Повторение и обобщение. Россия XVIII –XX веков. Проектная работа.
Повторение и систематизация знаний по теме « Россия XVIII – XX веков».
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Текущий. Творческая работа.