Ответственность человека за сохранение чистоты окружающей среды. Охрана растений и животных.


Познание мира
Тема: Ответственность человека за сохранение чистоты окружающей среды. Охрана растений и животных.
Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье; создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; формировать мотивацию природоохранной деятельности; развивать речь, обогатить словарный запас; развивать логическое мышление; активность, самостоятельность; формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава; воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок, Начинается урок! Я, ты, он, она -Вместе дружная семья.Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева.
Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!
2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.
Сегодняшний урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –Наблюдать, анализировать, рассуждать.На такой вопрос нам предстоит найти ответ: “Экология – это важно или нет?”
Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Взгляни на глобус – Шар земной – Ведь он вздыхает, как живой.И шепчут нам материки: “Ты береги нас, береги!” В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река, Свои, теряя берега.И слышу голос я реки:“Ты береги нас, береги!” Остановил олень свой бег: “Будь Человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!”
4. Выводы :- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)
О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы.
Итак, сегодня мы займемся исследованием вопроса: “Экологическая безопасность– это важно или нет?”
5. Исследование по словарю А сейчас мы – исследователи. Работа со словарями.
От какого слова образовано прилагательное ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ? (Экология – экос – от греческого дом, логос – учение; наука о нашем общем доме)
А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
Что же такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного воздействия испорченной, загрязненной окружающей среды).
6. Сказка «Экологическая искорка»
Это было давно, очень давно, когда люди ещё не знали что такое экологическое счастье… Да, было такое время. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, и испытать земную жизнь.
- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искорку. Она светилась всеми цветами радуги. - Что это? - удивился добрый ангел.
- Это экологическая искорка - ответил Отец, – положи ее себе в сердце и отнеси людям в дар. - И что она им даст? - Она принесёт им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искорку в сердце свое и в одно мгновение спустился на Землю. Он извлёк из своего сердца лучик экологической искорки и передал его людям. Мгновенно землю осветил чарующий свет. Весь мир стал красочным: и цветы, и солнце, и все вокруг! Так пришло к людям экологическое счастье.
7. Сообщение учителя Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний. Какой он, наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен? – Я уверена, вы готовы к работе.
8. Создание проблемной ситуации.
Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.
Лес – это легкие нашей планеты.
Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да) Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).
– Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты.Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
10. Выводы – Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!
Сегодня вы проведете ряд исследований, создав проект по спасению нашей планеты.
Знакомство с планом исследования.
Физкультминутка .Письмо
Ребята, нам пришло электронное письмо.Я поняла, в чем дело. Во время передачи письма по Интернету текст закодировался. Чтобы его раскодировать, каждый из вас должен обойти указанную на карте территорию, соблюдая правила поведения в природе.
Инструктаж.
– На прохождение каждого этапа отводится несколько минут, за удачно пройденный этап вы открываете карточки с частями закодированной фразы.
Викторина
Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар)
Кто любит лакомиться кусочками несоленого сала? (синицы)
Кто, спасая голову, теряет хвост? (ящерица)
Сколько ног у паука? (8)
Атмосферные осадки в виде водных капель? (дождь)
Висит сито не руками сшито? (паутина)
Цветок, у которого лепестки белые, а середина желтая? (ромашка)
Зелёный покров земли? (трава)
Как называется полярный воробей? (пуночка)
16. Этап “Тропа Испытаний” Реши задачи
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс (в классе 24 ученика)?
Мы отправились в поход.
17. Этап «Найдите и исправьте ошибки»
Взять продукты, магнитофон.
Включить громкую музыку.
Если встретится кустик, обломай его.
Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
Заварить чай и перекусить.
Выбросить оставшийся мусор в кусты.
Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
Продолжить путь.
Этап составления правил бережного отношения к природе.
Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе. Сортируя мусор, …узнаёшь, как ее сберечь.
– Починив подтекающий кран, …бережёшь чистый воздух.
– Изучая природу, … сохраняешь леса.
– Охраняя растения, …бережёшь чистую воду.
Тест «Экологическая безопасность»
Выбери правильный ответ
Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
п) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
а) Через воздух, воду, почву;
р) через, воздух, воду и продукты питания.
Что такое экологическая безопасность?
а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
о) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.
Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
к) отойти в сторону;
г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.
Как защититься от загрязненной воды?
м) пей сырую воду;
н) научись пользоваться бытовым фильтром.
Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) не обращай внимание на срок хранения продуктов;
о) мой овощи и фрукты в теплой кипяченой воде.
Цепь загрязнения.
с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы – гибель насекомых (дым ядовит).
Какое слово получилось?
Прогноз!
Если мы будем беречь природу …
От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.
Этап «Из книги рекордов Гиннеса».
Самым длинным и самым тяжёлым млекопитающим в мире животных является голубой кит, известный под названием кит – полосатик. Длина кита - 33м 58 см. Голубые киты могут плыть со скоростью 37км в час.
Самое быстрое животное на суше - леопард. Он быстрее всех преодолевает расстояния со скоростью 101 км/ч.
Антилопа пробегает 67 км/ч.
Самый крупный представитель семьи кошачьих млекопитающих, охраняемых законом, длинношерстный сибирский тигр, известный как амурский тигр весом 384 кг.
20. Обсуждение полученных результатов.
– Ребята, мы прошли все запланированные этапы по спасению нашей планеты.
Подводим итоги.
– Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.
– А сейчас наступила пора раскодировать письмо. Получилась фраза «Люди! Планета – наш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте и любите ее!»
Давайте прочитаем хором.
Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.
И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
1 команда – за исследование получает «5».
2 команда за исследование получает «4».
21. Домашнее задание Написать сочинение «Мое участие в охране окружающей среды»
22. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Над чем еще надо поработать?
Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.
Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!