СОКРОВИЩА ЗЕЛЕНОГО СУНДУЧКА (праздник для учащихся начальной школы в рамках проведения «Книжкиной недели»)


Сокровища зеленого сундучка(праздник для учащихся начальной школы в рамках проведения«Книжкиной недели»)
Ход праздника
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой предков.
Нынче к нам на «Родничок»
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Чудо цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку» и читает.
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «письменность».
Ведущий (после разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность – это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картина из прошлого!
Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ.
Уходит.
Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов. Уже несколько лет мы пытаемся поработить народ и завоевать его землю – и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий. Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем оба, пожав плечами, уходят.
Ведущий. Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про него совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его открыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется.
З а г а д к а. «Черные, прямые, от рождения немые, станут в ряд – заговорят».
После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт.
Ребята, посмотрите, в конверте – буквы, а на конверте написано: «Эти буковки для тех, кто играет лучше всех». На листе, образуется замкнутый круг, написаны буквы:
м к е и ф р о и д л и л й
Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например, по цвету. Внутри круга изображена книга.
Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:
Эти буквы не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай себе любые –
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось?
Крышка – раз – и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь – доставай!
После того, как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру; 2) «отпечатки» чьих-то ног; 3) значок-символ.
Ведущий. Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такие рисунки изображены на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями – дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко:
1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти.
Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему?
Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом – скорее всего, символом действия.
Ведущий. Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?
Дети указывают на третье изображение.
Ведущий. Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так, у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было неудобно. И тогда придумали... Но чтоб увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова.
После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет – бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по нескольку узелков.
А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки – племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали, прежде всего, то, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого – серебро, красного – воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов.
После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет – бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.
Ведущий. А это – тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа, точнее, целой группы народов, надо сложить из букв, которые находятся на этих 2 столах. Но букв здесь – не один десяток! Это не значит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом – и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная.
Два игрока за разными столами соревнуются, кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово – «славяне».
Ведущий. Ребята, славяне – это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди – волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» – черточек и зарубок.
Ведущий. Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты – древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.
И вот в 863 году произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха – два брата – составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на славянский язык несколько книг. За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате – «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Красными буквами записано имя Кирилл, зелеными – Мефодий. Надо догадаться выбрать буквы одного цвета, а затем найти в круге из букв начало каждого слова.)
От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки – «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. Шли десятилетия, она изменялась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.
Достается лист со словами: буки, есть, добро, аз.
В о п р о с детям. Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину названия букв были длинные и напоминали слова. Какое слово можно составить из этих 4 букв? (Беда.) Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных двух славянских букв... Кто первым назовет это слово? (Азбука.)
Буквы на плакате – это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие названия. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени. Посмотрите буквы на тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Вам предоставляется возможность заработать еще по одной карточке. Для этого нужно «всего-навсего»... угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква. На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместите верно, получите еще одну карточку.
На стенде с т р о к и:
В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
– «ижица»;
– «фита»;
– «омега»;
– «ять»;
– и букву «пси»;
– «зело»;
– а также «ер».
Правильная расстановка букв:
– ижица – ять – зело;
– фита – пси – ер;
– омега – кси.
Подведение итогов праздника.