Урок Правописание НЕ с причастиями. 1-й урок

Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (план, таблица, алгоритм, ключевые слова), анализировать,
сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.
Предметные:
6/4ЛР: анализировать написания не с причастиями, правильно писать не с причастиями, объяснять условия выбора изучаемой
орфограммы, сравнивать написание не с прилагательными и причастиями.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент. 1 мин
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Языковая разминка.
3 мин

– Запишите предложение:
С нескошенных лугов доносится тревожный крик птицы или неопределенный звук, напоминающий голос.
– Произведите синтаксический разбор предложения.
– Сколько в предложении причастных оборотов? Обозначьте и
объясните пунктуацию.
– Определите разряд и время причастий, укажите их форму.
Познавательные УУД
1. Моделировать объекты, владеть разными способами передачи информации.
2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

III. Актуализация
изученного.
5 мин + 2 мин


– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который нам будет необходим для открытия).  – Давайте вспомним, какие роли может играть НЕ. (Приставка, часть корня, отрицательная частица).  – Как определить роль НЕ? От чего зависит выбор слитного и раздельного написания?
Словарный диктант.
Не широкая, а узкая дорога; чувствовать неискренность, неуклюжий медвежонок, необъятная даль, не жалеть, недорогой, но красивый материал; брошь не золотая, неширокая просёлочная дорога, отчаянный неряха, никому не известная личность., невыносимая духота
– Какой опознавательный признак объединяет написания?
– Сколько видов орфограмм встретилось в диктанте?
– Обозначьте условия слитного и раздельного написания не.
САМОПРОВЕРКА
– К какой части речи относится слово невыносимая? По каким
признакам это установили? Попробуйте предположить, как и почему
написать это причастие.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


IV. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.
1 мин

– На основе содержания словарного диктанта и последнего вопроса
назовите тему урока.
– Составьте план урока, опираясь на изученные правила правописания не с существительными, прилагательными и глаголами.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний. 2-3 мин
















2-4 мин








5 мин
1. Наблюдение за материалами слайда:
Выберите написание с НЕ для слов: Трава (не)скошена,(не)погасший костер, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.
– Обоснуйте свой выбор. (Фиксация затруднения. Ученики не могут обосновать выбор написания для полных причастий. Фиксация затруднения. Предлагаются различные версии:
1)правописание как у прилагательных; 2) правописание как у глагола.
– Давайте выясним причину нашего затруднения. (Мы не знаем, к какому виду орфограмм отнести написание данных слов, потому что причастия сочетают в себе признаки и прилагательного, и глагола). – Ну, а если мы не знаем, что же делать? (Надо прочитать правило в учебнике.)
2.. Стр. 184 – чтение учебника.
– Какие условия вам хорошо знакомы? (Не употребляется без не,
не с краткими причастиями.)
– Сравните 1-й и 2-й пример раздельного и слитного написания
причастия с не.
– В чём различие между ними? (зависимое слово)
После наблюдения учащиеся самостоятельно формулируют вывод
о написании не с причастиями и составляют алгоритм.
2. Работа в группах
Обсуждение пошаговых действий. Алгоритм
Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно:
1. Определить часть речи. 2. Определить полное или краткое причастие. 3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ 4. Если нет – пиши слитно . Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А 5. Если есть – пиши раздельно. Если нет – ? Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг: 6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот). 7. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.
3- Посмотрите, что мы из данного алгоритма не обсуждали?
– Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы?
– Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.
– Зафиксируйте орфограмму в виде графической модели
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2. Извлекать информацию, преобразовывать её и соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, модель).


VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и
правописных умений.

2 мин




5 мин










3 мин
1. Давайте вернемся к словам, которые вызвали у нас затруднение. Объясните их правописание.
Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки, невыносимая духота.
2. Попробуем применить новые знания на практике. Откройте учебники на стр.185, упр.461.
Прочитайте т
·екст. Выпишите из него причастия с не. Объясните их написания, опираясь на алгоритм, графически объясните условия выбора изучаемой орфограммы.
Ученики работают в парах (каждая пара получает по два слова), в пары проговаривают условия выбора слитного и раздельногонаписания, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.
3. Объяснительно-распределительный диктант. (Работа в парах: 1 ученик выписывает причастия со слитным написанием с не, 2 ученик – с раздельным написанием, затем они проверяют друг друга).
Слитно/Раздельно
(Не)замеченная учеником ошибка
(Не)греющее солнце
(Не)проветренная комната
Комната (не)проверена
(Не)освещенная улица
(Не)доумевающий взгляд
(Не)сложенные, а разбросанные вещи
(Не) прекращавшийся всю ночь дождь
– С какой трудностью вы столкнулись, выполняя это задание? (Правописание НЕ с причастими , имеющими зависимые слова).
Ключи: слитно – 2,3,5,6; раздельно – 1,4,7,8

Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
Владеть навыками отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Взаимодействовать друг с другом, оказывать необходимую помощь.


VII. Итог урока.
2 мин
-Что нового для себя вы сегодня открыли?
– Чему учились на уроке?  – Вы достигли цели?  – От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями? 
– Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь. – Поднимите руку, кто считает, что он знает правило. – Научился применять его? – Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? (Нужно еще потренироваться в правописании НЕ с причастиями)..
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Рефлексия

2 мин
Задание «Корректор». Выпишите правильно причастия
Записка.
Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать не застеленная, посуда еще невымытая, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя.
Проверьте себя.
Ответы: кровать незастеленная, посуда не вымытая с чистящим средством, пыль не вытерта.



IX. Домашнее задание.

1. Составить схему правила, уметь рассказать правило по схеме.
2. Упр. 460, з. 1








ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора


ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора


ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ( «!» « ? » )

1. Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
2. Я умею правильно писать причастия с НЕ
3. Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
4. Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора
















ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Уровень 1 ( «!» « ? » )
Я умею находить в предложениях нужную орфограмму
Уровень 2
Я умею правильно писать причастия с НЕ
Уровень 3
Я умею правильно писать и объяснять условия выбора
орфограммы
Уровень 4
Я умею различать условия выбора, правильно писать и
объяснять условия выбора


15