Публичное выступление «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии – фактор создания комфортных условий обучающихся»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лозовская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Публичное выступление на районном этапе конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений за высокие достижения в педагогической деятельности в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»:«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии –
фактор создания комфортных условий обучающихся»
40449567945
Учитель географии I КК
Волобуева В.И.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья – способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни во все менее эволюционной среде обитания. Тема «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии – фактор создания комфортных условий обучающихся» выбрана мной не случайно.
В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) - 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) - 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%.
Всё более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ. В создавшемся положении заметное значение имеют вредные пристрастия: уровень алкоголизации среди мальчиков-подростков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92 %, а среди девочек - от 80 до 94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% - не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, в 45 раз возросла заболеваемость сифилисом у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет!
В период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и в результате только 6-8% выпускников общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны, и вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации в настоящее отмечается децелерация (обратный процесс), так что за последние годы количество низкорослых в этом контингенте населения возросло в 20 раз! Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ в начале 90-х годов исследовавшие уровень жизнеспособности различных наций и государств по пятибалльной шкале, оценили этот показатель для России в 1,4 балла - это уровень, ниже которого и начинается необратимая деградация страны. Низкое качество здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.
Еще одним важным следствием низкого уровня здоровья молодежи является всё возрастающая доля детей, рождающихся с врожденными нарушениями. Так, по мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с наследственной патологией таков, что, если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения обычные школы уже будут не нужны, а потребуются лишь специальные школы для детей с дефектами развития! В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье учащейся молодежи – это проблема прежде всего педагогическая.
Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века Министерство образования, Правительство принимали меры по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки.
Однако исследования гигиенистов и медиков свидетельствовали о все возрастающей нагрузке учащихся. В то же время следует заметить, что углубленное изучение учебной нагрузки и состояния здоровья учащихся проводились, как правило, в мегаполисах, а для обследования чаще всего выбирались школы с углубленным изучением ряда предметов, лицеи, гимназии.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-шесть предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с расписания уроков.
Мы знаем, что самые продуктивные уроки – со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го и 6-го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Охрана здоровья детей – это приоритетное направление деятельности всего нашего общества, ибо  только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные  знания. Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной  важности, так как оно определяет будущее страны.
В нашей школе обучается 142 учащихся. Из них 80 подвержены тем или иным заболеваниям, а это 60% обучающихся. Результаты мониторинга здоровья свидетельствует о том, что большая часть заболеваний связана с нарушением костно-мышечной системы, пищеварительного тракта, эндокринной системы.
Наша школа участвует в пилотном проекте «Здоровье подрастающего поколения», а это значит, что к нам учителям предъявляются более серьезные требования по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Работать в данном направлении помогают здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Как я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках географии. В  организации и проведении  урока это:
1. Различные виды  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание (доклады, сообщения, описания, стихотворения), рассказ, работа с атласом и контурной картой, ответы на вопросы (специфика предмета позволяет это делать). Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности.
2. Другая сторона использования различных видов деятельности –это применение инновационных педтехнологий. Интерактивные или групповые технологии. При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии. Подростков увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»). Курс «География материков и океанов» в 7 классе предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала. Хорошо планировать уроки - игры на конец недели, когда дети устали. В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия. Для повышения мотивации, особенно в старших классах, подходит метод проектов. Это непростой вид работы, но такой тип проекта как исследовательский часто предполагает проведение работ на местности, что очень важно, учитывая малую подвижность современных детей и ограниченное время нахождения на свежем воздухе. Сюда же относятся инфомационно-комуникационные технологии. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
3. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека, отсюда вытекает проблема гиподинамии. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Проведение экскурсий и практических работ на местности позволяет частично решить эту проблему (в этом тоже специфика предмета). Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Использую физические упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для глаз, релаксацию.
4.Слежу за правильностью осанки учеников. Так как я работаю в среднем и старшем звене, это особенно важно, учитывая, что в подростковом периоде быстрого роста позвоночник не успевает приспособиться к увеличению длины мышц и костей, поэтому у большинства детей происходит нарушение осанки.
5.Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор: наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями – это тот арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровье сбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный   противовес  подкрадывающемуся к школьнику состоянию утомления.
Учащиеся не должны входить в класс со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
6. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д. (изучая ПК лесов говорить о целебных свойствах сосновых лесов и необходимости чаще быть на свежем воздухе, изучая климат, говорить о разнообразных возможностей отдыха в нашей стране – зима-лето, при изучении АПК, почв говорить о правильном питании);
7. К здоровьесберегающим технологиям относятся и технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала (в классе всегда есть ученики, для которых даже обычный пересказ прочитанного становится непосильной задачей, понятно, что задание не может быть для них одинаковым с сильными учениками).
Используя методические рекомендации, требования   стандарта обучения, учитывая  основные положения системы развития  творческих способностей были составлены следующие краткие характеристики-требования для вопросов разного уровня сложности:
I уровень – «называть или показывать». Вопросы, которые задаются учащимся с целью воспроизведения ими знаний в том виде, как они изложены в учебнике или были первоначально раскрыты учителем,  должны помочь выявить умения  ученика:
а) ориентироваться в  географических терминах, связанных с определенной темой и правильно показывать на карте;
б) следовать инструктажу учителя – приводить примеры, то есть  показывать  географическую эрудицию.
II уровень – «определять или измерять». Вопросы и задания, которые  должны выявлять уровень развития практического применения учащимися  знаний  по образцу:
а) умение считывать информацию с карты, простейшие сравнения 2-х объектов;
б)  умение  наблюдать  за явлениями, уметь  объяснять  изменение погоды;
в)  работа со статистическими  материалами, простейшие сравнения.
III уровень – « описывать, фиксировать».  Вопросы и задания, выявляющие готовность применять  имеющиеся знания и умения в конкретных ситуациях и  новых условиях:
а) умение характеризовать  компоненты природы по карте, пользоваться статистическим материалом;
б) умение  грамотно  оформлять работы  в виде  схем, картосхем, таблиц.
IV  уровень – « объяснять, сравнивать». Вопросы  и задания, выявляющие наличие  определенной  взаимосвязи элементов, то есть анализа:
а) умение  пользоваться   комплексом карт;
б) способность анализировать объекты; устанавливать связи для информации;
в) умение делать выбор, приводить  в систему.
V уровень – « прогнозировать и оценивать». Вопросы и задания творческого  характера,  предполагающие умение  объединять элементы в новое  целое:
а) умение сформулировать  проблему;
б) готовность сделать  прогноз по данной  ситуации;
в) применение   умений и знаний для получения  информации.
Развитие творческих  способностей  невозможно без увеличения  доли заданий  IY  и  Y   уровня  сложности.
  8. Еще хочется сказать о дозировании домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Стараюсь по возможности какие-то вопросы из домашнего задания рассмотреть на уроке, поработать над практической частью: с контурной картой, решением географических задач, определением географического положения.

Здоровьесберегающие технологии несут в себе резервы повышения качества образования, т.к. здоровый ребенок наиболее успешен, у него нет пробелов в знаниях по причине болезни, он легко адаптируется к любым условиям. Такой подход даёт положительные результаты. Например, учащиеся выбирают географию для прохождения итоговой аттестации, как в форме независимого оценивания, так и в традиционной форме. В 2012 году выпускники 9 класса успешно сдали ГИА по географии, показав 100% качество знаний.
Также эти технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Рекомендации педагогического совета по “Организации здоровьесберегающей деятельности в школе”:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.