Урок математики Прибавление и вычитание числа 1

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ УРОКА

На предлагаемом уроке математики учащиеся учатся прибавлять и вычитать число 1, называя следующее при счете число и предыдущее при счете число. Перед изучением нового материала ставится проблема, требующая актуализации знаний, поиска и наблюдений в решении данной проблемы. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накапливался опыт практического выполнения сложения и вычитания, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий. На уроке используется игровая технология, так как с помощью игры можно проверить уровень полученных знаний, развивать смекалку, сообразительность, пробуждать желание узнавать новое. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке, способствуют охране и укреплению здоровья детей (физ. минутки, эмоциональное вхождение в урок, доброжелательный тон учителя и т.д.). На уроке применяется ЭУП (электронно-учебное пособие), которое предполагает организацию активной деятельности учащихся, в результате чего происходит формирование вычислительных навыков и развитие мыслительных способностей. Для формирования коммуникативных универсальных действий на уроке была организована работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК «Начальная школа XXI века» Предмет математика Класс 1
Тема урока Прибавление и вычитание числа 1
Место и роль урока в изучаемой теме: данной урок является вводным при изучении главы «Сложение и вычитание в пределах 10»
Тип урока комбинированный
Цель урока: научить прибавлять и вычитать число 1
Задачи урока:
Научить прибавлять и вычитать число 1, называя последующее (предыдущее) число, выполнять движение по шкале влево и вправо от данного числа на 1; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10.
Развивать познавательную активность, любознательность, интерес к математическим свойствам, явлениям, закономерностям; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся (чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу ).





I.Организационный момент


























1 мин

Исполь зуется класси фикация методов по характе ру познава тельной деятель ности
М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера


-С добрым утром!
Начат день, первым делом гоним лень.
Мы урок начать готовы,
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!

-Ребята, на каждом уроке нам нужны умения: работать с книгой, отвечать полным ответом, правильно сидеть за партой и поднимать руку.

-А чему бы вы хотели научиться на уроке? Может у кого-то что-то не получается? Поставьте перед собой цели и, конечно, постарайтесь достичь их, работая на уроке.
















Ответы учеников



II. Устный счет


6 мин

Вычислительные машины

+10 +0 -0
4 7 3
3 2 4
6 4 8
2 8 0
0 5 6
1 9 5





Репродуктивный метод (воспроизведе ние дейст вий по при мене нию зна ний)




Индиви дуальная работа










Фронталь ная работа


-А наш урок мы начнем с математической разминки. Все вычисления будем делать устно. Устный счет нам поможет быстро включиться в работу.
Три ученика будут работать у доски с вычислительными машинами самостоятельно.

-А все остальные дети будут работать вместе со мной. Проведем устный арифметический диктант.

-Какое число следует при счете за числом 5?

-Какое число при счете стоит перед числом 4?

-Назовите соседей числа 9






















-За числом 5 следует 6.

-Перед числом 4 стоит число 3
-Соседи числа 9 это числа 8 и 10.














Познавательные УУД
-формирование умения работать по знаково – символической модели (использование знаков и символов как условных заместителей) через работу с графической моделью вычислительных машин.



Познавательные УУД
-формирование умения осознанно и правильно строить математическое речевое высказывание























Частич но-поиско вый метод
(поиск приме ров на основе изучен ных правил)















Фронталь ная работа
-Какое число меньше 8 на 1?


-Какое число больше 3 на 1?

-Увеличьте 7 на 2

-Увеличьте 9 на 2

-Уменьшите 7 на 2

-Придумайте задачу, чтобы в ответе получилось число 5.

-А теперь проверим работу наших учеников. -Какая задача стояла перед первым учеником?
-Справился ли он? Оцените работу товарища.

-Какая задача стояла перед вторым учеником?
-Справился ли он? Оцените работу товарища.


-Меньше 8 на 1 число7.


-Больше 3 на 1 число 4.

9

11

5

Ученики составляют устно задачи



-Увеличить числа на 10

Оценка товарищей

-К числам прибавить 0

Оценка товарищей








.









Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности.
-формирование умения осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано), и пооперационный контроль
(как выполнена каждая операция).





















Расшифруйте слово
Ответы вычислительной машины № 2 соответствуют буквам
О Д И Н
7 2 5 9

Частич но-поиско вый метод
(комментирова ние практи ческих дейст вий)
Фронтальная работа
-Какая задача стояла перед третьем учеником? -Справился ли он? Оцените работу товарища.

И последнее задание: расшифруйте слово.


-Сегодня на уроке мы будем работать с этим числом
-Как вы думаете, что можно сделать с этим числом в математике?

-Сегодня мы понаблюдаем и сделаем выводы: как быстро и удобно делать такие вычисления.

-Продолжим работу по учебнику

-Из чисел вычесть 0

Оценка товарищей

Дети расшифровывают слово «один»




-Складывать и вычитать 1






Познавательные УУД
-формирование умения по поиску необходимой информации.

III. Работа по теме
3 мин 3 мин 4 мин
Задание №1
Какое число будет завтра и было вчера, если сегодня:
8 марта, 10 апреля, 6 мая, 15 июня






















Задание №2
Назовите число, следующее при счете за числом: 3, 7, 9, 10, 13, 18.
Частич но-поиско вый метод (эвристическая беседа, ведущая к выводу)

















Частич но-поиско вый метод
Фронтальная работа
-Откройте учебники на стр.25 №1
-Представим, что сегодня 8 марта. Какое число будет завтра и какое было вчера?

-Представим, что сегодня 10 апреля. Какое число будет завтра и какое было вчера?

Представим, что сегодня 6 мая. Какое число будет завтра и какое было вчера?


Представим, что сегодня 15 июня. Какое число будет завтра и какое было вчера?

-Что помогло вам быстро назвать предыдущее и последующее число?

-Ваши наблюдения
помогут выполнить следующее задание №2
-Назовите число, следующее при счете за числом: 3, 7, 9, 10, 13, 18.



-Завтра будет 9 марта, вчера было 7 марта

-Завтра будет 11 апреля, вчера было 9 апреля

-Завтра будет 7 мая, вчера было 5 мая



-Завтра будет 16 июня, вчера было 14 июня

-Знание порядка чисел на числовом луче


-за числом 3 следует число 4

Познавательные УУД
- формирование умения осознанно и правильно строить математическое речевое высказывание.

















Познавательные УУД (логические)
-формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведение следствий.

Познавательные УУД
- формирование умения осознанно строить математическое речевое высказывание






· 3 мин







Задание №3
Какое число называют при счете перед числом:
4, 6, 8, 10, 14, 17









Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.
Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать
предыдущее при счете число.




(комментирова ние дейст вий с выво
дом)
Фронтальная работа
-Что происходит с числами?

-На сколько?
-Как же быстро к числу прибавить число 1?

-Перейдем к заданию №3
-Какое число называют при счете перед числом:
4, 6, 8, 10, 14, 17
-Построим правильное математическое высказывание
-Что происходило с числами?
-На сколько?
-Как же быстро из числа можно вычесть 1?

-Сделаем вывод: как можно прибавлять и вычитать число 1?
-они увеличиваются
-на 1
-назвать следующее число

- при счете перед числом 4 стоит число 3


-они уменьшались
-на 1
-назвать предыдущее число
-чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.
-чтобы из числа вычесть 1, можно назвать








Познавательные УУД
- формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведения следствий.


Познавательные УУД
- формирование умения осознанно строить математическое речевое высказывание.


Познавательные УУД
- формирование умения строить логическую цепочку рассуждений
и выведение следствий.










Физминутка












IV. Закрепление нового материала
3 мин 2 мин 1 мин
















Задание №5
6+1 14+1 9-1 15-1
9+1 18+1 7-1 19-1






Тетрадь на печатной основе
Задание №1
-Что делает каждая «машина»? Запиши результаты вычислений.
























Репродуктивный метод (работа с книгой, опора на правило)

Репродуктивный метод
(выпол нение заданий по задан ному образцу,
Фронтальная работа Коллективная работа




-Чередование труда и отдыха помогут сохранить наше здоровье
Поднимает руки класс - это раз, повернулась голова – это два, руки вниз, вперед смотри – это три, руки в стороны пошире растянули на четыре, с силой их к плечам прижать – это пять, всем ребятам тихо сесть – это шесть

-Переходим к заданию 5. Будьте внимательны, следите друг за другом, так вычисления мы будем делать по цепочке.
-Что помогло нам быстро сделать вычисления?


Переходим к работе в тетрадях на печатной основе с.23 №1
-Посмотрите на задание №1. Что изображено?
предыдущее при счете число.



















математиче ское правило





-Вычисли тельные машины



Личностные УУД
-формирование мотивации к здоровому образу жизни.










Регулятивные УУД
-формирование умения осуществлять действие по заданному правилу.



Познавательные УУД
-формирование умения работать по знаково – символической модели (использование знаков и символов как условных заместителей) через работу с графической моделью вычислительных машин.






















3 мин
+1 -1
3 4
7 1
11 7
0 15
8 9








Задание №2
Запиши ответы
3+1 4-1
4+1 8-1
7+1 1-1
5+1 19-1






с последующим обобще нием)









Репродуктивный метод (воспроизведе ние дейст вий по при мене нию зна ний
Самостоятельная работа (индивидуальная) Фронтальная работа
-Что будет делать первая вычислительная машина?
-Кто запомнил, как быстро прибавить число 1?
-Выполните действие машины по «цепочке»


- Что будет делать вторая вычислительная машина?
-Кто запомнил, как быстро вычесть число 1?
-Выполните действия машины по «цепочке»


-Сейчас попробуем свои силы. Научились ли мы прибавлять и вычитать число 1?
Задание №2 с.23 будем выполнять самостоятельно по вариантам
I вариант – 1 столбик
II вариант – 2 столбик
-А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу своего друга.
- Как оценили вы работу своего соседа?


-прибавлять число 1.
-назвать следующее при счете число



-вычитать число 1.
- можно назвать
предыдущее при счете число.




































Регулятивные УУД
-формирование умения адекватно воспринимать оценку сверстника











Физминутка для глаз


V. Повторение изученного материала













2 мин 1 мин
16+1
0+1
10-1
7-1









Электронно-учебное пособие
ЭУП (тренажер)
Сложение и вычитание в пределах 10.

3+2 3+5
1-1 7-6
4+4 1+7
10-2 10-8


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9













Проблемное изложе ние знаний с опорой на нагляд ность (ЭУП)
Коллективная работа
-У нас остался 3 столбик примеров. Кто смог бы выполнить его самостоятельно? Молодцы! Приступите к заданию.
А сейчас проверим. Назовите только ответы





-А сейчас проверим свои умения работать по электронной доске.










-Умение работать с товарищем, это необходимо для каждого, поэтому сейчас поработаем в парах (по учебнику №9 с. 26).
Ответы детей






16, 1, 9, 6























Регулятивные УУД
-формирование умения осуществлять действие по заданному правилу





Личностные УУД
- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Коммуникативные УУД
- формирование умения взаимопомощи по ходу выполнения задания; умения анализировать собственную коллективную деятельность: степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.



























VI. Итог урока
















1 мин 1 мин 5 мин
Задание №9
- Составьте задачи по рисункам и математическим записям.
4+1 1+3
8-1 9-1






Сказочные числа
$ # &
8













Частич но-поиско вый
(перенос общих призна ков известного на новое в практи ческих действиях)

Фронтальная работа Работа в парах
- Договоритесь, по какому учебнику вы будете работать? Чей это будет учебник? Положите его на середину парты.
- Составьте задачи по рисункам и математическим записям. Покажите сигналом, что вы готовы отвечать.
- Кто будет отвечать?



-А теперь перед вами «сказочные числа». Они расположены в числовом ряду по порядку, только первые и последние числа не сохранились.
-Какое число будет обозначать $, &, если # число 8?
-Как вы догадались?

-Чему мы научились на уроке?
-Какие цели перед собой ставили? Достигли ли их?







Ученики в парах составляют устно задачи

-в нашей паре будет отвечать







$- это число 7
&-это число 9
Ответы детей

Складывать и вычитать 1
Выслушиваются ответы детей по достижению личных общеучебных целей


-
Коммуникативные УУД, направленные на согласование усилий по достижению общей цели.
-формирование умения договариваться, находить общее решение; способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов; взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Познавательные УУД
-формирование умения строить логическую цепочку рассуждений




























-Когда вы придете домой, что вы расскажите дома?
-Как сегодня мы научились складывать и вычитать число1?


-чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.
-чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.












































Савельева Елена Викторовна, учитель начальных классов,
МОУ «Грачевская средняя общеобразовательная школа», Грачевский район 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115









Заголовок 2 Заголовок 315