Технологическая карта урока по обучению грамоте Буква С УМК Начальная школа 21 века


Дата: 17.11.2015
Предмет: Литературное чтение.
Тема. Знакомство с буквой С,с.
Цель деятельности: Познакомить учащихся с буквой С,с. Продолжить формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов; умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Развивать технику чтения слогов, слов, текста. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного (дифференцированная работа); закреплять зрительный образ буквы. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Планируемы результаты обучения:
Предметные: знают отличия звука и буквы; букву как знак звука; умеют проводить звуко-буквенный анализ как основу перевода слова звучащего в слово написанное; умеют производить слияние букв в слоги. слоги-в слова;
Метапредметные ( критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):
Познавательные: общеучебные - составление рассказа по сюжетным картинкам; создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы; логические - осуществление анализа поэлементного состава печатных заглавных и строчных букв; разгадывание кроссворда, сравнение иллюстраций.
Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими( учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, понимают значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха.
Спросить на уроке: ______________________________________________________________________________________________________
Этап урока Содержание Формы деятельности УУД Контроль
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного.
- Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. фронтальная Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности  
Прежде чем мы познакомимся с новой буквой, скажите:
- Что такое речь?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Из чего состоят слоги?
- Какие бывают звуки?
- Расскажите что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
-Как произносим гласные звуки?
-Как произносим согласные звуки?
-Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)
-Как обозначают звуки на письме?
-Что делаем с буквами? (читаем и пишем)
- На какие 2 группы можно разделить все звуки?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
-На какие группы можно разделить все согласные звуки?
- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? СЛАЙД 1
Какая буква лишняя, почему? (буквы на доске)
А,О,Ы,И,Н,Ю,Е
Прочитайте слоги с этой буквой
Какие буквы мы сравнивали на прошлом уроке? Что обозначает звонкость звука в схеме слов? фронтальная Познавательные:
Общеучебные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, логическое формулирование проблемы. Устный
3.Постановка учебной задачи Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы свистит…
Это Совушка - сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит. СЛАЙД 2
Дети, как вы думаете, для чего пришла сова к нам на урок? (ответы детей.)
Правильно, сова хочет познакомить с новой буквой. Сова предлагает нам поиграть в игру «Звук заблудился»
Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался … дом. СЛАЙД 3
В каком слове заблудился звук? Мог ли рыбак поймать дом? А кого он поймал?
Напишите схему слова дом. Подходит ли эта схема и для слова сом? (Нет)
Какой первый звук в слове дом? А в слове сом?
Как вы думаете с какой буквой мы познакомимся на уроке? Правильно.
Сегодня мы будем работать со звуками [с], [с’] , познакомимся с буквой, которой эти звуки обозначаются. СЛАЙД 4 Назовите слова, которые начинаются со звуков [с], [с’]
Запишите букву С заглавную и строчную у себя в тетради.
фронтальная Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные:
Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
Логическое формулирование проблемы. самоконтроль
4.Открытие нового знания 1) Откройте учебник на странице 91. Листайте аккуратно, книгу кладите правильно. Я загадаю вам загадку, а вы подумайте, какое слово будет к ней ответом.
Мне сказала тётя Римма:
- Эта вещь необходима -
Зонт лежит в ней и платок,
Крем, помада, кошелёк.
Все и мамы, и дочурки
Прячут в ней свои покупки.
Что это? (сумка) СЛАЙД 5
Давайте посчитаем, сколько звуков в слове.
Произнесите слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик. (Один ученик у доски)
Давайте теперь достроим звуковую схему этого слова. ( Один ученик у доски)
2) Разделите слово сумка на слоги. На какой слог падает ударение?
3) Отгадайте загадку.
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от бабуси.
Кто скажите это? (гуси)
Постройте самостоятельно звуковую схему слова гуси. (Один ученик у доски)
Давайте проверим. Назови, какие звуки ты выделил в слове?
4) Разделите слово гуси на слоги, какой слог ударный?
5) Кто знает, какой буквой можно обозначить новые звуки в словах?
На что похожа буква С? (Ответы детей).
1. Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
2. Полумесяц в небе тёмном
Буквой эс повис над домом. Слайд 7, 8
Физкультминутка СЛАЙД 9
самостоятельная Познавательные:
Умение использовать знаково-символические средства, модели, схемы, воспроизведение по памяти необходимой информации
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность 5.Первичное закрепление 1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91. (Чтение хором)
2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92.
Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре? (первое - большой предмет, второе - маленький)
фронтальная Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей. устный
6.Самостоятельная работа А Совушка - мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92.
Поставьте пальчик на это задание. Почему вы решили, что я говорила именно о нём. Что обозначает значок с изображением совы? Если забыли, где можно посмотреть? Правильно, вернитесь на страницу 3 и прочитайте, что обозначает этот значок.
Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие?
Попробуйте поработать парами и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв.
Работа в парах (1 весна - навес, 2 насос - сосна) СЛАЙД 10 ,11
Давайте проверим какие слова у вас получились.
Физкультминутка для глаз. Проследите за падающими снежинками глазами. СЛАЙД 12
самостоятельная Познавательные:
Умение использовать знаково-символические средства, модели, схемы, воспроизведение по памяти необходимой информации
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность самоконтроль
7.Закрепление 1) Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (снег, снежинка, сугроб, санки и т.д.)
2) Давайте прочитаем «Зимнюю сказку» (Читает вслух один ученик) О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.
3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей) А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать») Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам?
4) Чтение стихотворения детьми.
фронтальная
самостоятельная Познавательные:
Умение использовать знаково-символические средства, модели, схемы, воспроизведение по памяти необходимой информации самоконтроль
8.Итог урока -Что нового вы сегодня узнали? Что повторили?
С какой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает? фронтальная Регулятивные: контроль, оценка, коррекция полученной информациисамоконтроль
9.Рефлексия -Какие чувства вызвала у вас буква С в конце урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? фронтальная Личностные: понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования. устный