Статья «Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка»


Романова Татьяна Митрофановна,
МБОУ гимназия № 7 им. Воронцова В.М. г. Воронежа
СТАТЬЯ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Управление учебным процессом – «это сложная открытая система, в которой взаимосвязаны и взаимозависимы деятельность педагога и обучаемых, а также реализация теоретических положений методики преподавания и многочисленных средств обучения. Эта система находится в непрерывном движении, в развитии; ее характеризует неуклонное движение вперед, что ведет к закономерному отрицанию всего того, что для заданных условий становится неэффективным, что ведет к застою в науке и практике преподавания» М.В. Ляховицкий.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике обучения иностранным языкам. Передовые изменения в структуре и содержании образования, вызванные вхождением России в мировое образовательное пространство, поставили перед каждым педагогом объективную задачу активного освоения и внедрения новых методов и образовательных технологий в обучении.
Восточная мудрость гласит: «Если хочешь помочь голодному, не давай ему рыбы, дай ему удочку».
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как «идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности».
Главной идеей и основными принципами обучения в сотрудничестве (cooperative learning -учиться вместе) является: взаимозависимость всех членов группы; личная ответственность и равная доля участия каждого; рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
Рассмотрим применение метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка. Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Самостоятельная совместная деятельность учащихся является приоритетной формой работы на занятии.
Чрезвычайно важна правильная организация пространства. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того, чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить их вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.
Общий алгоритм применения методики работы в малых группах на этапе первичного закрепления нового материала (формирование ориентировочной основы действий) предусматривает:
1. Учитель объясняет новый материал.
2. Каждая группа получает комплект заданий, необходимые опоры на закрепление введенного материала.
Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу, и объявляется общая оценка группе.
Учитель также может дать задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики в группе обращаются за разъяснениями к сильным.
Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем проверяется и обсуждается всей группой) или в парах (в этом случае можно использовать специальные упражнения с ключом, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).
3. Затем ученик (из любой группы) показывает результаты работы и объясняет, почему задание выполнено именно так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учащихся по усвоению нового материала.
Таким же образом метод сотрудничества можно использовать при проверке домашнего задания, при выполнении заданий по тексту для чтения, лексических и грамматических заданий, при подготовке к тесту или контрольной работе, а также на обобщающих уроках.
Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм (brainstorming) –- метод генерации идей путем коллективного обсуждения проблем при полной свободе выдвижения вариантов решения. Рассмотрим прохождение темы «The Universal Declaration of human rights (Всеобщая декларация прав человека)» по учебнику Биболетовой М.З. “Enjoy English” в 9 классе.
В начале урока учитель сообщает тему занятия и ставит перед обучаемыми проблемную задачу: The theme of our lesson is the Universal Declaration of Human Rights. As you guess, today we shall speak about the Universal Declaration of Human Rights adopted by the United General Assembly, on the 10th of December,1948 at the Palais de Chaillot in Paris.
At the end of the lesson you have to answer the following questions:
Вопросы Примерные ответы учащихся
What is The Declaration of Human Rights? …a document written by the United Nations which states that all people in the world have certain rights.
What human rights do you know?
Every person has the right to speak freely.
Every person has the right to get an education.
Every person should have the right to decide whom to marry.
to choose the work you like
to choose the climate you want to live in
to be equal with other people
to get a driving license at the age of 14
to know what your rights are
to be protected against religious discrimination
to be protected against strict teachers
Why are they important? The list of human rights includes protection against cruel punishment and protection against racial, ethnic, sexual, and religious discrimination.
(Вопросы написаны на доске или используется презентация Power Point)
Обучаемым задается вопрос – Какова была тема наших последних занятий? Учащиеся отвечают… Как вы помните, мы разговаривали о конфликтах между людьми и странами, об их причинах и путях их разрешения. Вот еще несколько вопросов:
What do you think is it possible to prevent all conflicts?
How can people resolve conflicts?
What should people understand if they want to prevent war?
Is it important to be tolerant?
How can we build peace in the world?
Why do conflicts happen in the world?
Why do political parties and states have conflicts?
What can different conflicts lead to?
What can we do about conflicts?
(На занятии используется мультимедиа, учащиеся работают в парах или в группах)
Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучаемых, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Особо следует отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширить свой кругозор, овладеть новыми знаниями по изучаемой теме.
Обучаемым не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые они получают, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках.
Таким образом, метод обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка способствует более активному усвоению языкового материала, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучаемых, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении и реализовать цели обучения на основе новых подходов к образованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо. // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5.
Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Минобразования России № 1809 от 05.03.2004 г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обученияПрименение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе - [электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.hse.ru/data/2012/07/05/1254222952/книга.pdfПримерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. –
М. : АСТ. Астрель, 2004.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ. Астрель, 2004.
http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/workshop/seminars/ -
training_personality/training_cooperation.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Enjoy English», 9 класс, М: Титул, 2011 год.