Разработка родительского собрания Права ребенка-обязанности родителей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 с. АРЗГИР
АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ










Родительское собрание: «Права ребёнка – обязанности родителей».


Классный руководитель
МОУ СОШ №2 с. Арзгир
Яломыст Ирина
Владимировна

2010 г.
с. АРЗГИР
Родительское собрание: «Права ребёнка – обязанности родителей».
Цели: формирование правовой культуры взаимодействия родителей и детей в семье.
Задачи:
- познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка;
- довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
- пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Ход собрания
Вступление
- Уважаемые родители! Я всегда рада видеть вас на родительских собраниях.
Сегодняшняя наша встреча - еще один шаг на трудном и благородном пути воспитания детей.
Ответьте громко и хором, друзья:
Деток своих все вы любите? (Да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет)
Я Вас понимаю Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
«Помочь откажетесь нам?» (Нет)
Последнее спрошу Вас я:
«Активными все будем?» (Да)
Замечательно! Молодцы!
Тема нашего собрания: «Права ребенка – обязанности родителей»

Основная часть
- Я расскажу вам одну притчу.
"Путник, идущий вдоль бурной реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь... Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги
- "Разве тебе безразлична судьба детей?"- спросили спасатели.
Третий путник им ответил:
"Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это".
Давайте обсудим эту притчу. Где бы в этой ситуации оказались вы и почему: спасали бы тонущих детей из реки или бы попытались бы выяснить и устранить причину, по которой дети тонут?
- Прозвучали разные мнения, а какое же правильное? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить, обсуждая тему собрания. Надеюсь, что в поисках истины, мы, опираясь на нормативные документы, пополним знания о воспитании детей и выстраивании отношений с ними.
Обсуждение ситуации
- Давайте обсудим вот такую ситуацию. Анна Сергеевна оставила дома старшего сына Антона присматривать за младшей сестрой Катей. А сама пошла по своим делам. Антон пропустил занятия в школе.
- Правильно ли поступила мать?
- Что было нарушено по отношению к ребенку?
- Что же такое право?
Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе
- Какие вы знаете права?
Задание 1.
Выбираем права.
- Представьте себе, что вы живете в обществе, где нет никаких законов. Определите 5 главных прав, которые необходимы вам для нормальной жизни и запишите их, выберите спикера, который будет отстаивать ваше общее мнение.
- Вы выбрали некоторые из прав, которыми пользуется человек в своей жизни.
- Все эти права собраны в нормативные документы.
Правовой всеобуч
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
– Декларация прав человека (1959)
- Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека.
На основе Декларации прав человека был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Конвенция о правах ребенка детализирует права каждого человека в возрасте до 18 лет, признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения определенные права и увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей.
- На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
3. Права детей в России.
- Какими законами регулируются права детей в России?
- Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
- Федеральный закон об образовании;
- Закон «Об образовании» утверждает право детей на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает наказание за физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
- Школа в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о школьном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, в том числе и Уставом школы– нормативным документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
- Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Но как сказал Фридрих Великий:
«Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны.»
- Ребенок не может изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Прежде чем знакомить ребенка с его правами мы сами должны освоить права детей. Родители в первую очередь сами должны знать права и обязанности, ведь первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, дома.
Задание 2
- Вот построен дом, но чтобы он не развалился, стоял прочно, его нужно укрепить. Добавьте недостающие кирпичики. У вас на столах Конвенция о правах ребёнка и фрагменты статей, которые нужно соединить по парам, чтобы получить определенную статью Конвенции.
Один из фрагментов лишний.
Статья 1.
ребенком является каждое человеческое существо
1.до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2.
Государства-участники уважают и обеспечивают все права
2.за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3.
Во всех действиях в отношении детей
3.первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Статья 6 .
Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право
6. на жизнь.


Статья 7.
°Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на
7.имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 12
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право

12 .свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 14
Государства-участники уважают право ребенка на свободу.
14 мысли, совести и религии

Статья 17
Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают,
17 чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников

Статья 18
Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому,
18 чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Статья 20
1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право
20 на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Статья 27
1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни,
27необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
28 a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;


Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту,
31 и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32
1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы,

32 которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

34 В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения насилия над детьми.

Статья 16
Ни один ребенок не может быть объектом.
16 произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию

- Вот из таких кирпичиков закладывается правовая основа жизни человека в обществе.
- А кто должен следить за выполнением прав ребенка? Именно мы, взрослые- родители, учителя, правозащитники. Вот главные защитники прав детей: (Астахов и Адаменко)
- Но все же главная обязанность по защите прав детей ложится на плечи родителей.
- В наших семьях иногда случаются различные ситуации, которые требуют правового разрешения. Я предлагаю вам представить себя в роли правозащитника.
Дискуссия.
- Сейчас вам будут представлены “спорные” ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах. Прав он, не прав – разобраться придется вам.
Задание №3
Ситуация №1.
Мама: Дочь, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Дочь: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок.
Дочь: Вы не имеете права заставлять меня работать, вы не даете мне учиться, и я имею право на отдых.
- Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
Ситуация №2.
Мать: Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера, ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
(Обсуждение ситуации).
- Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этом в этом доме, и является нарушением общественного порядка.
Ситуация № 3.
Ученик: Марья Иванна! Я к Вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас не интересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Мария Иванна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель Вы плохой, неумелый.
(Обсуждение ситуации).
- Конечно, мы все понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя было допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13).
3. Подведение итогов.
- Заканчивается наша встреча, которая была полезной и для меня, и для вас. Вспомните притчу и того третьего путника. Именно таким сегодня был каждый из вас: грамотным, мудрым.
4. Рефлексия. - Каждый человек в своей жизни должен родить ребенка, построить дом, посадить дерево, плодами которого будут пользоваться ваши дети. Сегодня мы построили дом, фундаментом которого являются правовые знания, а теперь посадим дерево, а плоды которыми будут пользоваться ваши дети – это их права. Я предлагаю вам выбрать наиболее важное на ваш взгляд право и написать его на яблоке и прикрепить на наше правовое дерево.
(на плакат с изображением дерева прикрепляют плоды с надписью прав ребёнка).
- По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети,
О правах, что защищают их на свете.

- Большое спасибо.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15