Обучение в сотрудничестве детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка


Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и развития письменной речи в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий обучение в сотрудничестве легко вписывается в учебный процесс и позволяет достигать поставленных любой программой целей по каждому предмету и в частности по русскому языку и развитию письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает практика, при выполнении заданий ученики допускают ошибки и нуждаются в помощи, а учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в классе, но эти ошибки легко исправить, если ученики будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. От твоего успеха зависит успех всей группы и ученик не сможет не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. А вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
«Работа в группах, - говорят мои ученики, - помогает нам учиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни»
На уроках русского языка и развития письменной речи я использую следующие методические приёмы:
- систематическая лексическая работа: слово и его значение, подбор синонимов, антонимов, работа с орфографическим и толковым словарями;
- синтаксическая и стилистическая работа: составление словосочетаний и предложений, анализ текста-образца, творческие разминки « Продолжи фразу», «Определи основной тип высказывания»;
- творческие задания: составление рассказов по плану и опорным словам, написание изложений, сочинений, редактирование текста, составление жизненно востребованных текстов (приглашение, письмо родителям, автобиография, резюме, заявление);
- домашнее задание по новой теме дается в том случае, когда оно становится доступным для выполнения каждым учащимся с ограниченными возможностями здоровья;
- метод проектов (мы заканчиваем краеведческий проект «Известные писатели Тульского края» и составили «Круг чтения» с использованием текстов, взятых из произведений этих авторов;
- взаимодействие и сотрудничество с родителями.
Умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно и даёт определённую положительную динамику:
- учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения;
- ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, например, в таких аспектах, как вопросы экономико-правовой деятельности гражданина: продавец - покупатель, заявитель - исполнитель, работодатель - работник;
- ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями;
- развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
- учащиеся стали активнее вести диалог;
- слабые ученики чувствуют себя увереннее;
- успевающие, помогая своим товарищам понять материал, стали сами лучше его усваивать;
- ученики ведут себя более ответственно, самостоятельно решая небольшие, но актуальные для них задачи.
Таким образом, обучение в сотрудничестве несёт в себе значительный заряд адаптивности детей по отношению к социуму.