Классный час на тему Путешествие в страну Вежливости и Доброты


Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.

Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.

Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотворение «Гусь», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение «Добрые слова», стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.        
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.             
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».













Ход внеклассного занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Дети: Страна Вежливости и Доброты.

Слайд 1

- Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

Слайд 2

1. Море Доброты.
2. Море Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Дворец Извинений.
5. Остров «Размышляй-ка».

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.

- Итак, все готовы? Отправляемся!

Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.

Звучит фонограмма песни.

Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.

2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.

Припев
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.


III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
1. - Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты».
Слайд 3

- Ребята, а что такое – ДОБРОТА?

Ответы детей.

- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.

Слайд 4

Читает воспитатель или дети.

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)



Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)

- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

- Что же обозначает слово “добрый”?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).

Слайд 5 (1 часть)

Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.

- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы.

Слайд 5 (2 часть)

На слайде появляется солнышко со словами.

Ответы детей.

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”(появляются на слайде стрелки).

Слайд 5 (3 часть)

– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

Ответы детей.

- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?

Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».

Доброта
Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Ученик 2:
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

Слайд 6

- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.

- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.

Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.

- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море – Море Вежливости.

Слайд 7

2. Море Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость?


Ответы детей.

-Давайте, прочитаем на слайде.

Слайд 8
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?

Дети: Вежливым.

– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

Дети: Нет.

– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила: – Что нужно сказать? – Здрасьте! – ответил Игорь. После этих слов ребята рассмеялись.

– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Дети: нет.

– Почему?

Ответы детей.

– Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
– А что значит правильно?

Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.

– Давайте сделаем вывод?

Слайд 9


- Дополните предложение:
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их (правильно).)


– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?

– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает - всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”.

– Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

– А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.

Читает подготовленный ученик:
Гусь Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе: “Не трусь! Быть может, Этот Гусь – ручной, Бежит знакомиться со мной”. Но у Гуся свирепый вид – Он угрожающе шипит. Щипаться будет? Но и пусть! Я улыбнулась: – Здравствуй, Гусь! Он головой кивнул в ответ. И мне послышалось: “Привет!”

– Что хотел сделать Гусь?

Дети: Ущипнуть девочку.

– Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.)

– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)

– Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке девочки).


– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)

- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.


- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.

Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ученик 1: Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?  

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.



3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».
Слайд 10

– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

Дети: Со слова «Здравствуйте».

- Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

Слайд 11

- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.

Слайд 12


- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Поиграем в игру «Волшебные слова».

Слайд 13

- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим /прости, пожалуйста/.

- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.

- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых словах.
Добрые слова
Ученик 1: Слова “До свиданья!”, “Спасибо!”, “Простите!”, “Пожалуйста!”, “Здравствуйте!” Щедро дарите.

Ученик 2: Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома.

Ученик 3: Слова эти очень, И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка
1. Игра “Будь внимателен”
Слайд 14
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.


Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.

Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

2. Игра “Вежливо  - невежливо”.

Слайд 15
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда   я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече. - Толкнуть и не извиниться - Свистеть, кричать, шуметь в школе. - Уступить место старшим - Не вставать на обращение учителя - Помочь подняться по лестнице.. - Попрощаться уходя
4. Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений».

Слайд 16
- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.

Слайд 17

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!


Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.

Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.

– А вот послушайте, что случилось однажды с одним мальчиком.


Дедушка
Попал я в дедушку мячом, И закричал: – А я причем? Но, досчитав, до тридцати, Сказал: – Ну, дедушка, прости!

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?


Дети: Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть, простите меня за то, что я попал в Вас мячом.

Слайд 18

– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.

5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна остановка Остров «Размышляй-ка».

Слайд 19

- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- Давайте поработаем в парах.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута).

Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу одного ученика – прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы.





1. Добрые дела
добрый ответ.

2. Сделаешь добро -
на добрые дела.

3. Добрый человек -
красят человека.

4. Кто со злом не повстречался,
тот добра не понимает.

5. Жизнь дана
несет мир.

6. На добрый привет –
дорого вежество.

7. Не дорого ничто -
добро найдешь.

8. При солнышке тепло-
богатства.

9. Доброе дело дороже-
красится.

10. Стол спасибом -
при матушке добро.


- Итак, проверяем.

Слайд 20
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. Не дорого ничто - дорого вежество.
8. При солнышке тепло - при матушке добро.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10. Стол спасибом - красится.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Слайд 21

- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

IV. Итог занятия: - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Ответы детей.
Слайд 22 . Читает воспитатель или дети.

- Здоровайся при встрече. - Не груби, даже если сердит. - Проявляй доброжелательность. - Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

V. Рефлексия:

– Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

Слайд 23
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Слайд 24

Звучит песня о доброте.

ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 315