Технологическая карта урока по математике Прибавление числа 4


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КОСТРОМЫ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»




Технологическая карта открытого урока
по математике

Прибавление числа 4
Автор
Загорей Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов


















Технологическая карта урока математики
Тема урока: Нумерация. Счет предметов. Разряды

Цель деятельности учителя
Образовательные: научить прибавлять число 4 по частям. Объяснять свой выбор и свои действия;
Деятельностная: рассмотреть способы прибавления числа 4 по частям и применять их при решении задач и примеров.

Тип урока
Изучение нового (урок-путешествие)

Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты:
Личностные результаты:
- Формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Метапредметные: .
Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
Познавательные УУД:
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
- формировать умение учащихся работать по модели.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в паре, в группе;
- учить приёмам, представлять результат своей деятельности и результат деятельности работы в паре, в группе.
Предметные:
- познакомить со способами прибавления числа 4 по частям;
-познакомить с моделью прибавления числа 4;
- совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10.

методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.
Приемы: создание проблемной ситуации, путешествие, палочки Цукерман.
Методы: частично поисковые, продуктивные методы: диалог, обмен мнениями, анализ задач, обобщение информации, обсуждение способов прибавление 4.

Образовательные ресурсы
1. Математика. 1 класс . Планета знаний
2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html
3. http://www.openclass.ru/wiki-pages/29549
4. http://www.stihi.ru/2008/03/14/3697

Оборудование
мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, презентация, электронный образовательный ресурс (учебный диск –математика, 1 класс, «Планета знаний», 2016год, изд.Вентана-Граф)
для учащихся: рабочая тетрадь № 3 В.Н.Рудницкая, касса цифр, пенал, листы самооценки.

Основные понятия и термины
- состав числа;
- свойство (удобнее к большему числу прибавлять меньшее).






















организационная структура (сценарий) урока


Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат

I этап: Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 3 мин.

Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок,
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
- Мы сегодня с вами, дети,
Разгадать один секретик
Математики должны.
Если будем мы дружны.
Путешествие нас ждет
Вы готовы?
Так вперёд!!!
- Мы отправляемся на планету «Математика»
(Слайд презентации №1)
- Как вы думаете, какие умения пригодятся нам для успешной работы на планете математика?
- Живет там добрый Лунтик,
Он совсем не знает лени.
Но сегодня почему – то
У него плохое утро:
Он решить пример не может
Может, мы ему поможем?
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Фронтальная
Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация и фиксация затруднения в деятельности 7 мин.

Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Перед отправкой на планету выполним задание
Потренируем память и внимание.
(Учебный диск –математика, 1 класс, «Планета знаний», 2016г)
II.Числа и счет.
Задания № 4, 5.
Ч.2.I.Элементы арифметики. Задания № 3, 4.)
- Молодцы, а давайте вспомним с вами, Сколько заданий было на экране? (4)
- Четыре, что же за число?
- Кто расскажет про него?
Посмотрите, Лунтик, что- то хочет вам сказать: (Слайд презентации №2)
«Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4»
- А теперь пора ребята знанья наши показать.
Будем ракету запускать
Она откроет первое число состава 4
Вы же второе покажите цифрой из кассы. ( - Четыре это 3 и.,4 и.,2 и..,1 и ..)
(Слайд презентации №3).
- Взлетаем вместе с солнышком (ФИЗМИНУТКА)
-вот мы и приземлились на планете МАТЕМАТИКА.
Демонстрируют знания, умения по теме:
Находят пропущенные числа.
Присчитывают по 2, по 3.
Характеризуют число 4.
Называют состав числа 4.
Работают с кассой цифр.


Учебно-познавательная.
Фронтальная
Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений),
известных способов деятельности.


III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) 3 мин.


Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока.
-(Слайд презентации №4)
Есть у Лунтика подружка,
Познакомьтесь с ней - лягушка!
Вы ее только коснитесь
И при этом улыбнитесь,
Пример выдаст она сразу!
Не один из них ни разу
Не учились мы считать,
А ведь мы хотим все знать?
На примеры посмотрите,
Все внимательно сравните.
Вспомните, что повторяли
Состав числа 4 не зря мы,
Может, скажет уже кто-то
Тему нашего урока?
- А что сложного в этой теме,
Какая скрыта здесь проблема?
- Почему, Лунтику, трудно сосчитать?

Выдвигают варианты формулировок проблемы и цели, участвуют в их обсуждении.
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Частично поисковые методы, продуктивные методы.

Появление цели урока.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») 7 мин.

Учитель предлагает модель для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

(Слайд презентации №5)
- Итак, как будем мы считать
Сколько будет 5+4?
Модели нам помочь должны
Какие? Уж решите вы.
Возьмете для себя
Выстраиваем модель:
-4 можно разбить на части?
-на какие?
- 4 это 1111, значит можно прибавлять по 1? Как? (рассказывают дети)
- 4 это 2 и 2, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)
- 4 это 1 и 3, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)
- 4 это 3 и 1, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Частично поисковые методы, продуктивные методы.
Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: Первичное закрепление 10 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.

(открываю примеры)
-Объясните, как вы будете прибавлять 4. Какую модель возьмете? (дети объясняют способ сложения 4)
(Слайд презентации №6)
- Возьмем линейку мы сейчас,
Примеры сосчитаем враз.
Пусть, Лунтик, учится решать примеры,
А не сидит без дела!
- Сколько надо прибавить к каждому из чисел 7,8,9, что бы получилось 10?
(открываю примеры)
(Слайд презентации №7)
- Объясните способ сложения?
8+4, 9+4,4+7.
(объяснение детей)
Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Фронтальная
Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.








Включение нового знания в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного.
организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
(Слайд презентации №8)
- Лунтик, решил объяснить как решать примеры Божей коровке.
- Вы поможете ему?
(работа в парах)
- Давайте каждый из вас объяснит своему соседу по парте, еще раз как решаются такие примеры.
- Выберите один из решенных примеров и объясните соседу.
(Слайд презентации №9)
- Ой, ребята вот так Лунтик,
У примеров все ответы
Раскидал без промедленья
Вы же все ответы найдите и примеры соберите!
(Слайд презентации №10)
-Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, оцените палочками успеха.
- 1 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 1 столбик?
- 2 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким способом прибавляли 4 во 2 столбике?
- 3 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 3 столбик?
(Слайд презентации №11)
- Путешествие подходит к концу и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты математика
(работа в группе)
1группа: Сколько квадратов и треугольников?
2 группа: Сколько кругов?
3 группа: Сколько треугольников и квадратов?
Используют приобретенные знания в практической деятельности.















Решают примеры на карточке.


Взаимопроверяют. (Палочки Цукерман).




Используют приобретенные знания в практической деятельности.











Выбор заданий соответствующего уровня.
Решают творческую задачу.
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
Работа в паре
Работа в группе
Предметная.
Умение ориентироваться в содержании темы.
Информационная.
Умение использовать информацию разных способов сложения, для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений.

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин.

Организовать действие по самостоятельной работе: контролю усвоения материала;
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.

(Слайд презентации №12)
- А в это время на земле!
( ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ)
(Слайд презентации №13)
- Чтобы нам благополучно вернуться на Землю, откроем тетради на странице 39, и № 2,3 выполним самостоятельно.
- Решаем самостоятельно,
Будьте при этом очень внимательны.
Проверка (самопроверка)
-Назовите примеры, в которых допущена ошибка. Оцените себя. Покажите, где живет ваш успех.
Поменяйтесь тетрадями проверьте решение задачи.
Оцените соседа. Покажите, где живет успех соседа.
Выявление границ применимости нового знания при выполнение заданий № 2 (примеры) и № 3 (задача).








Один ученик проговаривает решение.
Все проверяют, высказывают мнение.
Оценивают себя. (Палочки Цукерман).
Оценивают соседа. (Палочки Цукерман).
Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.
Работа в парах (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради. (самопроверка)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Умение систематизировать, самостоятельно применять изученное.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.


VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока 5 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
(Слайд презентации №14)
-Возьмите листы самооценки. Оцените, как вы работали. Встаньте те, у кого 5 плюсов. Вы умницы! Встаньте те, у кого 4 плюса. Вы молодцы, но обратите внимание на свои ошибки. Встаньте те, у кого 3, 2,1 плюс. Вы хорошо работали, но нужно быть активнее и внимательнее и не допускать ошибки. Встаньте те, у кого все минусы. В чем была трудность у вас?
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал (а).
-Сегодня на уроке я смог(ла).
- Сегодня на уроке мне было интересно.
- Сегодня на уроке мне было трудно.
- То, что я узнал (а) сегодня на уроке мне пригодится.
- Мы сегодня потрудились
Прибавлять мы научились
Число 4, разбив на части –
Пригодиться это часто
В жизни, где угодно надо
Считать точно, без изъяна!!!
Лунтик прислал вам телеграмму:
(Слайд презентации №15)
Анализируют деятельность по достижению цели
Учебно-познавательная
Рефлексия с использованием Клеше
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализируют личностное изменение в процессе учения.
Анализируют достижение цели, описывает способ достижения ее.



Ресурсный материал

Приложение 1.
Индивидуальная - карточка.

Восстанови ответы, которые Лунтик разбросал.


0+4= 5+4= 9+4=
2+4= 4+4= 7+4=
3+4= 6+4= 8+4=

Задание группе № 1. (Сильная группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали третий столбик.

Задание группе № 2 (Средняя группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали второй столбик.


Задание группе № 3 (Слабая группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали первый столбик.

Приложение 2.
Задача:

На планете Математика проживали 4 , столько же , а столько, сколько и вместе.



Задание группе № 1. (Сильная группа)

Сколько проживало на планете ?

Задание группе № 2. (Средняя группа)

Сколько проживало на планете и ?

Задание группе № 1. (Слабая группа)

Сколько проживало на планете и ?



Приложение 3.
Лист самооценки.

Критерии:
Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.


Я несколькими способами объяснял своему товарищу, как решить пример 9+4=13 или 8+4=12.


Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.


Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.


Мое мнение в группе чаще всего учитывалось.


Демонстрационный материал








 gerb10bwРисунок 1Описание: Описание: Описание: Описание: gerb10bwРисунок 15Рисунок 7Рисунок 6Рисунок 4Рисунок 215