Урок математики №47 на тему ДЕЛИМ ЧИСЛА. 1 класс, программа «Начальная школа XXI века».

Урок математики. 1 класс.
Программа «Начальная школа XXI века» В.Н. Рудницкая
Тема урока: ДЕЛИМ ЧИСЛА
Тип урока: закрепление изученных знаний
Цели:
Обучающие: продолжить знакомство с действием «деление»; совершенствовать навык записи деления; закреплять умение решать задачи;
Развивающие: тренировать способность к составлению выражения по рисунку, развивать умение анализировать, рассуждать, развивать воображение и математическую речь; развивать глазомер, пространственное мышление.
Воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации, укреплению здоровья;
воспитание уважительного отношения к старшим и умение оказывать помощь одноклассникам во время совместной работе.
Педагогические задачи:
Создать условия для повторения и закрепления изученного материала; способствовать усвоению приемов деления.
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжить знакомство с действием «деление»; совершенствовать навык записи деления; закреплять умение решать задачи; умение находить ответы на поставленные вопросы; получат возможность участвовать в диалоге, на практике осуществлять деление на равные части.
Метапредметные:
Познавательные: усвоение навыка задавать точные вопросы, делать выводы, формулировать вопросы и ответы; классифицировать предметы по группам, добывать информацию;
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: строить высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
Личностные: применять приобретённые навыки в практической деятельности; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.
Материал и оборудование к уроку: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, музыка; рисунки грибов, корзинок, аппликация «Море», рисунки геометрических фигур, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Математику, друзья
Не любить никак нельзя
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!
II. Мотивация.
-Скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения).
-Хорошо, молодцы!
III. Устный счет.
1. Задача на смекалку. (слайд №2)
На день рождения к Винни-Пуху Кролик пришел позже, чем Пятачок, а Ослик – раньше, чем Пятачок. Кто пришел к Винни-Пуху первым?
2. Игра «Разгони тучи»! (слайд №3)
Состав числа 6.
3. Распределите ёлочные украшения в группы по каким-либо признакам. (слайд №4, 5, 6)
По форме, по цвету, по размеру.
4. Игровое упражнение «Помоги утятам». (слайд №7)
– Помогите утятам распределить примеры на две группы, выполнив вычисления.
5 + 5 8 + 2 9 + 1 5 + 4 4 + 3
7 + 3 6 + 4 7 + 2 6 + 3
Если к двойке,
Два прибавишь,
Сколько в сумме,
Получаешь?
Ответ: Четыре Минутка чистописания. Рабочая тетрадь стр. 49. (слайд №8, 9)
IV. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение М. Бромлея.
Мы бродили по полям,
По лесам бродили,
И делили пополам
Все, что находили.
Тебе – цветок
И мне – цветок!
Тебе – грибок
И мне – грибок!
Работа в парах.
- Представьте ребята, что вы вместе со своим соседом оказались в лесу и нашли полянку, на которой много грибов, у каждого из вас есть корзинка. Разделите поровну все грибы.
– Тема нашего урока «Делим числа».
V. Изучение нового материала. Работа по учебнику. (слайд №11)
1. Задание 1 (с. 106) с использованием цветных фишек и набора «Касса цифр».
– Сколько тетрадей на столе? (20.) Сколько мальчиков? (5.)
– Как раздать 20 тетрадей всем мальчикам поровну?

Запись: 20 : 5 = 4.
– Сколько тетрадей получил каждый мальчик?
– Прочитайте математическую запись. (Двадцать разделить на пять, получится четыре.)
2. Задание 2 (с. 106). (На доске)
– Прочитайте каждую математическую запись.
– Подберите к каждой записи карточку с фишками.

3. Задание 3 (с. 106). (слайд №12)
Учитель читает предложения, учащиеся выбирают арифметическое действие: умножение или деление.
– Положить по 6 фишек 2 раза. (Умножение.)
– Разложить 6 фишек поровну на 2 кучки. (Деление.)
– Положить по 3 фишки 2 раза. (Умножение.)
– Разложить 10 фишек поровну в две кучки. (Деление.)

4. Задание 4 (с. 107).
– В домике живут три гнома. К ним идут гости. Сколько гостей на рисунке? (4 гнома.)
– Сколько гномов будет на празднике? (3 + 4 = 7.)
– Какие подарки несут гости? (Цветы.)
– Сколько цветов у каждого гнома? (У каждого гнома по 3 цветочка.) Сколько всего цветов у четырех гномов? (По 3 взять 4 раза – это 12; 3 · 4 = 12.)
5. Задание 5 (с. 107).
Учитель читает предложения, учащиеся выбирают действие: сложение или вычитание.
– Увеличьте 9 на 1. (Сложение. 9 + 1 = 10.)
– Уменьшите 15 на 5. (Вычитание. 15 – 5 = 10.)
– Увеличьте 10 на 1. (Сложение. 10 + 1 = 11.)
– Уменьшите 12 на 1. (Вычитание. 12 – 1 = 11.)
6. Задание 6 (с. 107).
– Какая фигура изображена на рисунке? (Четырехугольник.)
– Сколько треугольников на чертеже? (7 треугольников.)
Учитель демонстрирует таблицу «Проверь себя».

– Сколько четырехугольников на чертеже? (3 четырехугольника.)

VI. Работа в печатной тетради. (слайды №13-№18)
VII. Фронтальная работа.
1. Игра «Распредели числа в домики».
Дидактическая цель. Закрепление знаний о составе числа.
Содержание игры. Учитель записывает на доске числовой ряд: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отмечать их стрелками.
Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках.
После расселения чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?»
В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду:

VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое арифметическое действие записывается с помощью знака «:»? Назовите другие арифметические действия.



Рисунок 12523Рисунок 1252815