Кружковое занятие по русскому языку в 5 классе на тему Путешествие в страну Вежливости


Тема занятия: «Путешествие в Страну Вежливости»
Цель: Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, повышать самооценку. Развивать у детей способности анализировать свои действия.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
Оборудование: презентация, запись песни «Ежели вы вежливы», буклеты «Вежливые слова», карточки с пословицами, инсценировка «Вежливый кролик» 1.Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте,уважаемые гости.
Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную страну. Ее нет на карте, однако она существует.
В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства.
Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны, мы должны отгадать слово.Посмотрите внимательно, интересно, какое слово спрятано в ребусе?
Правильно, это слово «вежливость». Мы совершим сегодня путешествие в Страну Вежливости.
А как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? ( о вежливости). А нужен ли нам этот разговор, ведь к теме вежливости мы обращались не раз?
Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня? Какова цель сегодняшнего занятия? (Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми). Правильно,мы с вами должны расширить свои знания о вежливых и добрых словах, их применении в жизненных ситуациях, научиться использовать в нашей речи как можно больше вежливых слов. А все для того, чтобы мы стали добрыми, вежливыми людьми.
Ребята, а что такое вежливость? Откуда появилась это слово?
Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
общаться.
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.  До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям
. Ребята, а как еще называются вежливые слова? Правильно, волшебные слова..  А почему они волшебные? Это ведь обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Какое волшебство они совершают? (Они стали волшебными потому, что без них просто жить на  свете нельзя. Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
А вы, ребята, хорошо знаете волшебные слова? Мы сейчас это проверим.
2. Поэтическая разминка. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом. 
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….( спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит….( добрый день)
3       Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече…(здравствуйте).
4       Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините…(пожалуйста).
5      Друг другу на прощание мы скажем… (до свидания).
6. Будет легче нам ехать и идти,когда пожелают…(счастливого пути)
Молодцы, вы знаете вежливые слова. Теперь мы смело отправимся в путешествие по «Стране Вежливости» и окунемся поглубже в мир волшебных и удивительных слов (Слайд 3) 3. На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что такое речевой этикет, как надо общаться друг с другом , на какие группы можно разделить вежливые слова.
Вы получили задание – провести исследовательскую работу. Вам надо было понаблюдать за учащимися нашей школы, знают ли они вежливые слова, используют ли их в своей речи, должны были их проанкетировать, а также изучить, исследовать вежливые слова по группам: слова приветствия, слова извинения, слова благодарности, слова просьбы, слова прощания. Вы справились ,ребята?
Результатом (продуктом) нашей работы будет Книга Вежливости. А материалы, которые подготовили вы,ребята,  помогут  нам  в создании этой книги.Итак, страна, в которой мы сегодня побываем, состоит из областей.
4. .Первая область этой страны называется «Слова  приветствия»
Танашев Алан приготовил буклет о словах приветствиях. (защита проекта)Вот мы и побывали в области слов-приветствий
давайте повторим их: Здравствуй, доброе утро, добрый день, вечер,
привет, приветствую вас, рад приветствовать вас.
5. А сейчас проверим, знаете ли вы правила вежливости, относящиеся к приветствию. Предлагаю ответить на вопросы викторины.
Викторина.
1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)
2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».
4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).
5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).
6. Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открытая правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).Подведение итогов викторины.
 6.Вторая область этой страны называется «Слова извинения».
БарагуноваМилина приготовила буклет об этих словах. Давайте послушаем ее.
Вот мы и побывали в области слов извинений. Давайте повторим их: извините, простите, я виноват, не сердитесь на меня, прошу прощения и т.д.
7. А чтобы попасть в следующую область, нам надо отдохнуть. Остановка «Сказочная».
Сейчас мы покажем сказку про одного вежливого кролика.
 «Вежливый кролик»
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Вопросы:
- Что помогло зайчику спастись?
- Какие вежливые слова сказал заяц?
- Всегда ли нужно быть вежливым?
8. Следующая область называется «Слова благодарности»
ТанашевАнзор приготовил буклет об этих прекрасных словах. Давайте послушаем его.
Мы побывали в области слов благодарности. Давайте повторим эти слова: спасибо, благодарю, большое спасибо, я вам очень признателен и т.д.
9. То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А вы знаете такие пословицы и поговорки? Сейчас мы поиграем в игру «Собери пословицы» и проверим, как хорошо вы знаете пословицы.
1.Отвежливых слов язык не отсохнет.2.Доброе слово лечит, злое–калечит.
10. Следующая область называется «Слова просьбы».Давайте послушаем Конова Альджами.Мы побывали в области слов просьбы. Давайте повторим эти слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, я очень вас прошу и т.д.
11. Ребята, а вы сами себя считаете вежливыми? Сейчас мы посмотрим, насколько вы вежливы. Поможет нам в этом тест «Вежлив ли я?» У нас 3 варианта ответа: да- 2 балла; не всегда- 1 балл; нет- 0 баллов. Я читаю вопросы, вы записываете только баллы.
1. Ты здороваешься с родителями друзей, к которым ты приходишь в гости.
2. Ты пропускаешь вперед старших при входе в двери
3. Каждое утро ты говоришь своим домашним «С добрым утром», а перед сном «Спокойной ночи!».
4. Ты никогда не отвечаешь на грубость другого человека.
5. Ты всегда здороваешься с одноклассниками, когда входишь в класс.
6.. Ты всегда доносишь мусор до урны.
7. Если ты встречаешься с друзьями, то приходишь на встречи вовремя, не заставляя других ждать.
8. Ты уступаешь в транспорте место пожилым, мамам с маленькими детьми.
9. Ты здороваешься с соседями.
10. Ты извиняешься, если кого-то случайно толкнул.
А теперь посчитай, сколько баллов ты набрал:
0–8Увы. Ты совсем не вежливый человек. Будем надеяться, что через некоторое время ты вернешься к этому тесту и на все вопросы ответишь «да, почти всегда». Совет: Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей.
9-15 В принципе, ты вежливый человек, но от случая к случаю. Тебе есть над чем работать, ведь ты общаешься уважительно далеко не со всеми. Совет: Нравится тебе человек или нет, надо стараться вести себя ровно со всеми.
16–20  Молодец! Ты очень вежливый человек. (Надеемся, что ты честно отвечала на вопросы). Ты хорошо воспитан, умеешь общаться с другими людьми, и поэтому окружающие тянутся к тебе, доверяют свои тайны. У тебя наверняка много друзей. Совет: Так держать!
Посмотри, на какие вопросы ты ответил «не всегда» или «нет» и пересмотри свое поведение. По-настоящему вежливый человек должен на все вопросы этого теста ответить «да»
12. У нас осталась одна область, которая называется «Слова прощания». ГедуевТамирлан приготовил буклет об этих словах. Послушаем Тамерлана.
Мы побывали в области слов прощания.. Давайте повторим эти слова: до свидания,счастливого пути,до скорой встречи, всего хорошего, прощай, пока и т.д.
13. Ребята, проведенная анкета выявила, что здесь у нас в классе дети вежливые. А как же обстоит дело по школе? Вы должны были провести исследование среди учащихся средних классов, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Ребята, мы с большим интересом послушаем вас. А вас , ребята, я хочу попросить, нарисовать Дерево Вежливости. Как вы его себе представляете?
Проектно- исследовательская работа
Актуальность : В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком немодно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Не согласившись с такой точкой зрения, мы решили провести исследование.
Проблема: С раннего детства родители и учителя учат нас быть вежливыми. Нас заинтересовал вопрос: что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Цель: изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы.
Задачи:
изучить и проанализировать литературу по выбранной теме;
выяснить происхождение значения слов вежливости;
определить частотность употребление слов вежливости в речи учащихся;
провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашей школы»;
выпустить буклеты «Вежливые слова».
Предмет исследования: слова вежливости.
План исследования:
Изучение литературы по теме.
Использование компьютера для получения дополнительной информации.
Анкетирование.
Проведение эксперимента и фиксирование результатов.
Построение диаграмм по результатам анкетирования и эксперимента.
Наши исследования
Вместе с Анжаной Хачимовной мы решили провести исследование в нашей школе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова, их происхождение , насколько часто используют их в своей речи. Для этого мы составили анкету и провели опрос среди учащихся нашей школы (приложение 1). Всего в опросе принимало участие 42 респондента (учащиеся со 6 по 9 класс).
Письменный опрос показал, что учащиеся нашей школы знают много вежливых слов (приложение 2).
Наиболее употребляемыми остаются слова приветствия-прощания: здравствуйте (отметили 36 человек – 86%) и близкие ему по значению – доброе утро – 7 (17%). До свидания (отметили 22 человека – 52%), а также слова благодарности: спасибо (29 человек – 69%), пожалуйста (30 человек – 71%).
К сожалению, другие слова: извините, простите, приятного аппетита, будьте здоровы и другие наши сверстники, как показали результаты опроса, употребляют редко.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с работниками школы при встрече забыли 8 человек, что составляет 17% всех учащихся. В столовой забыли поблагодарить поваров за вкусную еду 4 человека, то есть 8 % от общего количества учащихся школы.
По результатам опроса можно сделать вывод, что половина детей считают себя вежливыми людьми и всегда употребляют в своей речи вежливые слова. Но есть такие ребята, которые совсем не говорят слов вежливости или употребляют их в своей речи редко.
Поэтому мы составили буклеты о вежливых словах, которые, на наш взгляд, помогут учащимся нашей школы стать намного вежливее в своих словах и поступках.
Наблюдение мы проводили в течение трех дней, а затем АнжанаХачимовна вывела средние показатели по анкетам:
Вопросы анкеты № 1
1. Какие вежливые слова ты знаешь?
2. Как часто ты пользуешься вежливыми словами?
а) всегда; в) иногда забываю; г) крайне редко; д) никогда
3. Всегда ли ты здороваешься с учителями ?а) всегда в) иногда г) редко
4. Всегда ли ты благодаришь за помощь друзей и знакомых, говоришь спасибо?
А) всегда в) иногда забываю г) никогда
Вопросы анкеты № 2
1. Знаешь ли ты историю возникновения вежливых слов?
а) да в) не совсем г) нет
2. Что обозначает слово «здравствуйте»?
3. Что обозначало слово «спасибо» в древности на Руси?
4. Что обозначало слово «пожалуйста» в 18 веке?
5. Знаешь ли ты пословицы, поговорки про вежливые слова.
Анализ результатов подсчета показал, что на вопрос: Знаешь ли ты историю возникновения вежливых слов? утвердительно ответил 1 учащийся, что составило 2 % от общего количества учащихся. Не совсем – ответило 38% опрошенных и «нет» - ответило 60 %.
Знают значение слов: «здравствуйте» - 66% учащихся, «спасибо» - 44 %, «пожалуйста» -14%. Некоторые ребята знают значения нескольких слов.
На вопрос: Как часто ты пользуешься вежливыми словами? Всегда ответило 40 %, Иногда забываю – 52% учащихся, редко – 8% опрошенных, никогда – 0 %
На вопрос: Всегда ли ты здороваешься с учителями? Утвердительно ответило -64 % учащихся, иногда – 28 %, редко –8 %
Таким образом, мы видим, что 98 % учащихся не знают историю возникновения вежливых слов. Но тем не менее учащихся нельзя назвать невоспитанными, так как лишь 8 % не используют в речи вежливые слова и 8 % - лишь иногда здороваются со взрослой частью нашего учебного заведения.
Выводы:
Слова вежливости имеют богатую историю.
Большая часть слов вежливости исконно русская, но встречаются выражения и иноязычного происхождения.
Слова вежливости большая часть учащихся 6-8 классов употребляют часто.
В основном, слова вежливости употребляют при разговоре со взрослыми.
Наиболее частотны в употреблении слова: приветствия-прощания, спасибо, пожалуйста.
Большинство респондентов считают себя вежливыми, но не все были искренни.
Над развитием культуры общения нужно работать.
Рекомендации:
При общении со сверстниками чаще говорить друг другу вежливые слова;
Больше читать художественную литературу;
Изучить значения вежливых слов;
Выполнять больше заданий на применение слов вежливости;
Составлять диалоги, применяя «волшебные слова»
14. Итог урока
Молодцы, ребята, вы проделали такую колоссальную работу.
Спасибо вам большое. Теперь посмотрим, что у нас получилось. Помните, в начале урока я говорила, что результатом нашей работы будет Книга Вежливости? Соберем весь материал и посмотрим, что же у нас получится. А получится у нас такая книжка. Я думаю, она пригодится всем ученикам нашей школы. Мы ее размножим и подарим каждому классу. Пусть эта книжка украшает книжную полку в каждом кабинете нашей школы.
Вот мы и закончили работу над нашим проектом.
Дерево вежливости (защита минипроекта, обобщение пройденного материала).
Дом вежливости у нас есть, дерево вежливости тоже есть, осталось воспитать наших детей вежливыми. Но , я думаю, мы сегодня получили право называться гражданами великой Страны Вежливости.
15. Рефлексия
В заключение нашего занятия давайте, ребята, еще раз вспомним , о чем мы говорили, чему научились, что нового узнали.
Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо! До свидания, всего вам доброго!
1Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.