Сценарий линейки для 8-11 классов, посвящённой Неделе русского языка и литературы

АЗОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ-ГИМНАЗИЯ»




ЛИНЕЙКА,

ПОСВЯЩЁННАЯ ОТКРЫТИЮ

НЕДЕЛИ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Григоренко Олеся Николаевна

Ноябрь 2014 г.
Цель: Развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову.
Оборудование: стихотворения, слова учителя, материал для инсценировки, загадки о русском языке для викторины.
Ход мероприятия:
1. Построение.
2. Перекличка.
3. Вступительное слово учителя.
– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.
4. Первый ученик.
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык».
5. Слово учителя.
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского. Язык национальной гордости и достоинства!
Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н. Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком.
Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
 6. Второй ученик.
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
7. Слово учителя.
А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его
надо изучать, причём прилежно и старательно! Если его не изучать старательно, что из этого
Выйдет? Вот послушайте.
8. Инсценировка. Рассказывают 2 чтеца.
1-ый ученик
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И  за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно:
2-ой ученик
- В том не моя вина. Пусть им, сперва, учёные Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит.
1-ый ученик
- Да, переделка, кажется, Серьёзная нужна. А сам бы смог-то новые Придумать имена?
2-ой ученик
- Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный!
1-ый ученик
Вот какой ленивый Лежебокин.
9. Слово учителя.
И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
10. Третий ученик. Если ты хочешь судьбу переспорить Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи, выучи русский язык! 11. Четвёртый ученик. Русское слово живёт на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык! 12. Пятый ученик. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи русский язык!
13. Слово учителя.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! А мы сегодня  собрались здесь с вами,  
чтобы  открыть в нашей школе Неделю русского языка. На этой неделе будут проходить интересные мероприятия и мы надеемся вы с ними справитесь. Старайтесь, выполняйте все задания, мы обязательно подведём итоги и наградим всех участников и победителей.
Разрешите неделю считать открытой.
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
(За каждый правильный ответ учащиеся получают конфеты.)
1) Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род.)
2) Ты части речи те союз, предлог, частицу помни.
Ты, школьник, намотай на ус названье их. Запомни!
Зовутся не волшебные, а проще так:... (Служебные.)
3) Каждый абзац мы с неё начинаем. Помним о ней и название знаём.
И правильно скажет школьник любой, что отступ зовётся... (Красной строкой.)
4) Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною мы называем всегда... (Запятою.)
5) Конфета в вазе была одна. Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора, что у конфет изменилось? (Число.)
6) Если первое «Я», «Мы»,
Если третье «Он», «Они»,
А второе если, значит, «Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо.)
7) Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... (Фразеологизмом.)
8) Есть суффикс, стоящий за окончанием,
Он носит другое, сложнее название.
Особый суффикс «СЯ» или «СЬ» мы называем... (Постфикс.)
9) Если действие прошло, то «прошедшее» оно.
Если действие сейчас, «настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет, «будущим» оно вмиг станет. (Время.)
10) Этим словом называется тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения, это слово ... (Обращение.)
11) В словах «отдал», «вошёл», «подставка»
Перед корнем пишется... (Приставка.)
12) Слова означают одно и то же, но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся... Как называются? Кто догадался? (Синонимы.)
13) Все вы назовете их едва, самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги.)
14) Звуки тянутся, поют, без преград они живут.
Цветом они красные, это звуки... (Гласные.)
15) Такие буквы нелегко произнести,
Преграда зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук. Они все разные,
А называются они... (Согласные.)
Рисунок 7ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215