Творческая деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и методы её активизации.


Карева Инна Николаевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамак
Творческая деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и методы её активизации
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Именно поэтому в условиях гуманизации образовательного процесса особое внимание следует уделять активизации, повышению познавательной и творческой активности школьников. У ребёнка будут формироваться устойчивые познавательные мотивы, т. е. желание учиться, постигая и узнавая новое, только в том случае, если учитель использует на уроке новые приёмы и формы организации образовательной деятельности. Безусловно, это требует от педагога хорошего знания методики преподавания того или иного предмета и стремления изучать новейшие достижения педагогической науки и опыт передовых учителей. Необходимо внедрять в собственную практику новые технологии в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Если это делается умело, то у учащихся формируются устойчивые познавательные мотивы и высокий уровень творческой активности, что в свою очередь ведёт к развитию личности ребёнка.
Каким же образом можно активизировать познавательную и творческую активность школьников на уроках русского языка и литературы? Во–первых, это использование на занятиях различных образовательных технологий. В среднем звене достаточно обращаться к отдельным элементам новых технологий. Это могут быть элементы развивающего, проблемного обучения или обращение к игровым и групповым технологиям. В старших классах учитель может обратиться к интегральным технологиям. В рамках блочной системы возможно использование модульной технологии, когда даётся общий для всех лекционный модуль, а практический – дифференцированный, индивидуальный для каждого. Во-вторых, педагог должен предлагать учащимся нестандартные задания, которые не только формируют практические умения и навыки, но и учат детей общаться, воспитывают в них различные человеческие качества. Например, на уроках литературы школьники с удовольствием инсценируют отрывки из художественных произведений, создают иллюстрации, пишут письма авторам и даже принимают участие в создании своеобразных пособий на изучаемую тему.
На уроках русского языка активизировать познавательную активность могут задания, дающие возможность школьнику самостоятельно работать над изученным и развивать творческие способности. Так лучше усваивается учебный материал, у детей появляется желание узнать на уроке что-то новое, самостоятельно решить поставленные проблемы. Задания предлагаются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сложности изучаемого материала, уровня подготовленности класса.
1. Написание сказки. Задание, интересное детям любого возраста, должно отражать основные особенности изучаемого. Темы связаны с усвоением теоретического материала («Как Члены предложения стали Главными и Второстепенными») и с изучением орфографических и пунктуационных правил («Сказка о прилагательных – исключениях»).
2. Составление кроссвордов по основным понятиям, изученным в теме. Это достаточно распространённый вид работы, но он нравится школьникам, тем более что отгадывать кроссворды, составленные одноклассниками, интереснее, чем взятые из книг.
3. «Рисование» изучаемого понятия. Этот вид работы можно предложить при усвоении лексикологии и фразеологии.
4. Написание сочинения на грамматическую тему. Например, «Имя существительное как часть речи», «Грамматические признаки глагола», «Односоставные предложения» и другие. Жанры подобных сочинений разнообразны: сказка, басня, стихотворение, научное сообщение и т. д.
5. Творческие отчёты. В отличие от предыдущего, это итоговое задание, предполагающее систематизацию и обобщение изученного ранее («Что нового я узнал о словосочетании в 8 классе?» и т. п.)
6. Подбор примеров к изучаемым грамматическим понятиям из художественных произведений, знакомых по урокам литературы.
7. Составление предложений, написание сочинений – миниатюр по произведениям живописи. Например, при изучении имени прилагательного мы даём учащимся задание подобрать слова различных тематических групп, опираясь на какое-либо произведение живописи.
8. Составление карточки, в которую можно включать ребусы, кроссворды, тесты и другие задания. Оценить можно составленную карточку, затем предложить учащимся обменяться своими карточками и выполнить предлагаемые одноклассниками задания.
9. Составление опорных конспектов. Такой вид работы даёт возможность учащимся творчески подойти к теоретическому материалу. Конспекты составляются индивидуально, в парах и в группах.
10. Научное исследование. Данное задание предлагается отдельным учащимся, интересующимся русским языком. «Маленькими учёными» школьники могут почувствовать себя уже в начальной школе, но в среднем и старшем звене к такому виду работы они подходят более осознанно. Мы стараемся находить для научных исследований оригинальные темы, например: «Язык рекламы: окказионализмы и способы их образования», «Многозначность в языке рекламы», «Жаргонная компьютерная лексика» и др.
Безусловно, какие-то из предложенных заданий школьникам нравятся больше, какие-то создают некоторые трудности. Но, стараясь что-то сочинить, найти, подобрать, ребята начинают понимать, насколько русский язык интересен и богат и насколько важным является умение пользоваться его богатствами. Творческая деятельность при этом выступает как фактор развития личности учащихся.
Таким образом, познавательная и творческая активность школьников будет повышаться только в том случае, если ученик постоянно вовлекается в учебный процесс как полноправный его участник, а учитель использует в своей практике новые технологии и имеет собственную систему приёмов и форм организации образовательной деятельности.