Методическая разработка обучения двигательному действию. Попеременно двухшажный ход.

Методическая разработка обучения двигательному действию.
Попеременно двухшажный ход.
1. Общая характеристика изучаемого упражнения. Попеременно двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны при хороших и отличных условиях скольжения и сцепление лыж со снегом.
2. Описание техники выполнения. 1. Начало первой фазы свободного скольжения. Закончен толчок правой, лыжа отрывается от снега. Лыжник переходит к одноопорному скольжению на левой лыже, голень левой ноги в момент окончания толчка правой и начала скольжения находится в вертикальном положении. Толчок направлен по прямой линии – туловище и правая нога. Правая рука выносит палки вперед. 2-3. Скольжение на левой лыже, правя нога расслаблена и движется назад - вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по – прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. 4-6. Продолжается одноопорное скольжение на левой ноге. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условие для последующего махового выноса ее вперед. 7. Свободное скольжение закончено, начало махового выноса правой ноги вперед. Правая палка ставится на снег, а левая начинает выносится вперед. 8. Начало толчка почти выпрямленной правой рукой. Палка находится под углом – это позволяет сразу начать эффективное отталкивание. 9-13. Скольжение с опорой на палки. 14. Момент окончания скольжения с выпрямлением ноги. 15-16. Правая нога поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. 17-18. Продолжается отталкивание левой ногой с выпрямлением в коленном суставе и загрузка маховой ноги. 19. Продолжается толчок левой ногой. 20. Закончен толчок ногой, его направление по линии голень – бедро – туловище вызывает движение тела вперед-назад и сохранение скорости движения в фазе одноопорного скольжения.
3. Типичные ошибки, которые могут возникнуть при обучении:
- неправильное понимание или неточное представление какого-либо движения.
- недостаточная физическая подготовленность лыжника.
- передвижение на прямых ногах.
- двухопорное скольжение.
- неправильное направление отталкивания ногой
- вынос маховой ноги с согнутом положении.
- прямое положения туловища.
- незаконченное отталкивание ногой.
- торопливость.

4. Методика обучения:

Первый этап обучения – начальное разучивание «попеременно двухшажного хода».

Задачи:

1. Умение воспроизводить технику «попеременно двухшажного хода» в общей грубой форме.
а) создать общее представления о технике «попеременно двухшажного хода».
б) сформировать общий вид выполнение «попеременно двухшажного хода».
в) предупредить или устранить ненужную искаженную технику.

Основные методы и методические приёмы обучения.

Методы:
- словесный метод (через объяснение);
- наглядный метод (через показ учителя);
- метод целостного разучивания упражнения.


Средства обучения (упражнения):

Выполняется упражнения:
Освоение основной стойке лыжника.
-- многократное выполнение стойки лыжника.
-- то же, но с попеременными движениями руками с стойке лыжника.
Стойка на одной ноге и на лыжах с сохранением посадки.
То же, но с выносом разноименной руки вперед и отведением ноги назад - вверх.
Изучение отталкиванием ногой
-- передвижение скользящим шагом по лыжне без палок под уклон.
-- передвижение скользящим шагом по лыжне без палок на равнине
-- многократное отталкивание одной лыже и скольжение на другой.

Основные действия учителя и ученика на первом этапе. Ученик внимательно слушает, смотрит и выполняет задания учителя.

Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательного действия «попеременно двухшажного хода».
Задачи: уточнить умение, переход в навык.

а) углубить понимание закономерности движения.
б) уточнить технику «попеременно двухшажного хода» по её пространственно-временной и динамической характеристикой, соответствие с индивидуальными особенностями.
в) усовершенствовать ритм движения, добиться свободного и слитного выполнения.

Методы и методические приёмы обучения:
Словесный метод;
Наглядный метод;
Целостный метод;
Игровой метод;
Метод поощрения;
Метод индивидуализации.

Средства обучения:
Прохождение заданной дистанции с заданием:
--пойти отрезок попеременно двухшажным ходом.
--эстафеты и игры на лыжах. «Кто быстрее», «Встречная эстафета».

Деятельность учителя складывается из следующего: уточнить технику «одновременного бесшажного хода».

Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

Задачи:

а) расширить диапазон вариативности техники «попеременно двухшажного хода» в различных условиях, при максимальном проявлении качеств.
б) завершить индивидуализации техники «попеременно двухшажного хода».

Методы и методические приёмы:
Целостный метод;
Игровой метод;
Наглядный метод;
Метод поощрения;
Словесный метод.

Средства обучения:
Прохождение по дистанции «попеременно двухшажным ходом».
Прохождение по дистанции «попеременно двухшажным ходом» на скорость.

Роль учителя: учитель выполняет контроль, завершает индивидуализацию техники движения, ставит оценку за технику выполнения «попеременно двухшажным ходом».

15