Адаптированная программа вариативного курса «Решение задач» 9 класс


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам. дир. по УР Директор школы __________
Пр. № от ________
Рук.МО____________ « » _____________ « » _____________________

Адаптированная программа
вариативного курса «Решение задач»
Класс: 9
Количество часов: 26 год
0, 75 в неделю
Срок реализации: 1 год
Разработана:
Барабанова Л.А.
Учитель физики и
математики
КГУ ««Неполная средняя
общеобразовательная
школа-интернат
имени Н.К.Крупской»
г. Усть-Каменогорск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Текстовые задачи – традиционно трудный материал для большей части школьников . Однако, задачи играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются целью обучения и математического развития школьников. С задачами в своей повседневной деятельности человек встречается ежечасно. Поэтому научиться решать задачи, владеть общими методами поиска их решения чрезвычайно важно. И овладение умениями решать текстовые задачи - это существенный фактор математического образования: они представляют собой мощное орудие формирования мировоззрения учащихся. В основном это связано с необходимостью четкого осознания различных взаимосвязей между описываемыми в тексте задачи объектами.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, поэтому актуальность курса заключается в том, что в нем шире рассматриваются задачи не только на составление уравнений и систем уравнений, но и решаемые арифметическими способами. В данном курсе рассматриваются методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающиеся на итоговой аттестации в школе, при сдаче ВОУД.
Введение курса позволит учащимся убедиться в том, что математические знания стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
Недостаточность времени на решение задач и изучение их в среднем учебном звене, не позволяет учащимся в полной мере усвоить материал. Полезность данного факультатива состоит в том, что его занятия помогают восполнить прежние знания, умения, навыки и получить новые, которые пригодятся ученикам и при сдаче экзамена, и в дальнейшем, при поступлении в ВУЗ.
Занятия содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, самостоятельную работу, элементы контроля и самоконтроля.
ЦЕЛЬ: углубить и систематизировать знания учащихся, связанных с решением текстовых задач; определить уровень способностей учащихся и уровень их подготовки к профильному обучению в школе и сдаче экзамена, продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию абстрактного и логического мышления.
ЗАДАЧИ:
сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
сформировать высокий уровень активности, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
расширить рамки школьной программы;
способствовать развитию логического мышления.
Курс рассчитан на 26 часов.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
классификацию и основные типы текстовых задач;
алгоритм решения текстовой задачи;
особенности выбора переменных в зависимости от типа задач;
способы и методы их решения.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, использовать при решении различные способы;
применять полученные математические знания при решении задач;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса.
Содержание курса.
Основные типы текстовых задач (2ч)
Текстовая задача. Что значит решить текстовую задачу. Явные и неявные главные вопросы текстовой задачи. Способы решения текстовых задач. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи алгебраическим способом. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Решение текстовых задач на смеси, сплавы и концентрации (3ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.
Решение задач на движение (3ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
Решение задач на работу и производительность (3ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Решение задач на «сложные проценты» (3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Задачи на прогрессии (4 ч)
Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии. Формулы арифметической и геометрической прогрессии, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
Опорные задачи планиметрии (3ч)
Опорные задачи, отражающие важные свойства геометрических фигур и демонстрирующие различные подходы к решению планиметрических задач.
Задачи, часто встречающиеся на ВОУД (4ч)
Особенности выбора переменных и методики решения различных задач из открытого банка заданий по математике.
Тематическое планирование учебного материала.
№п/п Тема Количество часов Формы проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Практикум 1 Основные типы текстовых задач. 2 ч. 0,5 1,5ч. Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.  Актуализация вычислительных навыков. Развитие  мыслительных процессов.
2  Решение текстовых задач на смеси, сплавы и концентрации 3 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Комбинированный урок, групповая работа Овладение умениями решать задачи различными способами.
3 Решение задач на движение 3 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Мини-лекция, работа в парах  Овладение умениями решать задачи на движение.
4 Решение задач на работу и производительность 3 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование  Овладение умениями решать задачи на работу и производительность.
5 Решение задач на «сложные проценты» 3 ч. 0,5 ч. 2,5 ч. Мини-лекция, лабораторная работа
Расширение кругозора, умение решать задачи из жизненных ситуаций.
Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.
 
6 Задачи на прогрессии 4 ч. 0,5 ч. 3,5 ч. Групповая работа, тестирование 7 Задачи, часто встречающиеся на ВОУД, экзамене 4 ч. 0,5 ч. 3,5 ч. Урок-практикум, тестирование. Умение решать задачи в тестовом варианте.
8 Опорные задачи планиметрии 3 ч 0,5 ч 2,5 ч Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование Овладение умениями решать задачи, отражающие важные свойства геометрических фигур.
9 Контрольная работа. 1 ч. 1 ч. Контрольная работа. Овладение умениями решать задачи различных видов, различными способами.
Литература:
А.Н.Шыныбеков, «Алгебра», учебник для 9 класса, Алматы «Атамура» 2013г.
А.Абылкасымова и др., «Алгебра», учебник для 9 класса, Алматы «Мектеп» 2009г.
Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П. и др. задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1999
Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс – М.: Эксмо, 2008
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ-Астрель, 2002
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999
А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М. Просвещение, 1984
Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики (5-9-е классы). – М.: Педагогический университет .