Доклад Объем и интенсивность физической нагрузки для расширения функциональных возможностей растущего организма


Объём и интенсивность физической нагрузки для расширения функциональных возможностей растущего организма.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, уровень физической подготовленности, объём и интенсивность, физическая нагрузка, уровень физического развития.
Аннотация. В статье раскрывается опыт применения в практической деятельности мониторинга развития физических качеств учащихся ГБОУ «Лозовская специальная школа-интернат» Республики Крым, осуществляемого на основе подбора физических упражнений.
Key words: callisthenics, physical quality, level of callisthenics, size and intensity, physical stress, level of physical progress.
Annotation. In the article the experience of the application in practical activities of monitoring development of physical quality of pupils of GBOU «"Lozovskaya special boarding school» of the Republic of Crimea are disclose, which is carried out on the basis of selection of physical exercises.
Здоровье любого человека закладывается в детстве, а за последние годы у наших юных соотечественников, говоря языком специалистов, оно не имеет тенденции к улучшению. Анализируя причины негативной динамики, нельзя игнорировать способы жизни, от которых на 50% зависит состояние здоровья детей и молодежи. Многие дети занимаются только полчаса – час в неделю физкультурой.
Укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из актуальных государственных задач сегодня. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент здоровья личности. Реформирование образования сопровождается интенсификацией образовательного процесса, использованием новых технологий, существенным потоком информации, часто ухудшением гигиенических норм и правил организации обучения. Это обостряет разницу между такой приоритетной ценностью, как здоровье молодежи и отсутствием условий, нужных для формирования этой ценности. Но задачей общего среднего образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся. Однако реализация содержания принятых программ не дает возможности сохранить на должном уровне физическое развитие учащихся. Об этом говорит ухудшение состояния здоровья, снижение уровня физической активности детей. Поэтому актуальной остается проблема усовершенствования личности способами физического воспитания.
Сегодня перед нами, учителями физического воспитания, стоит проблема – сделать физическое воспитание процессом беспрерывных действий. Даже в течение такого короткого времени, как суточный цикл. А наша школа-интернат (ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат») имеет для этого все возможности, учитывая режим дня интерната и контроль за выполнением любых физических упражнений в свободное от учебы время. Это означает, что учитель не имеет права ограничивать свою деятельность эпизодическими способами по физическому воспитанию или только время от времени привлекать к этому процессу других.
Принцип всестороннего и гармоничного развития детского организма предусматривает обеспечение планомерного и целенаправленного развития всех его органов, систем и физических качеств личности. Правильное физическое воспитание во многом способствует полноценному психическому развитию ребенка и совершенствованию его двигательных функций, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.
Физическое совершенство характеризуется состоянием здоровья и общим развитием ребенка, которому принадлежат развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, общий уровень трудоспособности. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями развиваются скорость, скоростно-силовые качества, сила, выносливость, гибкость, ловкость. Усовершенствуются формы, строение и функции тела ребенка, его отдельные органы и системы (увеличивается масса легких, их дыхательный объем и жизненная емкость, увеличивается мышечная масса и объем сердца и др.).
Основными способами развития физических качеств являются физические упражнения, их число велико. Известно несколько их классификаций по разным принципам. Одна из таких классификаций – группирование по физическим качествам, которые поддаются обучению. Соответственно ему, выделяют: скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки, метание), упражнения на координацию (гимнастика, акробатика) и др.
Главным направлением нашей работы является повышение физической подготовленности учащихся школы-интерната. Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и развитием основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его нужно измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.
Объем и интенсивность довольно сложная методическая категория и в практической реализации требует обоснованной оценки при ее планировании и учете.
Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека.
Проблема адаптации ребенка к большим тренировочно-соревновательным нагрузкам представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как связь между состоянием учащегося и задаваемой нагрузкой - один из важных моментов планирования занятий. При этом сам фактор величины нагрузки является нерешающим, главное - степень ее соответствия состоянию организма и уровню его подготовленности. Физическое перенапряжение развивается в тех случаях, когда тренировочная нагрузка превышает функциональные возможности организма. Нагрузки выше оптимального уровня становятся чрезмерными и являются причиной возникновения различных патологических изменений в организме от перенапряжения как физического, так и эмоционального. Нельзя не видеть, что вектор педагогических воздействий направлен на изменение физического потенциала ребенка и подростка, то есть на биологическую сторону его сущности. Поэтому без системы контроля, обеспечивающей оценку изменения физического состояния, невозможно правильно спланировать и провести педагогический процесс повышения тренированности.
Содействие гармоничному физическому развитию, воспитание основных физических качеств должны осуществляться с начальных классов, однако выполнение упражнений для развития физических качеств, требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и контроля за реакцией организма.
В процессе работы над проблемной темой нами обозначены такие задачи развития физических качеств как части личного усовершенствования учащихся:
- уяснение ребенком своих возможностей и способностей, которые происходят в процессе самопознания через самоанализ и самооценку;
- формирование волевых качеств целеустремленности, настойчивости, самообладания и саморегуляции;
- реализация принципов личностно-ориентированного подхода к обучению, развитию и содержанию личности каждого.
Для улучшения физического и психологического состояния учащихся в проведении эксперимента была поставлена цель и определены задачи.
Цель: Изучение функционального состояния и физической подготовленности учащихся школы-интерната при определенном повышении физической нагрузки.
Задачи эксперимента:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Определить показатели физического развития и физической подготовленности учащихся.
3. Определить взаимосвязь между физической нагрузкой и физической подготовленностью учащихся.
4. Разработать результаты мониторинга физической подготовленности учащихся за 2015-2016г.г.
Методы и организация эксперимента: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Поставленные цель и задачи эксперимента определили последовательность проведения всех работ по этапам.
Первый этап был посвящен анализу и обсуждению литературных источников, а также опросу учащихся 12-13 лет с целью определения отношения учащихся к здоровому образу жизни. Диагностика показала, что у большинства учащихся ценность здоровья невысока. Соблюдение здорового образа жизни они считают бесполезной тратой времени. Однако им хочется хорошо выглядеть, но что-нибудь сделать для этого им лень. Вредные привычки им кажутся не такие уж вредными, а наоборот – привлекательными.
На втором этапе проведен фактический эксперимент: изучены функциональное состояние и морально-функциональные показатели отдельной группы детей с апреля 2015г. по сентябрь 2016года.
Таблица функционального состояния учащихся (проба Руфье)
№п/п Фамилия, имя
Октябрь 2015г. Апрель 2016г. Сентябрь 2016г.
1.
Авруцкий Валерий 7,6 7,6 6,4
2.
Геруцкая Дарья 13,6 13,6 13,0
3.
Бондарец Александр 13,6 11,6 12,0
4.
Белячков Александр 7,0 7,0 5,8
5.
Гавриков Денис 8,2 10,0 5,8
6.
Кузнецова Оксана 10,6 10,6 7,0
7.
Лисятин Владимир 18,2 13,0 8,2
8.
Сериков Виктор 8,2 7,6 7,6
9.
Купша Александр 13,6 13,6 13,0
10.
Ревеко Артур 11,8 11,8 8,2
11.
Ямковой Игорь 10,0 9,8 9,8
Учитывая функциональное состояние учащихся, был определен уровень физического развития учащихся.
Таблица уровня физического развития учащихся за октябрь 2015г.
№п/п Фамилия, имя рост вес Окр.гр. клетки
Обхв. таз. пояса Обхват талии
1. Авруцкий Валерий
143 32,5 71,5 71 64,0
2. Геруцкая Дарья
140 26,8 62,5 68,3 54,5
3. Бондарец Алекс-р
145 38,0 71,0 80,0 62,5
4. Белячков Александр
136 29,0 67,0 65,5 59,0
5. Гавриков Денис
144 37,6 68,5 72,0 61,0
6. Кузнецова Оксана
140,5 32,4 65,0 70,0 57,0
7. Лисятин Владимир
140 34,9 68,0 76,5 60,2
8. Сериков Виктор
160 43,1 78,0 81,0 68,0
9. Купша Александр
143 32,0 65,5 71,0 58,5
10. Ревеко Артур
140 33,4 68,0 70,0 60,0
11. Ямковой Игорь
142 32,0 66,0 71,2 60,5
Учитывая вышеизложенное, мы выбрали средний вариант физической нагрузки для развития силы ребят школы-интерната.
Параллельно была предложена серия упражнений на развитие силы ног и рук, а именно сгибание – разгибание рук в упоре лежа на полу и приседание (в количестве 20 раз). Физические упражнения были выполнены на каждом уроке в конце разминки и в конце основной части урока. Эти же упражнения ребята выполняли на третьем часе самоподготовки под руководством воспитателя, имеющего физкультурное образование. Эксперимент продолжался один год с октября 2015 по сентябрь 2016. И был направлен на повышение двигательной активности с целью улучшения психофизического развития, физической подготовленности и состояния здоровья в целом.
Таблица уровня физического развития учащихся за апрель 2016г.
№п/п Фамилия, имя
рост вес Окр.гр. клетки
Обхв. таз. пояса Обхват талии
1. Авруцкий Валерий
149 34 72 78 63
2. Геруцкая Дарья
143 28 62 72 55
3. Бондарец Алекс-р
149 39,5 73 82 63
4. Белячков Александр
138 29,8 65 69 57
5. Гавриков Денис
144 38 75 81 63
6. Кузнецова Оксана
142 33 70 65 60
7. Лисятин Владимир
165 45 76 83 64
8. Сериков Виктор
146,6 35 70 80 62
9. Купша Александр
146 45 76 83 64
10. Ревеко Артур
142 36 73 75 60
11. Ямковой Игорь
141 33 69 74 60
Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья учащихся.
Таблица уровня физического развития учащихся за октябрь 2016г.
№п/п Фамилия, имя
рост вес Окр.гр. клетки
Обхв. таз. пояса Обхват талии
1. Авруцкий Валерий
151 42 74 77 65
2. Геруцкая Дарья
145 31 66 69 55
3. Бондарец Алекс-р
163 50 70 82 64
4. Белячков Александр
143 34 70 69 60
5. Гавриков Денис
156 46 77 80 63
6. Кузнецова Оксана
155 40 75 77 62
7. Лисятин Владимир
168 56 84 85 69
8. Сериков Виктор
149 39 71 76 63
9. Купша Александр
152 36 66 73 59
10. Ревеко Артур
155 42 73 76 61
11. Ямковой Игорь
146 36 69 74 61

Интенсивность физической нагрузки, это показатель трудности (тяжести) выполняемой физической работы. Выражается в рабочих весах. При этом помимо веса снаряда, для уменьшения или увеличения интенсивности можно изменять скорость выполнения движений, время отдыха во время тренировки или использовать более тяжёлые упражнения.
Повышение интенсивности, как правило, является обязательным условием достижения запланированного результата, и часто, возможно только при снижении объёма выполняемой работы. При этом не важно, ставите вы цель похудеть, увеличить мышечный объём или развить силу.
Одним из условий планирования физической нагрузки является её циклирование. Циклы с большими объёмами и низкой интенсивностью необходимо сочетать с циклами, в которых объём работы меньше, но интенсивность высокая. Учитывая все условия, в результате выявлен значительный прирост уровня физической подготовленности, как в отдельных тестах, так и в показателях физического развития.
Таблица уровня физической подготовленности учащихся за октябрь 2015г.
№п/п Фамилия, имя
Бег 60м. Челночн.бег
3*10м. Прыжки в дл.с места подтягивание
1. Авруцкий Валерий
Высок. Высок. Дост. Средн.
2. Геруцкая Дарья
Высок. Высок. Низк. Низк.
3. Бондарец Алекс-р
Высок. Дост. Дост. Низк.
4. Белячков Александр
Высок. Высок. Дост. Дост.
5. Гавриков Денис
Высок. Высок. Дост. Высок.
6. Кузнецова Оксана
Высок. Дост. Дост. Низк.
7. Лисятин Владимир
Высок. Дост. Средн. Средн.
8. Сериков Виктор
Высок. Дост. Дост. Высок.
9. Купша Александр
Высок. Дост. Дост. Низк.
10. Ревеко Артур
Высок. Дост. Средн. Низк.
11. Ямковой Игорь
Высок. Низк. Дост. Низк.
Используемые до сих пор в практике методы нормирования физических нагрузок основываются на интуиции учителя физкультуры и его индивидуальном педагогическом опыте, что далеко не всегда приводит к позитивному результату. Слова о том, что нагрузки должны быть "доступны", "оптимальны" и т.д., лишены конкретного смысла, когда предварительное планирование с указанием для всего класса конкретных количественных показателей не базируется на индивидуальных функциональных показателях учеников. Очевидно, что в этом случае одни и те же физические нагрузки для одних учеников будут низкими, а для других - высокими. В первом случае положительный эффект будет отсутствовать, а во втором может быть получен негативный результат. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо учащегося бледнеет или краснеет, с его лба струится обильный пот, у него появляется отдышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к занятию.
Таблица уровня физической подготовленности учащихся за апрель 2016 г.
№п/п Фамилия, имя
Бег 60м. Челночн.бег
3*10м. Прыжки в дл.с места подтягивание
1. Авруцкий Валерий
Высок. Низк. Высок. Дост.
2. Геруцкая Дарья
Высок. Высок. Высок. Средн.
3. Бондарец Алекс-р
Высок. Высок. Высок. Средн.
4. Белячков Александр
Высок. Высок. Высок. Высок.
5. Гавриков Денис
Высок. Высок. Высок. Дост.
6. Кузнецова Оксана
Высок. Высок. Дост. Дост.
7. Лисятин Владимир
Высок. Высок. Высок. Дост.
8. Сериков Виктор
Высок. Дост. Средн. Высок.
9. Купша Александр
Высок. Высок. Дост. Низк.
10. Ревеко Артур
Высок. Высок. Средн. Высок.
11. Ямковой Игорь
Высок. Высок. Дост. Дост.
Объём физической нагрузки, это суммарное количество выполненной физической работы за одно занятие или тренировочный цикл. Выражается в количестве упражнений, подходов и повторений, а также расстоянии, времени выполнения упражнений и количестве тренировочных дней.
Постепенное нарастание объёма физической нагрузки может иметь место у тех, кто только начинает заниматься, а также у людей имеющих большой опыт спортивных занятий, после продолжительного активного отдыха, когда начинается новый тренировочный цикл.
Таблица уровня физической подготовленности учащихся за октябрь 2016 г.
№п/п Фамилия, имя
Бег 60м. Челночн.бег
3*10м. Прыжки в дл.с места подтягивание
1. Авруцкий Валерий
Высок. Дост. Средн. Высок.
2. Геруцкая Дарья
Высок. Высок. Высок. Дост.
3. Бондарец Алекс-р
Высок. Высок. Высок. Дост.
4. Белячков Александр
Высок. Высок. Высок. Высок.
5. Гавриков Денис
Высок. Высок. Высок. Высок.
6. Кузнецова Оксана
Высок. Высок. Высок. Высок.
7. Лисятин Владимир
Высок. Высок. Высок. Дост.
8. Сериков Виктор
Высок. Высок. Высок. Высок.
9. Купша Александр
Высок. Дост. Высок. Низк.
10. Ревеко Артур
Дост. Дост. Дост. Высок.
11. Ямковой Игорь
Высок. Средн. Средн. Дост.
Из таблиц видно, что выросло количество учащихся, которые имеют достаточный и высокий уровень физической подготовленности в сравнении с прошлым годом. По результатам мониторинга физического развития учащихся за 2015 – 2016 г. уровень физической подготовленности изменился в сторону улучшения.
Динамика развития физических качеств учащихся за октябрь 2015 г.

Динамика развития физических качеств учащихся за апрель 2016 г.

Динамика развития физических качеств учащихся за октябрь 2016 г.

Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями вносят существенный вклад и в физическое развитие подростков. Они способствуют общему физическому развитию, росту силы мышц и подвижности, развитию системы дыхания, увеличению жизненной ёмкости легких, развитию сердечнососудистой системы, повышению экономичности кислородных режимов организма.
Наибольшие изменения в улучшении таких тестов как ловкость, прыгучесть и сила:
Прыгучесть

Сила

Полученные данные свидетельствуют про позитивное влияние серии упражнений на развитие физических качеств в физическом воспитании учащихся нашей школы-интерната для детей с общим недоразвитием речи.
Регулярный мониторинг дает возможность обеспечивать постоянный контроль за изменениями физического состояния учащихся, диагностику их состояния и вносить коррективы в процесс воспитания гармонично развитой личности. Такой подход помогает изменить отношение учащихся к своему здоровью, сформировать устойчивую установку на здоровый образ жизни, показать значение самого человека, его сознания и мышления в достижении гармонии между телом и духом.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Практический материал помогает создать на организованных занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.
Таким образом, ребенок, имеющий общие нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей.
Л.В. Подрядова
Учитель физической культуры,
ГБОУ «Лозовская специальная школа-интернат»
Республика Крым.
Литература:
1. Вайнабаум Я.С. «Дозирование физических нагрузок школьников» - К. «Вища школа», 1977г.
2. Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры, под редакцией В.М. Смолевского,М: ФиС, 1987г.
3. Ефремова Е.В., Грязнов В.Б. Выносливость и ее совершенствование на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 2014. №1. С.27-28.
4. Киселев П.А. Справочник учителя физической культуры/ П.А. Киселев, С.Б. Киселева. Волгоград: Учитель, 2011г.251с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд.-М. Издательский центр «Академия», 2001г.
lefttop

lefttop