Проектная работа Математика в быту и повседневной жизни


Проектная работа " Математика в быту и повседневной жизни"
Аннотация
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
— изучили теорию вопроса;— встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с директором школы, медицинским работником и школьным поваром);— обработали результаты, полученные в ходе опроса;— просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?».
Выяснили что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты.ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
ФИО руководителя проекта
Богданова Светлана Павловна
Место работы, должность
МБОУ «Максатихинская СОШ №1» п. Максатиха, учитель математики
ФИ учащихся
Смирнова Татьяна, Разумова Алина, Агапова Алина, Иванов Егор, Соснова Екатерина
Место учебы, класс
МБОУ «Максатихинская СОШ №1» п. Максатиха ,6 класс
Предметный раздел
математика
Межпредметные связи
информатика
Уровень владения учениками проектной технологией
Начальный (ученицы впервые выполняют проектную работу)
Тема проекта
« Математика в быту и повседневной жизни»
Вид проекта
Информационный проект – сбор и обработка информации по проблеме проекта.
По комплексности: монопроект – реализуется в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
По характеру контактов:внутришкольныйПо продолжительностисредний, требующий 4 недели
Цель проекта
Расширение знаний учащихся о математике в повседневной жизни, об истории возникновения процентов.
Задачи
1. Провести беседу с шестиклассниками с целью выяснить их знания о применении математики в повседневной жизни.2. Собрать и систематизировать информацию по теме проекта.3. Подготовить продукты проекта: презентацию« Математика в быту и повседневной жизни» и брошюру4. Подготовить выступление перед 6-классниками на внеклассном мероприятии.
Этапы работы (перечень из содержания)
1.Проведены беседы с людьми разных специальностей.2.Проведена работа по сбору информации в сети интернет, а также из других источников. Отобраны задачи из сборников ЕГЭ и ГИА. Информация обработана и систематизирована.3.Подготовлены продукты проектной работы:· Медиапрезентация « Математика в быту и повседневной жизни», напечатана брошюра.4.Проведена рефлексия и самооценка участников проекта.
Реальность реализации и практическая ценность проекта
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику. Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка, т.к. они не только собрали материал по теме проекта, но и выступили в роли « корреспондентов», делись с полученными знаниями.
Краткое описание выполненного проекта(2-4 предложения)
Реализуя проектную идею, ученицы собрали и систематизировали информацию по выбранной теме; изготовили и напечатали брошюру; создали медиапрезентацию в качестве сопровождения рассказа для выступления. Выступление планируется в рамках школьной недели математики и на районной конференции
Презентация проекта
Проект будет защищаться в середине 3-й четверти во время проведения внеклассного мероприятия.
Особенности реализации проекта
Постановка задачи ученикам (Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)
На уроке проектной деятельности проведено анкетирование учащихся 6 класса с целью выявления наиболее заинтересованных ребят для работы над проектом. Им поставлена задача: собрать и систематизировать материал по теме « Математика в быту и повседневной жизни»; подготовить небольшую компьютерную презентацию
Ход выполнения проекта
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектомАнализ литературы, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.Приемы умственной деятельности:анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного.Приемы работы:-консультации с учителем;— поиск недостающей информации в информационном поле и у руководителя проекта;-работа в сети Интернет;-работа в программах MicrosoftOfficePowerPoint(для создания презентации) и MicrosoftOfficeWord(для создания письменного варианта проекта)Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешенияНа этапе сбора и обработки информации у авторов проекта возникли трудности при структурировании собранного материала, отбора наиболее существенного и значимого. Также при создании презентации участникам было сложно выбрать основную информацию и представить её на слайдах в сжатой форме. Потребовалась помощь учащегося 11 класса при форматировании брошюры Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)для учителя(для подготовки к проекту)для учеников(задание, др. раздаточный материал)Требуемое оборудование для проведения проекта (в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)Компьютер, мультимедийный проектор, пакет программ Office.Принципы оценивания работ при проведении данного проектаПримеры работПример(ы) ученических работ
Рефлексия по итогам работы
Отклики учеников
Ø Было интересно самим узнать что-то новое из области математики;Ø С удовольствием работала над созданием презентации;Ø С волнением и нетерпением жду нашего выступления перед 6-классниками, а ещё хочется попробовать свои силы на районной конференции проектов.
Перспективы развитие проекта
В рамках школьной недели математики по этой же теме возможна подготовка творческого проекта, продуктом которого может стать инсценировка об математике в профессиях .Мнение учителя (руководителя проекта)
На что следует обратить внимание при проведении проекта
В случае создания презентации необходимо учитывать возрастные особенности 6-классников: не переутомлять их обилием информации; рассказ, сопровождаемый презентацией, не должен быть большим.
Что можно улучшить при проведении подобного проекта
При наличии времени и возможностей учителя, можно было бы силами 6-классников оформить выставку их работ в кабинете математики (а продуктами могли бы стать их небольшие доклады по теме « Математика в жизни», возможно, рисунков по теме« Математика в профессии моих родителей»).
При составлении шаблона использовались следующие материалы:1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей 2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.Выполнили учащиеся 6 классаОглавление.1.Введение.2.Основная часть.3.Заключение.4.Список используемой литературы.Цели:v образовательные:продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.v воспитательные:создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. v развивающие:развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно – следственные связи, развитие логического мышления.Вид проекта: исследовательский, практико – ориентированный, групповой, межпредметный, среднесрочный.
Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Задачи проекта:v 1.Ответить на вопросы:— Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?— Есть ли данная информация в периодической печати?— Решают ли такие задачи старшеклассники?v 2.Отобрать нужные задачи из сборников ГИА и ЕГЭ..v3.Подготовить презентацию о проделанной работе.Продукты:v компьютерная презентация;Необходимое оборудование:проектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат, бумага формата А4, рабочие тетради.Методы исследования: Изучение опыта,самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа. Участники проекта:учащиеся 6-х классов.ХОД ПРОЕКТА:1 ЭТАП— социологический опрос по определению темы проекта;— постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач 2 ЭТАП— обсуждение собранного материала;— разработка сценария основной части проекта.3 ЭТАП— подготовка компьютерной презентации проекта— оформление проекта.4 ЭТАП— защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.— оформление результатов проекта.Введение.Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.(А. Маркушевич)
Пояснительная запискаВ период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.Проанализировав ситуацию в классах, можно прийти к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Данный проект преследует собой цель пропаганды изучения математики и предлагает новый взгляд на математику в русле важной составляющей для современного человека.
Обучаясь в школе, учащиеся очень часто задаются вопросами «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»
Предлагаемый проект позволяет сформировать у учащихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представления о различных методах решения задач и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки школьной программы, изучение математики и направлен на подготовку к успешному участию в математических олимпиадах.Работа со школьными учебниками, сборниками ЕГЭ и ГИА позволит помочь школьникам вспомнить и повторить, закрепить и повторить материал по теме « Проценты». Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить: формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; положительную мотивацию обучения;повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления;развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; Основная часть.Описание этапов проекта.
На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновения и развития этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.
Предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет: · не сделать ошибок на экзаменах, · разбираться в товарно-денежных отношениях,· быть практичнее. Чтобы ответить на эти вопросы, мы:1. Изучили теорию вопроса.2. Встретились с людьми разных профессий (беседовали с директором,родителями, со школьным бухгалтером, школьным поваром)3. Обработали результаты, полученные в ходе опроса.4. Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»Мы распределили задания следующим образом:1.Сначала побеседовали с директором, со школьным бухгалтером, поварами школьной столовой, родителями. В ходе беседы, мы выяснили, что взрослым каждый день приходиться решать математические задачи, а особенно задачи на проценты. Бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. А так же, оказалось, что многие родители брали кредиты в банке под проценты, чтобы купить мебель, холодильник, стиральную машину. После этого сделали вывод — чаще всего в жизни встречаются задачи на проценты. 2. И мы решили спросить еще у старшеклассников, решают ли они задачи на проценты, и были удивлены тем, что такие задачи у них есть на ЕГЭ и ГИА. Обратились к ним с просьбой решить задачу с практическим применением в быту и повседневной жизни, попробовали решить и сами первые попавшиеся в сборнике задачи и вот что выяснили. Почти 61% учащихся нашего класса решают такие задачи, а среди старшеклассников верно решают такие задачи 73%. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Поэтому нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.3. Следуя нашему плану, мы сходили в библиотеку и посмотрели газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса.Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой Если товар стоит 3 тыс. рублей, то со скидкой 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб., Во второй рекламе «Про слуховые аппараты» из газеты «Калачеевские зори». Слуховые аппараты стоят 1500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.Побывав в библиотеке, окончательно убедились, что задачи на проценты есть в нашей повседневной жизни .4.Тогда мы решили узнать больше о возникновении процентов; составить справочный материал по основным типам задач, отобранным из школьных учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, задачи с прикладным применением в быту и повседневной жизни встречаются в двух заданиях В1 и В4. Остановимся на задачах В1. Это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком. Вот некоторые из них: 1)Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата слесаря 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?Решение:14000-14000*0,13=12180(р.) 2)Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?Решение:(3500-2800):3500*100=20(%) 5. В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, набирали их на компьютере, форматировали тексты, подбирали справочный материал и примеры решения некоторых задач. 6.Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в быту и повседневной жизни».7.Данную брошюру мы сделали для себя. Нам было интересно, во сколько она нам обошлась и мы сделали расчеты ее себестоимости. Их представляет этот слайд. Пачка бумаги из 500 листов стоит 225 рублей, в брошюре 12 листов, поэтому они стоят 5 рубля 28 копеек. Картридж для принтера стоит 500 рублей, в среднем можно распечатать 500 листов бумаги. Мы израсходовали 12 листов. поэтому на краску ушло 12 рублей. В среднем израсходовали 10 киловатт-час электроэнергии, на что ушло 16 рубле 50 копеек. Поэтому брошюра нам обошлась в 34 рублей 20 копеек, это экономнее, чем купить в магазине.Над проектом и созданием брошюры мы трудились 4 недели.В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты,оценивать свои результаты.Мы узнали, чтозадачи математического содержания встречаются:• на работе у взрослых;• в школе;• на рекламных щитах; • на экранах телевизоров; • в периодической печати; —Чаще встречаются задачи на проценты:• при оформлении кредитов;• при вкладах сбережений в банк. —Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам)!
Выяснили и сделали вывод: что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
Заключение.Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику. Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.РЕФЛЕКСИЯ.Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Отзывы авторов проекта:·Я более подробно узнала о роли математических задач в жизни.·Я с удовольствием работала над созданием презентации. А еще мне понравилось выступать перед 6-классниками в роли лектора.Список используемой литературы.1.Шаблон VCT–проекта портала Сеть Творческих Учителей 2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241. 3. Дроби и проценты, С, С, Минаева, изд.»Экзамен», Москва, 2012г4.Материалы интернет ресурсов.