Поурочный план по истории казахстана 10 класс Металлургические центры Казахстана


История Казахстана -10 класс
Тема: Металлургические центры древнего Казахстана
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны узнать, что Казахстан стал одним из центров древней металлургии, где развивались способы производства металла и литья; о развитии новых технологий ювелирного искусства и гончарного производства; научиться делать выводы, сравнивая достижения древних людей.
Развивающая: сравнить древние очаги металлургии с особенностями современного металлургического производства Казахстана, развивать логическое мышление учащихся, умение концентрировать внимание на ключевых вопросах изучаемой темы.
Воспитательная: прививать любовь к родному краю, воспитывать уважение к труду.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебное пособие « История Казахстана» естественно- математического направленя общеобразовательной школы – авторы Толеубаев А.Т. и др..- « Мектеп « -2014 г.
Наглядные пособия: карта “Казахстан в эпоху первобытного общества”; схемы, таблицы, атлас.
Методы обучения: самостоятельная работа, мозговой штурм, работа с учебником.
Ход урока:
1. Организационный момент: подготовка к уроку кабинета и наглядных пособий, а также учащихся к работе.
2. Проверка домашнего задания по теме: «КАЗАХСТАН В ПЕРИОД РАННЕГОЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА» . Предложить тест на интерактивной доске. Объявить критерии оценивания . Подвести итоги через самоконтроль выполнения теста выставить самим оценку за тест.
Второй вариант опроса домашнего задания метод «Мозговой штурм». Особое внимание уделяем вопросам включенным в ЕНТ.
1 Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан началась в…… ( VIII-VI вв. до н.э.)2. Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения…….. (греко-римских авторов.)3. Сведения о саках содержатся на клинописных наскальных надписях…….. (Персидских царей.)4. Древних саков в своих трудах описывал…… (Геродот)5. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в….. ( 1 тысячелетий до н. э.)6. Иранские источники называют саков…….. («Турами с резвыми конями»)7. Слово «сак» по сведениям персов означало…………….. ( «Великие мужи»)8. Персидские источники 1 тыс. до н. э. называли жителей Степи….. ( Саками.)9. Греческие источники 1 тыс. до н. э. называли жителей Степи……. (Азиатскими скифами.)10. Древних жителей Семиречья персы называли…… (саками-тиграхауда) 11. Древних жителей низовья Сырдарьи и Приаралья персы называли (саками-парадарайя.)12. Общественное устройства саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования ………………. (военной демократии).13. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения …….. (воины, жрецы, общинники).14. Основную массу населения сакского общества составляли…………( общинники-скотоводы).15. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль …………..(Народного собрания).16. Женщины в сакском обществе находились в …………. ( почетном положении).
Заключение по усвоению домашнего задания. Оценивание ответов.
4. Новая тема.План урока. Первый вопрос. Древняя металлургия.
Перед изложением нового материала организовать обмен мнениями, предложив следующие вопросы:В каком регионе Казахстана находился центр гончарного производства?
Какую роль сыграло металлургическое производство в жизни древнего человека?
Объясняя первый вопрос, учитель рассказать, что древние центры металлургии находились на территории Центрального и Восточного Казахстана. Сопровождая объяснение с работой по карте, или атласу. Напоминаем материал по изучению К.Сатпаевым металлургических центров Казахстана.В Центральном Казахстане имелись огромные месторождения меди в окрестностях Жезказгана, олова – в Атасу и Улытау.В Восточном Казахстане богатые залежи этих полезных ископаемых располагались в Калбинском и Нарымском хребтах. Производство железа в этих регионах начинается в 8-7 вв. до н. э. Необходимо охарактеризовать достижения в металлургии, совершенствование технологии производства.
Используя ИКТ дать понятие о выборе горной породы; орудиях для откалывания руды - каменные кайла, каменные молоты , измельчение сырья легкими орудиями - ручные топоры, молоты и песты; обжиге руды и плавке - шахтная печь, мастерах художественного литья; вооружение, конском снаряжении и украшениях.
Температура плавки – 450 С.
Для рассмотрения второго и третьего вопросов ювелирное производство, гончарное производство можно использовать текст учебника, дополнительные материалы, что поможет учащимся усвоить тему и научиться делать выводы.
Рекомендации по самостоятельной работе с текстом для учащихся :1.Прочитайте материал параграфа,составьте целостное представление об описанных в нем фактах. Внимательно изучите карту.
2.Составьте развернутый план ответа.
3. Постарайтесь связать материал с изученной ранее темой по периоду.
4.Проверь насколько полно отвечает твой план на поставленный вопрос.
Учащиеся делятся на три группы, раздаются вопросы. Дать учащимся время на подготовку, прослушать ответы, затем подвести итоги.
Вопросы к первой группе:
Как в эпоху бронзы и железа люди совершенствовали
ювелирное искусство и производство? Обоснуйте ответ.
Вопросы ко второй группе:
Какие технологии использовались в ювелирном и
гончарном производствах для изготовления украшений?
Вопросы к третьей группе:
Как развивалось гончарное производство в различных регионах Казахстана?
Какие технологии использовались для изготовления керамической посуды?
При закреплении изученного используем ИКТ – слайды.
Что мы хотели узнать? Что мы узнали? Как мы усвоили новый материал.
Итоги урока. Оценивание учащихся. Отметить сильные и слабые стороны урока.
Домашнее задание: параграф 11, 12; вопросы на стр72 Хрестоматия, с. 14-16.. Дополнительно по справочникам ЕНТ проработать вопросы по теме.