Практическое занятие для учащихся 9 классов в рамках декады SOS : Болезнь легче предупредить…


Практическое занятие для учащихся 9 классов в рамках декады SOS : "Болезнь легче предупредить..."
Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, о защите от инфекции соблюдением правил здорового образа жизни.
Задачи:
1. Выявить исходный уровень информированности подростков по проблеме; 2. Дать достоверную информацию о возможностях предотвращения инфицирования; 3. Формировать мотивацию к борьбе с вирусами путем систематического ведения здорового образа жизни; 4. Проверить уровень усвоения информации.
Методы проведения:
Лекция – беседа как быстрый способ подачи необходимой информации неограниченному количеству людей. Обсуждение в группах: «мозговая атака» - свободный обмен мнениями по определенной проблеме и дискуссия - обмен мнениями в споре. Наглядные пособия - помощники усвоения информации всеми каналами восприятия. Интерактивные упражнения: ролевые игры, проигрывание ситуаций.
Краткое содержание работы:
Практическое занятие сочетает в себе разные формы подачи информации. Начинается занятие с принятия правил, для более эффективной работы на нём, далее в игровой форме прослеживается актуализация данной проблемы ,для создания мотивациина занятии . Проводится информационный блок, на котором сообщается, обсуждается информация по проблеме. Используются интерактивные методы обучения, присущие тренингу: практическое упражнение «Мифы о ВИЧ-заболевании и СПИДе», далеко не все из нас имеют отчетливое представление о ВИЧ-заболеваниях и СПИДе. Часто взрослые да и сами подростки формируют свои представления, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения. Это опасно, во-первых, потому, что " мифы" могут преуменьшать реальную угроз, во - вторых, потому, что " мифы" могут чрезмерно преувеличивать, рождая чувство безысходности и обреченности. Включаются элементы сопереживания, основанные на знаниях, что обеспечивает более эффективное обучение в упражнении «Мои жизненные ценности». Используется ролевая игра «История семьи с ВИЧ», которая помогает проследить какие проблемы возникают с приходом ВИЧ/СПИД в семью. Все перечисленные приёмы позволяют учащимся более эффективно усваивать новую информацию. Активно используются наглядные пособия - как помощники усвоения информации всеми каналами восприятия. В заключительной части занятия проводится упражнение «Чемодан в дорогу», позволяющее участникам осознать, что они получили на занятии, а ведущему узнать с чем ребята уходят с занятия.Основная часть
Ритуал приветствия "Я рад тебя видеть".
Принятие правил работы группы.
Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущий, предлагаю несколько правил.
1.Право говорящего .Не спеши и не перебивай. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем занятии, договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
2.Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. “Осененный” участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
3.Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или о другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу.
4. «Не давать оценок». Это важное правило, мы часто нарушаем. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими , какие они есть.
5.Право ведущего. Я, как ведущий, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.
Актуализация проблемы.
Участникам раздаются неполные стаканы с водой. Предлагается, как минимум, 3 раза перелить содержимое стакана друг с другом. Далее сообщается ,что в трех стаканах вода была с крахмалом, давайте с помощью йода проверим у кого теперь в стаканах вода с крахмалом? Проверяется йодом.
- Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инфицирован.
Упражнение “Степень риска”.
Цель : выяснить уровень информированности учащихся 8-9 классов по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД
Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения.
Линии риска: “Высокий риск”. “Риск отсутствует”. “Небольшой риск”
Ход упражнения: каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:
- поцелуй в щёку;
- инъекция в лечебном учреждении;
- переливание крови;
- пользование чужой зубной щеткой;
- плавание в бассейне;
- поцелуй;
- уход за больным СПИДом;
- укус комара;
- множественные половые связи;
- прокалывание ушей;
- проживание в одной комнате с больным СПИДом;
- нанесение татуировки;
- пользование общественным туалетом;
- переливание крови;
пользование чужой зубной щеткой;
- при рукопожатии или объятиях;
- через пот или слезы;
- при кашле и чихании;
- при использовании общей посуды или постельного белья;
- в общественном транспорте.
Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и клеит на тот участок «ЛИНИИ РИСКА», который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждение действий участников.
Упражнение «Мифы о ВИЧ-заболеваниях»
Цель упражнения: помочь подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении ВИЧ-инфекций и СПИДа.
Ход упражнения: в начале упражнения группе предлагается ряд высказываний:
-Принудительное обследование на ВИЧ-инфекции – единственный способ сдержать распространение инфекции;
- ВИЧ можно вылечить;
- Определить наличие вируса в крови можно сразу же после заражения;
- Нельзя защититься от ВИЧ;
- Комары, осы и пчелы могут при укусе заразить ВИЧ;
- Можно заразиться ВИЧ, если есть пищу, приготовленную ВИЧ-инфицированным человеком;
- ВИЧ и СПИД одно и тоже ?;
- Носитель ВИЧ отличается внешним видом;
-ВИЧ-инфекция передается по наследству;
- ВИЧ-инфекция – это наказание за наркоманию, сексуальную распущенность;
- ВИЧ- инфицированные не могут рассчитывать на долгую и счастливую жизнь;
- ВИЧ-инфекция передаётся только половым путём;
- Женщины реже заражаются ВИЧ-инфекцией.
В кабинете вывешивается три таблички с надписями:
Да, нет,может быть.
Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний и встают к соответствующей табличке. Выбор обсуждается.
Информационный блок.
1 декабря - всемирный день борьбы со СПИДом.
На начало 2009 года в мире инфицировано более 40 млн. человек. С 1981 года, когда был диагностирован первый случай СПИДа, от этого заболевания умерло более 25 млн. человек, что делает его самой разрушительной эпидемией в истории человечества.
В России заболеваемость регистрируется с 1987 года.Так что же такое ВИЧ и СПИД?

Как Вы думаете ,почему ВИЧ может жить только в организме человека? Выслушиваются ответы участников.
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. Из-за своей простой структуры и небольшого набора составляющих он не может приспособиться к жизни в таких разных организмах, как, например, человек и насекомые. Этот вирус похож на гаечный ключ “на 18”: за гайки меньшего размера он не сможет зацепиться, а гайки большего размера вообще не войдут в его паз. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека.
- Какие жидкости в организме вы знаете? Через все ли жидкости может передаваться вирус? Ответы участников.
- Вирус может находиться в таких других жидкостях как моче, слюне, поте, но его концентрация там очень низкая. От концентрации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для заражения количество вируса содержится в капле крови, которая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, составляет 4 литра.
Являются ли кровососущие насекомые переносчиками ВИЧ? Ответы участников.
В середине 90-х годов группа французских ученых из разных исследовательских центров провела в нескольких деревнях Экваториальной Африки эксперимент. Эксперимент длился 2 года. Все население выбранных деревень регулярно проходило тестирование на ВИЧ, что позволяло следить за эпидемической динамикой в разных возрастных группах. Были получены следующие результаты: наблюдался явный рост новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения деревень в возрасте от 0 до 1 года (в группе новорожденных это связано с тем, что они рождались от матерей, инфицированных ВИЧ) и от 12-13 до 50 лет (это группа максимальной сексуальной активности). В возрастных группах от 1 года до 12 лет и то 51 и старше роста уровня новых случаев инфекции не наблюдалось. Это притом, что в Экваториальной Африке очень много кровососущих насекомых, и кусают они всех одинаково интенсивно. Когда комар жалит человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну.
Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ? Как передаётся ВИЧ-инфекция? (ответы участников).
Первое, что стоит отметить, говоря о вирусах и других инфекциях, - это то, что невозможно почувствовать, произошло ли заражение или нет. Можно сразу определить, что порезан палец или сломана кость, но в момент проникновения вируса человек не испытывает никаких необычных или “сигнальных” ощущений.ВИЧ – инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2 – 3 до 10 – 15 лет. Естественно, что это средние показатели. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы. Существуют тесты, определяющие наличие антител к вирусу. Для того чтобы их обнаружить, необходимо сдать кровь в СПИД – центре или другом медицинском учреждении, проводящие такие исследования. На анализ забирают небольшое количество крови из вены. Анализ обычно бывает готов через несколько дней. В нашей стране обследование на ВИЧ проводится бесплатно, по желанию анонимно.
Но существует такое понятие, как «период окна». После попадания вируса в кровь организму необходимо от 25 дней до трех месяцев (в некоторых случаях – до шести месяцев) для выработки такого количества антител, чтобы их можно было обнаружить при анализе крови. Этот отрезок времени называется “периодом окна”. В течение этого периода анализ крови может давать отрицательный результат. Поэтому для получения достоверного результата необходимо сделать повторный анализ через 3 – 6 месяцев после предполагаемого контакта с вирусом. Опасен “период окна” тем, что в это время в крови, сперме, выделениях влагалища и грудном молоке человека, живущего с ВИЧ, вирус находится в концентрации, достаточном для инфицирования других людей.

Как передается вирус?
- через кровь:
- совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
- нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
- чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;
- через незащищенный половой контакт;
- от матери к ребенку:
- передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.
Приобретение практических навыков.
Упражнение «История семьи с Вич ».
Цель: включение элементов сопереживания, принятие разыгрываемой ситуации на себя. Ход упражнения : участники делятся на 3 группы ,каждая группа получает набор силуэтов людей из бумаги и задание: придумать «историю семьи», с указанием роли каждого члена семьи, с описанием условий жизни этой семьи, взаимоотношений в семье, а также состояние здоровья каждого. Каждая группа должна распределить силуэты между собой и презентовать свою «историю семьи». После того, как истории будут рассказаны, попросить перевернуть силуэты и найти те, чтос синими точками – это члены семей, имеющие ВИЧ/СПИД, и просить в тех же малых группах развить истории далее:
– как новая ситуация повлияет на установленные роли членов семьи;
– как отразиться эта ситуация на общее положение семьи.
– Какие общие проблемы возникают с приходом ВИЧ/СПИД в семью?
– Какое бремя ложится на каждого члена семьи?
Упражнение “Мои жизненные ценности”.
Цель : включение элементов сопереживания ,переосмысления ценностей.
Ход упражнения: ребята, я предлагаю вам подумать и написать, что вы цените в жизни (каждый участник получает 12 листочков небольшого формата). Напишите 4 личные, 4 семейные и 4 школьные ценности (по одной на каждом листочке). А сейчас представьте, просто представьте, что вы инфицированы. Переоцените свои взгляды и уберите по одной ценности из каждой группы. Вы это потеряли… Жизнь идёт, болезнь прогрессирует, проанализируйте свои ценности и еще раз сделайте свой выбор (осталось 6 ценностей и ведущий, не говоря ни слова, не спрашивая разрешения, сам забирает по одной из каждой группы ценностей). У вас осталось 3 ценности – всё остальное вы потеряли – прочтите их внимательно. Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас? Что испытывали во время выполнения упражнения, когда “теряли” то, что для вас ценно? Учащиеся делятся ощущениями, ведущий возвращает листочки с ценностями.
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни»
Упражнение «Дождик» для эмоциональной разгрузки.
Заключительная часть.
Упражнение «Чемодан в дорогу».
Цель: упражнение позволяет участникам осознать, что они получили на занятии (новые знания, новые ощущения и эмоции, новые навыки).
Ход занятия: наше занятие подошло к концу и теперь, “собирая чемодан в дорогу”, расскажите, что именно вы приобрели и берете с собой. Наши бесценные приобретения мы будем раскладывать по полочкам, таких полочек будет 2: новые знания (я узнал), новые ощущения и эмоции (я почувствовал).
Мы будем собирать чемодан в 2 захода. Заход первый. Каждый по кругу, когда до него дойдет очередь, должен будет закончить предложение: “Я узнал (узнала) …” и назвать то самое важное, что вы узнали на занятии (то, что запомнилось). А заканчиваем мы предложение так: и эту информацию я беру с собой. Начали. Участники по кругу говорят о новых знаниях, полученных на занятии.Заход второй. Теперь мы заканчиваем другое предложение: “Я впервые почувствовал (а)…. Участники по кругу говорят о новых эмоциях, полученных на занятии. Спасибо за ваши эмоции, которые вы с блеском проанализировали. Молодцы!Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно – общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому научились.Главное – чтобы мы сохранили все то, что получили на нашем занятии, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха.
Ну что, чемоданы собраны? Присядем на дорожку! Успехов вам, ребята! Всем спасибо! До следующей встречи!
Раздать учащимся буклеты, брошюры "Профилактика ВИЧ-инфекции".
Анализ результатов и выводы:
Болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. Неуклонный рост числа подростков заболевающих ВИЧ/СПИДом, делает как никогда актуальной профилактическую работу. От того, насколько методически правильно будет организована эта работа, зависит её результат. Цена результата – здоровье и жизнь детей.Подросткам и молодежи трудно поверить, что им угрожает смертельная болезнь, кажется, что болеют и умирают только взрослые старые люди. Но с ВИЧ/СПИДом дело обстоит совсем по-другому. Подростки заражаются ВИЧ так же часто, как и взрослые: главным образом это происходит или при половых контактах, или при введении наркотиков общим шприцем, иглой с ВИЧ инфицированными, но внешне здоровыми людьми. После проведения упражнения «История семьи с ВИЧ» многие поменяли своё мнение, что эта тема меня никак не касается и со мной этого никогда не случится. Главное дать понять, что основная цель не запугать детей, а научить сделать правильный выбор между жизнью и смертью. На протяжении всего занятия наблюдалось наличие серьезной мотивации у обучающихся , активное взаимодействие и конструктивное сотрудничество. Данное занятие уделяет внимание как «знаниям» так и «чувствам». Данные о профилактике асоциальных явлений , показывают, что для изменения поведения одной осведомленности о вредных последствиях недостаточно, хотя это и является решающим первым шагом. Включение элементов сопереживания в упражнениях, основанную на знаниях, обеспечивает более эффективное обучение. После упражнения «Мои жизненные ценности», анализируя результаты вместе с ребятами, многие переоценили свои ценности, стали более серьёзней относится к ним. Заключительное упражнение «Чемодан в дорогу», дало ответы на вопросы «С чем же уйдут ребята с занятия? Полезно ли оно для них было?» Ответы были разные: «Я узнал, что ВИЧ и СПИД – это не одно и то же», « Что ВИЧ не передается через слюну и пот», « Я впервые почувствовал, что испытывают люди, которых все отвергают», «Я почувствовала, как мне дороги мои близкие», « Я узнала, что такое «период окна», « Я почувствовала, как на самом деле тяжело потерять всё ,что ты имеешь» и т. д. Кроме того поделиться полученной информацией с друзьями и ещё раз вспомнить основные аспекты с занятия, каждый сможет самостоятельно пролистав брошюры "Профилактика ВИЧ-инфекции". В настоящее время существует много информационных материалов о ВИЧ-инфекции. Для тиражирования важно отбирать те издания, в которых корректность изложенной информации подтверждена ведущими специалистами в области ВИЧ, а понятность и доступность информации проверена представителями целевой аудитории. Одним из таких изданий являются буклеты разработанные ГУЗ Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями,которые раздаются ребятам в конце занятия.
Список используемых источников:
1. Методические рекомендации. Организация медицинской и психологической помощи ВИЧ-инфицированным детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. ЮНИСЕФ, 2010.
2. Огарева Н.А. Школьникам о СПИДе, 1990 г.
3. Пособие «Вместе противСПИД», Республиканский центр профилактики СПИД, Министерство образования, ЮНИСЕФ. Мн., 2003 г.
4. Практическое руководство для социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей «Организация работы по предупреждению ВИЧ/СПИД». Мн., 2005.
5. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков. Методическое пособие. Мн., 2009.
6. Смирнов Е.С., Родионова Е.Н., Близнюк Л.М. Профилактика ВИЧ-инфекции в школе: Пособие для воспитателей, педагогов, психологов общеобразовательных школ. Мн., 1998
7. Спецкурс «Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД». Республиканский центр профилактики СПИД. Мн., 2002 г.2. Трофимова Г.В. Детям о СПИДе и докторе Неболите. Мн., 1998 г.
8. Яшина Е.Т. и др. Я хочу провести тренинг. Новосибирск, 2000.