Конспект интегрированного урока . Литературное чтение, русский язык. 2 класс. 1 триместр. Тема : В. Катаев «Цветик-семицветик». Части речи. Закрепление изученного.

МБОУ Шпикуловская СОШ
















Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Надежда Юрьевна Жданкина



















с. Шпикулово
2013 год


Пояснительная записка

В этом году исполняется 32 года с того момента, как я переступила порог родной школы не как ученик, а как учитель, и с тех пор преподаю здесь русский язык и литературу. Постоянно нахожусь в поисках различных методов преподавания своего предмета, стараюсь свои уроки сделать более яркими, запоминающимися, прививающими любовь к чтению, к книге.
Не секрет, в последние годы ученики утратили интерес к литературным произведениям: это и компьютеризация, и разные фильмы, телевизионные передачи, порою не несущие никакой пользы. Ученики не могут свободно и понятно изложить своё мнение. Научить детей читать, заинтересовать произведением, которое не входит в программу, вызывает большие затруднения. Поэтому для уроков внеклассного чтения я выбираю небольшие, но близкие к обучающимся по затронутым проблемам рассказы. Один из таких – это урок – поиск истины по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор».
Постепенно теряется нить, связывающая старшее поколение с молодым. То, что накапливалось, оберегалось веками, в последние десятилетия молниеносно меняет свой облик. Изменились духовные ценности: отношение к верности, к любви, к семье, к дружбе. На нас, на учителей литературы, возложена огромная обязанность в сохранении лучших традиций прошлого, ведь в наших руках самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы писателей всех времён. Если её правильно выстроить, то это могучая духовная ограда от зла.
Зная, что семья и школа в воспитании ребёнка должны действовать в согласии, я стараюсь помочь родителям разобраться в сложных ситуациях. Что именно передаётся генетически и что воспитывается, не берусь судить, но гены, продолжающиеся в поколениях, можно сравнить с многолетним растением на грядке. Оно взойдёт самостоятельно и на второй год, и на третий. Но если не ухаживать за ним и дать сорнякам его заглушить, толку от наследственных качеств будет немного. К сожалению, сейчас у родителей мало времени общаться со своими детьми. Дети сами по себе, а родители заботятся, в основном, о материальном положении семьи. А поговорить по душам могли бы бабушки и дедушки, но многие из них живут далеко. Во время коротких встреч с внуками они не знают, с какой стороны к ним подойти. А сколько ценного и полезного в опыте людей старшего поколения
Рассказ В. Распутина «Женский разговор» растревожил меня тайной тоской по недоговоренному на обычных уроках литературы и светлыми воспоминаниями о детских разговорах с мамой, бабушкой и ожиданием ученика – собеседника.
В центре урока – камнем на распутье – станут три слова – образа: разговор, правда и любовь. Разделившись на группы, обучающиеся ищут истину на пути чтения: пойдут налево - к разговору, прямо – к правде, направо – к любви – и встретятся на развилке трёх дорог у живого источника – духовного опыта русской женщины, бабушки Натальи.
Тема разговора – диалога задаётся самим названием рассказа.
О роли любящей и любимой женщины в семье узнают на этом уроке одиннадцатиклассники. Путь к счастью сложен и многогранен. Многое зависит от самого человека, от его отношения к другим, от умения не только получать, но и отдавать. Об этом с болью в сердце, с примерами из своей жизни рассказывает главная героиня, бабушка Вики.
В конце урока школьники сами сделают выводы. Ведь рассказ рассчитан для тех, кто не собирается «растрачивать свою жизнь по мелочам».








Тема: «Сила чистой души».
(Урок внеклассного чтения по рассказу В. Г. Распутина
«Женский разговор», 11 класс).(слайды 1,2)
Цель: формировать у школьников читательскую самостоятельность, умение
работать в группе;
уметь выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении
произведения;
давать обоснованные суждения о произведении;
понять злободневность проблем, поднятых писателем;
воспитывать читательское чутьё.
Оборудование: тексты, портрет В. Распутина, презентация урока.

Проблемы: 1) Утрата человеческих ориентиров в современном обществе.
2) Человек перед выбором.
3) Роль женщины.
4) Не потерять связь со своими корнями.
5) Нравственное возрождение человека.(слайд 3)

Учитель: К этим проблемам можно добавить:
- «обезлюдение» деревни;
- экологические (порушили вековечный порядок, сковырнули ангарские деревни, затопили поля и луга - в результате строительства Братской ГЭС);
- проблемы отцов и детей;
- проблема здоровья, в первую очередь, женщин;
- социально-экономические (солярка на вес золота, электричество не всегда) и другие.




Целомудрие дочери дороже мне жизни и
собственной чести.
А. В. Суворов.
Быть женщиной – великий шаг.
И. А. Бунин.
Старухи – то никуда не денутся, они,
сменяя друг друга, будут всегда, но вот
вопрос: какие старухи?
В. Г. Распутин




Урок – поиск истины.

Ход урока.

Учитель: Нас с вами сегодня волнуют такие вопросы: Кто мы? Как жить? Как противостоять тому, что сейчас творится в обществе, которое, по мнению В. Распутина, «напоминает жертвенное стадо, теснимое к обрыву и не понимающее, что с ним происходит»?
Несмотря на это, мы надеемся на лучшее, верим, что есть ещё сила, способная этому противостоять: это любовь, вера в доброту, связь с прошлым, с историей, русское слово, «всемогущее русское слово рядом с сердцем и душой», которое «само по себе ненарушимая клятва и присяга». Это чистая душа, которая не пускает, не даёт шагнуть в пропасть.
Вот об этой «силе» чистой души мы сегодня поговорим на уроке.
С творчеством В. Г. Распутина мы встречались и ранее, но давайте ещё раз вспомним его биографию.


Сообщение ученика (Вертушкин А): В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. О писателе можно сказать теми же словами, какими он охарактеризовал сибирский русский ум и душу: не усидеть здесь, «в спокойствии ожидая указаний, не в русской стихии быть благоразумным и осмотрительным» («Сибирь без романтики»).

Сообщение ученицы (Гундяева Ю.): Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30-40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу» - вспоминает сам Валентин Григорьевич.

Сообщение ученицы (Журавлёва А.): Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть – Уда Иркутской области. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодёжных газетах. В 1961 году в альманахе «Ангара» был опубликован его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, - одна за другой публикуются его повести: «Деньги для Марии» (1967), «Последний поклон» (1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его проникнутая болью и горечью повесть «Пожар» - об ответственности каждого человека за всё происходящее на земле. Повести «Живи и помни» и «Пожар» были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году.
В публицистической книге «Сибирь, Сибирь» (1991), писатель ратует за сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой Социалистического труда.

Учитель:
- Спасибо. Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои (точнее, героини) в большинстве случаев – «старинные старухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из нашей жизни.
Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом.
В.Распутин - верный сын земли русской, защитник её чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошёл в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня трудно себе представить русскую литературу без произведений этого автора.
Итак, поговорим о рассказе «Женский разговор», постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.

Обратим внимание на название произведения.
- Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании? Это разговор женщины о чём-то? О чём ведётся разговор?
Косарева Д. : (Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье).
- Как стать счастливой? У бабушки и у внучки своё мнение.
Буянов А.: (По мнению Вики: «Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит». «Женщина сейчас ценится... та женщина ценится, которая целеустремлённая». А бабушка считает: «Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой». «Куда стрелёная?» «Самые разнесчастные бабы»).
- Кого вы представляете перед глазами, когда слышите слово «женщина»?
Чернобровкин Д.: (Мама, бабушка, тётя, сестра, подруга, дочь)
- Приведите синонимы к слову «разговор», раскрывая его смысл.
Петрова М.: (Диалог, беседа, обмен мнениями, собеседование, сопереживание).(слайд 4)

Учитель:
Итак, самим названием рассказа даётся тема разговора, диалога, стремления быть услышанным и понятым, поиска той опоры в себе, которая не даёт растерять лучшее на дороге жизни.
В центре урока – камнем на распутье – станут три слова – образа: разговор, правда, любовь.
Будем искать вместе истину на пути работы по тексту рассказа. Пойдём налево к разговору, направо к любви, прямо к правде – и встретимся на развилке трёх дорог у живого источника – духовного опыта простой русской женщины.(слайд 5)

Беседа.
- Прочитаем первое предложение рассказа: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле».
- Какой разговор у нас сейчас пойдёт?
Бурашникова В.: (Неспешный, медленный – ведь героиня после городской суеты оказалась в деревне).
- По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки?
Вертушкин А.: (Вике всего 16 лет. В городе она связалась с компанией. Оказалась в положении. Сделала аборт. Бросила школу. И папа привёз её к бабушке на высылку, на перевоспитание).
- Как вы думаете, в какой семье росла и воспитывалась Вика?
Петрова М.: (Из подтекста видно, что родители Вики живут скромно. Об этом говорит незначительная фраза «старенькая Нива». Видимо, они много работают. Редко бывают в деревне у матери. И своей дочери обращали мало внимания: не заметили, что она попала в плохую компанию, перестала ходить в школу. Ведь школу человек просто так не бросает. Наверное, уже в средних классах у неё пропал интерес к знаниям, а это говорит о том, что родители были далеки от школы, не интересовались оценками, поведением дочери. И в самое трудное для Вики время они снимают с себя ответственность и отправляют её в деревню. Может быть, сейчас они поняли своё бессилие перед дочерью, а перевоспитать её может только старая мудрая бабушка, живущая одиноко, не предавшая свои интересы и жизненные принципы).
- Обратите внимание на выражение «к бабушке на высылку». Какое отражение это слово находит в описании жизни Вики в деревне. Найдите и прочитайте это место в рассказе.
Гундяева Ю.: ( И вот второй месяц перевоспитывается, мается)
- Сразу после этого отрывка мимоходом показывается проблема, которая красной нитью проходит через всё творчество писателя. О чём размышляет автор?
Федулов Р.: (В. Распутин размышляет о судьбе деревни, об ответственности человека за всё происходящее на земле).
- Сколько действующих лиц в рассказе?
Журавлёва А.: (Три: бабушка, внучка. И рядом с ними постоянно присутствует природа – пейзаж).
- Бабушка Наталья затеяла разговор с внучкой ночью. Задушевная беседа не состоялась. Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? Почему диалог переходит в монолог? Как он раскрывается в контексте рассказа?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами должны послушать мнение друг друга и прийти к какому-то выводу.
Готовясь к уроку, вы работали в четырёх группах: первая группа готовила ответы на вопросы о Вике, вторая – о бабушке Наталье, третья будет рассказывать о роли пейзажа в рассказе, четвёртая – выписывала нужные для урока цитаты.

Ответы обучающихся разных групп представлены в виде таблицы. (слайд 6)

Вика
Бабушка
Пейзаж

1.Дайте характеристику Вике. Чернобровкин Д.

(«Рослая девка, хоть сейчас можно отдать замуж», но это лишь внешние данные. А на самом деле по её лицу, взгляду видно, что она не далёкая умом, ничем не интересуется, книжек не читает, в кино не ходит. Распахнутые глаза на смуглом лице смотрят без прищура, что они видят, непонятно. В 16 лет девушка растерялась и потеряла интерес к жизни).
1.Какой вы представляете бабушку в молодости и старости? Гундяева Ю.
(«Молодая совсем, аккуратная, улыбистая», «солнышко играет», «сноровистая, трудолюбивая, ласковая – это в молодости.
В старости: «забавная, со своей философией жизни, работящая, суровая, много пережившая, одинокая, праведная.
О себе бабушка говорит так: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»).
1. Какова роль пейзажа в начале произведения? Буянов А.
(Пейзаж в начале рассказа вводит нас в текст и концентрирует наше внимание на место и время описываемого. По описанию пейзажа мы узнаём, что событие происходит в сибирской деревне, на берегу Ангары. В марте. Весна входит в разгар. Днём солнышко ярко светит. В природе всё гармонично и красиво. В начале рассказа пейзаж полностью противопоставлен состоянию героев рассказа. Глядя на природу, не хочется думать, что в жизни у людей не всё гладко и красиво).

2.Какой вопрос волнует Вику, не даёт ей спать? Бурашникова В.
(Днём Наталья получила письмо от сына, Викиного отца. Собирается быть с досмотром. Вика решила про себя, что уедет с отцом, потому что ей здесь надоело. Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Электричество не всегда, хотя рядом Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне).

2.Почему бабушка не может уснуть, о чём она хочет узнать от внучки? Косарева Д.
(«Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама – то на себя смотришь? Такую потрату на себя взяла»).


3. С какой интонацией говорит Вика «Всё теперь не так»? Есть ли у Вики своя правда? Какая она? Что имеет в виду Вика под понятием «целеустремлённая женщина»? Журавлёва А.
(В ответ на такое рассуждение бабушки Вика с насмешкой и уверенной интонацией говорит, что «всё теперь не так». «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «она ни от кого не зависит, а от неё все зависят, все бегают за ней, обойтись без неё не могут».
Хотя Вика думает, что это её правда, но по словам автора: «Какая может быть правда у шестнадцатилетней девушки». «Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много»)

3. Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни? Якунин С.
(Женщина должна быть мудрой, целомудренной: она должна оставаться чистой, нетронутой. Должна оберегать себя для одного суженого).
Бабушка говорит, что «целеустремлённые» были и в её время. Она их сравнивает с гончими, которым дадут понюхать цель, а они гонят и гонят её, покуда сами из себя не выскочат). Бабушка о современной жизни говорит так: «На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено»).


4. Что хочет узнать Вика от бабушки? Чернобровкин Д.
(Вике интересно узнать, как начали жить бабушка с дедушкой).
4. Легко ли бабушке вспоминать молодость? Расскажите историю любви бабушки. Гундяева Ю.
(Бабушка не торопится с ответом. Свой рассказ она начала без радости, так как ей трудно вспоминать и говорить, что с первым мужем она легла невенчанная, ведь тогда и церквей не было, их всех «посбивали». Своим женским сердцем она в Николае увидела надёжного мужа, друга. Об этом говорят следующие выражения: «За ним легко было жить», «Он был мужик твёрдый», «Меня, если по – ранешнему говорить, любил».
А история со вторым мужем была особой. И любовь была особенная. Так как бабушка поняла, что он без неё долго не протянет. Ведь он был другом Николая, а к ней пришёл с войны больной, по просьбе Николая, погибшего на его руках. Это было милосердием, заботой о другом человеке. И бабушка так и говорит об этой любви: «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала». Она на фронт проводила одного, встретила другого, и два человека для неё слились в один целое).

5. Роль ночного пейзажа. Петрова М.
(Картину пейзажа за окном мы видим глазами бабушки, которая хочет понять внучку и объяснить ей на своём языке суть жизни, но ещё ничего не доказала: внучка замолчала со своей правдой, а бабушка со своей.
Бабушка одинока со своей правдой и месяц на небе тоже одинок. Бабушке холодно от недосказанного, как избам за окном, сидевшим криво под ночным холодом).
Земля за окном показалась бабушке сиротливой и такой бедной, и ей стало совсем не по себе.
Ведь и она на старости лет живёт как сирота: дети навещают редко, а внуки и того реже).

5. Есть ли слово «любовь» в лексиконе Вики? Журавлёва А.
5. Как любовь понимает бабушка? Косарева Д.
(«Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.»
Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранешной»).

5. Значение пейзажа в финале. Буянов А.
(«С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость»).



Учитель- В народе говорят: “На ошибках учатся...” Каждый человек свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги. Только тогда возможен обмен опытом между поколениями.
Как стать счастливой? У бабушки и у внучки своё мнение. По мнению Вики: “Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит”. “Женщина сейчас ценится... та женщина ценится, которая целеустремлённая”. А бабушка считает: “Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой”. “Куда стрелёная?” “Самые разнесчастные бабы”.
Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранешной».
- Обратите внимание на язык бабушки Натальи.
Бабушка говорит просто, искренне, в её речи много слов, употребляющихся в северных районах, которые придают её речи мелодичность, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл:
Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.
Целомудрие – мудрее, мудрость.
Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.
Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.
Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.
Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.
Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.
Улыбистая, говорит Наталья о себе,- « во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышко побольше.»
Солнечный, светлый человек Наталья. В её речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. «Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!» Хочется слушать и слушать её певучий голос, но внучка её пока не слышит. Вика говорит резко, отрывисто. Её речь бедная, грубоватая). Говорит она мало, фразы короткие. Решительные, часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов.
Лидер – человек, ни от кого не зависимый.
Целеустремленная – имеющая ясную цель).
Учитель:
На одной из встреч В. Г. Распутину задали такой вопрос: «Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет?
И началом ответа на этот вопрос были слова В. Г. Распутина, которые являются эпиграфом к нашему уроку: «Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна из « Последнего поклона» говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи на свете остались. После нас и старухи другие пойдут»
И вот они пришли, новые старухи, не ведающие старину, обычаев, не знающие народных песен, сказок, уткнувшиеся в телевизор. Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни.
И когда писателя упрекали в том, что его старушки слишком много умничают, он всегда отвечал: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым учениям и страстям». В доказательство этому сказанному сошлёмся на слова бабушки Натальи: «Я древняя старуха, сколько годов прожила, что на две могилы хватит».

Учитель:
Таким образом, продолжая нашу беседу о «Женском разговоре» В. Г. Распутина, мы подошли к теме любви.
Четвёртая группа выписала цитаты со слов бабушки на тему любви и приготовила свои пояснения к ним.(слайд 7)

Цитаты Федулов Р.
Пояснения Вертушкин А.

1. «Всё честь по чести, по закону, по сговору,
а не по обнюшке».
Это жизненный принцип бабушки.

2. «Рядом было то, что могла она сказать, искать не надо». «К нему прижаться потом надо, к родному – то мужику, к суженому – то». «Свой он и есть свой».
Желание объяснить внучке её большую ошибку. У каждой женщины должен быть свой единственный родной любимый.

3.»С лёжи супружьей поднялась искриночкой, звёздочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса». «Чуть что не так – вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял. Будь она самая добрая баба, а раскол в ей»
Рассуждения бабушки о женской честности.

4. «У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала».
Только любящие супруги так могут понимать друг друга.

5. «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушки, не собирала».
Особая любовь, когда нужно заботиться, отдавать, терпеть, сберегать и сохранять.


В речи бабушки много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл, много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. «Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!».

Учитель: А что говорят о любви известные люди? Прочитаем отрывок о силе любви из книги философа – учёного А. Ухтомского «Интуиция совести»: «Сама о себе любовь говорит: «Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни». «Истинная радость и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира» (слайд 8)

А над смыслом сказанного А. Ухтомским и рассуждений бабушки Натальи о любви вы будете рассуждать дома в своём сочинении: «Разговор с самим собой».

Долгим бережным рассказом о своей любви бабушка надеется вернуть Вику в «себя», вправить этот безумный вывих. Достучится ли бабушка до внучки?
Разгладилась ли душой Вика?
Что завтра будет? Изменится ли отношение девушки к жизни?
На что надеется писатель в конце рассказа? (слайд 9)

Мы не знаем, достучится ли? Девочку ничего не смущает – она у бабушки «способы» выспрашивает и, кажется, уже не понимает бабушкиного языка, когда та с чудной чистотой и застенчивостью вспоминает самое интимное.
Доскажет бабушка свою историю, и Вика уснёт – поняла ли, разгладилась ли душой – кто знает.
Героини как бы растворяются в природе. Бабушка с внучкой молчат: ни звука не доносит глубокая ночь. Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни, неизвестно.
Писатель не торопит с моралью, в надежде, что не эта девочка, так другая, кто – нибудь из вас, повнимательнее, поймёт и услышит, не даст победить себя поспешному знанию «с первого класса». (слайд 10)
Поэтому рассказ завершается величественной картиной мироздания. (Выразительное чтение последнего абзаца). «...С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость.»
Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь, несмотря на жизненные преграды.
Итог урока: Сделаем, ребята, вывод. Прочитан рассказ, вместе с героинями пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что описанная история затронет души людей разных поколений, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.
Главная тема творчества Валентина Распутина - столкновение ценностей народной жизни, вековых традиций с агрессией «цивилизации» - не подлинной, но демагогической, поверхностной. Причем уничтожение деревенского уклада и разрушение души народа, « дара памяти» для писателя равнозначны. В рассказе боль за человека становится особенно острой, а сама проза обретает публицистический накал. Но « испытания даны были не для того, чтобы приходить в отчаяние» - считает В.Распутин. И надежда на то, что человек не потеряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни и останется человеком...

- Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
На дом: Написать сочинение – рассуждение: «Разговор с самим собой».
Дифференцированное задание – юношам и девушкам отдельное.
Задание девушкам:
Роль: Вика
Аудитория: для себя
Форма: дневник
Тема: Женский разговор
Задание юношам:
Роль: отец Вики
Аудитория: классный руководитель
Форма: беседа
Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери?







Использованная литература
1. Бондаренко В. Распутинская поступь: к 60-летию В. Распутина. // Книжное обозрение. 1998, № 10.
2. Ивин А. Надо ли прощаться с Матёрой? //Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / Составитель С.Ф.Дмитренко. М.:Изд-во МГУ, 1999.
3. Крупин В. Штрихи к портрету Валентина Распутина. // Литературная Россия. 1983, № 1.
4. Распутин В.Г. Прощание с Матерой: Повести.Кишинев, Картя молдовеняскэ, 1981.
5. Распутин В.Г. Изба: Рассказ // Наш современник.1995, № 8.
6. Распутин В.Г. Женский разговор: Рассказ //Воспитание школьников. 2000, № 7.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




«Сила чистой души»

Урок – поиск истины

(По рассказу В. Распутина «Женский разговор», 11 кл.)
Times New Roman Заголовок 215