Урок по окружающему миру для 3 класса «Природа и наша безопасность»


Конспект урока
окружающего мира
Тема «Природа и наша безопасность»
Учитель: Рыжова О.Н.
Программа: «Окружающий мир»
А.А.Плешаков
класс: 3
2014
Задачи:
Познавательные:
-формирование понятия «опасности в неживой и живой природе»;
-формирование представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека.
-расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Развивающие:
-развитие наблюдательности при работе с наглядными печатными и электронными пособиями;
-развитие логических УУД:
а)анализ-при определении признаков приближения грозы; ядовитых растений и грибов;
б)сравнение – при выделении сходства и различий 2-х видов змей: гадюки и ужа обыкновенных;
в)установление причинно-следственных связей между природой и нашей безопасностью;
г)обобщение при формулировке вывода правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
-развитие самостоятельности при выполнении заданий в рабочей тетради.
-развитие коммуникативных УУД.
Воспитательные:
-экологическое воспитание на основе показа взаимосвязей в природе.
- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;
- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Оборудование:
для учителя:иллюстрации с изображением ядовитых грибов и растений, кошек и собак, змей, атлас-определитель «От земли до неба», карточки для проверки д/з, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., электронное приложение к учебнику по данной теме, компьютер и мультимедийный проектор.
для учащихся: нетбуки, атлас-определитель «От земли до неба», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., тетрадь на печатной основе к учебнику, ножницы, клей.
Подготовительная работа: сообщение учащегося «Что такое молния», изготовление книжки-раскладушки «Опасные растения и грибы».
Ход урока
Организационный момент (2мин)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Проверим, всё ли готово к уроку: учебник, ножницы, клей, тетрадь на печатной основе.
- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны?
-Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.
-Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.
II. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» (7 мин)
1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).
Карточка №1.
1.Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать
преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть,
разводить огонь
Лифт одно из опасных мест в
окрестностях твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не
лежи
Карточка №2.
Приведи примеры опасных мест:
а) в твоей квартире, в доме: _______________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
б) в окрестностях твоего дома:_____________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
в) в окрестностях школы:_________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________

Карточка №3.
1.Напиши, безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты?
______________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2) Индивидуально-устный опрос.
-Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
3) Фронтально-устный опрос.
- Какую проблему мы решали на прошлом уроке?
-Мы узнали, какие опасные есть в квартире, доме и окрестностях.
-Перечислите эти опасные места.
-Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, зимой-места, покрытые льдом. -Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?
-Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна.
-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?
-Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах.
-А сейчас давайте проверим, какие опасные места вы обозначили на схемах своего двора и его окрестностей.
Задание проверяется в тетрадях на печатной основе.
-Молодцы.
Обобщение по домашнему заданию.
-Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Опасные места» и узнали, какие существуют опасные места в доме и его окрестностях и усвоили правила поведения в таких местах.
III. Изучение новой темы (20 мин).
1.Введение в тему (актуализация знаний)
-Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)
м о л н и я по г а н к а
г а д ю к а с о б а к а л а н д ы ш и я г о д а с к о т ь 3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)
4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)
5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)
7. Кто родился с усами. (кот)
Ключевое слово: Опасность
–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова –отгадки на 2 группы.
-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
-Об опасностях в живой и неживой природе.
-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока.
-Природа и наша безопасность.
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
3.Изучение нового материала.
План изучения темы по содержанию.
1.Понятие «опасности в неживой и живой природе».
а) Опасности неживой природы:
-правила поведения во время грозы.
б) Опасности живой природы:
- ядовитые растения и грибы;
- ядовитые змеи;
- опасности при общении с кошками и собаками.
1.Опасности в неживой природе.
а) Фронтальная беседа по теме «Гроза»
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления?
-К таким явлениям относятся буря, метель-можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.
-Молодцы, вы все правильно сказали. Но сейчас у нас какое время года начинается?
-Весна
-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?
-Это гроза.
-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
б) Работа по сообщению учащегося «Что такое молния».
-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?
Ответы детей.
-Об этом нам расскажет …………….Выслушивается сообщение.
-Кто может ответить на заданный вопрос?
-Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. (Практическая работа)
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.
-Как уберечься от удара молнии?
Выслушиваются ответы детей.
-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать?
-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
-А теперь все внимание на доску. Еще раз послушаем правила безопасного поведения во время грозы.
Работа с электронным приложением «Окружающий мир» 3кл.
2.Опасности в живой природе.
а)Ядовитые растения
Фронтальная беседа
-Какие опасности может нести человеку живая природа?
-Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться.
-Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Обратите внимание на книжку-раскладушку, которую вы подготовили к уроку. О каких опасных растениях в ней рассказывается?
-Это вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.б)Ядовитые грибы
Фронтальная беседа
- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
- Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.
-Какие ядовитые грибы вы знаете?
-Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.
Работа по иллюстрациям учебника с.26-27.
-Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов.
-Растения: белена, дурман, волчье лыко. Грибы: ложнодождевик, ложноопенок кирпично-красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор пантерный.
-Хорошо.
Работа в группах (по атласу- определителю).
-А теперь разделимся на 2 группы.
1-я группа ищет информацию об опасных растениях, их отличительных признаках.
2-я группа ищет информацию о ядовитых грибах, их отличительных признаках.
Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.
Выступление 1 группы «Опасные растения»:
Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.
Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.
Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.
Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.
Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.
-Молодцы! Теперь послушаем выступление 2-й группы «Ядовитые грибы».
Выступление 2 группы «Ядовитые грибы»:
Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.
Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.
Ложноопёнок серно-желтый – двойник  опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.
Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у негозеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложнодождевик –  снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.
-Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
-Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.
Читает 1 учащийся.
-После такой плодотворной работы необходимо немного отдохнуть.
Физкультминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас –
И зарядка к нампривычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мыпопрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
в)Ядовитые змеи
-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
-Это змея.
-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Самостоятельное чтение текста о змеях.
Беседа после чтения
-Какая змея распространена в нашей стране?
-Гадюка обыкновенная.
-Ее отличительный признак?
- Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.
-В каком случае она может укусить?
- Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.
-Что же делать, если змея всё-таки укусила?
-Нужно немедленно обратиться в больницу.
г)Правила безопасности при общении с домашними животными.
-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
Ответы детей.
-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие же это правила?
-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.
-Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках.
Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными.
-Что же вы узнали нового?
-Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост.Нужно делать домашним животным профилактические прививки.
-Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Закрепление. (10мин)
1. Работа по учебнику (стр.25)и тетрадью на печатной основе (с.16№1)
-Откройте тетради на печатной основе на с.16№1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
-По каким признакам можно узнать о приближении грозы?
-На небо надвигаются черные тучи, дует сильный ветер, слышны раскаты грома.
2.Работа в группах.
-Чтобы выполнить задание в тетради №2 нужно опять разделиться на группы. Только теперь 1-я группа выполнит 2-й вариант задания (о ядовитых растениях), а 2-я группа - 1-й вариант задания (о ядовитых грибах).
Взаимопроверка, потом проверка учителем.
3.Работа в парах.
-Задание №3 на с.17. выполните самостоятельно в парах.
Подпишите названия змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с.18.
-Какие змеи изображены на рисунке?
-Это уж обыкновенный и гадюка обыкновенная.
-Какие сходства вы заметили?
-Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов.
-Какие выявили различия?
-Гадюка – ядовита, а уж – совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы – два желтых пятна.
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
-Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
При общении с животными:
Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.
После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.
-Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.
V. Домашнее задание. (2мин)
Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1
По желанию: с.30 №2,3.
VI.Рефлексия (3мин)
- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?
-Да
- Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему?
-Что было особенно трудным?
Продолжите предложение:
«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок. (1 мин)
-Оцените свою работу на уроке.
Для оценки используются смайлики: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.
Сегодня на уроке хорошо поработали………
Не плохие знания показали……………….…..
А повторить материал нужно еще……...…….