Использование здоровьесберегающих дидактических игр на различных этапах урока

Здоровьесберегающая игра: функции, методика применения


Теоретические основы вопроса
Здоровьесберегающая игра – вид деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья.
По области деятельности, здоровьесберегающая игра может быть подвижной, сюжетно-ролевой и дидактической (в основе – классификация О.С. Газмана).
Основными функциями здоровьесберегающей игры являются: релаксационная, психотерапевтическая, психотехническая, развлекательная, мотивационно-побудительная, которые подробно рассмотрены в Таблице 1.

Таблица 1. - Функции здоровьесберегающей игры
Функция
Определение

Мотивационно-побудительная
Мотивация и стимулирование учебной и познавательной деятельности учащихся.

Психотерапевтическая
Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Релаксационная
Снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.

Психотехническая
Формирование навыков подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.

Развлекательная
Формирование положительного отношения к обучению


Основные функции здоровьесберегающей игры подразделяются на две группы: оздоровительные (психотерапевтическая и психотехническая) и содействующие сохранению здоровья (релаксационная и мотивационно-побудительная).
В основе методики применения здоровьесберегающих игр на уроках в начальной школе лежат периоды работоспособности человека и в первую очередь младшего школьника.
Работоспособность человека может быть подразделена на четыре этапа: этап врабатывания, этап устойчивой работоспособности, этап предутомления или неустойчивой работоспособности и период утомления. Анализ психолого-педагогической литературы и результатов диагностики методами наблюдения, корректурной пробы и экспертной оценки выявил периоды наиболее критичные для возникновения утомления (Таблица 2).

Таблица 2. – Периоды возникновения утомляемости
Периоды / учебный процесс
Время
Урок

Врабатывание
Первые 3-5 минут
1 урок

Устойчивая работоспособность
Первые 13-18 минут урока
2-3 урок


Неустойчивая работоспособность или предутомление
После 18-й минуты
3-5 уроки


Наиболее уязвимыми с точки зрения возникновения предутомления являются этап «врабатывания», если на данном этапе не будут проведены вспомогательные мероприятия, то этап устойчивой работоспособности сократится, и этап «предутомления».
Выявленная проблемная зона стала толчком для разработки методики, позволяющей ее нивелировать. «Игра – залог здоровья» - методика, целью которой является сохранение и укрепление здоровья младших школьников при помощи здоровьесберегающих игр. В ее основу легла игра как педагогическая технология, соответствующая возрастным особенностям младших школьников и позволяющая ненавязчиво, но эффективно проводить коррекционную и профилактическую работу.
Основная задача использования здоровьесберегающих игр – не достичь этапа утомления. Поэтому, на каждом этапе работоспособности используются только определенные типы игр, позволяющие оставаться младшему школьнику на этапе устойчивой работоспособности. Обзорная схема применения игровых здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе представлена на Рисунке 1.














Рисунок 1. – Здоровьесберегающая игра: функции, игровые формы, педагогические условия применения

Практические возможности методики
Когда данная методика проходила апробацию на уровне педагогического коллектива нашей школы, был разработан алгоритм, который позволил осознать, как необходимо применять здоровьесберегающие игры в учебно-воспитательном процессе.
Приведем пример своеобразной памятки:
Первый урок. В начале урока проводим дидактическую или двигательно-речевую игру, потому что это этап врабатывания. Не давать новый материал в начале урока.
Пример здоровьесберегающей игры:
«Грустный человечек» - дидактическая игра
К нам на урок пришёл грустный человечек, давайте ему поможем, развеселим его.







Что здесь зашифровано?
Следующий критический момент урока – 18 минута – этап предутомления. Действия педагога – применить двигательно-речевую или профилактическую игру.
Пример здоровьесберегающей игры:
Игра «Солнышко» - игра для профилактики нарушений осанки
Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Второй урок – лучший с точки зрения работоспособности. Много времени на врабатывание тратить не нужно. Достаточно организационного момента. Критический момент урока – 18 минута – этап предутомления. Наши действия – применить двигательно-речевую или профилактическую игру.
Пример здоровьесберегающей игры:
«Дождик» - двигательно-речевая игра на предупреждение утомляемости
Дети произносят стихи, слова «кап – кап» сопровождаются постукиванием пальчиков.
Дождик песенку поет: кап - кап...
Только кто ее поймет, - кап - кап?
Не пойму ни я, ни ты, (кап - кап)
Да зато поймут цветы (кап - кап)
И весенняя листва, (кап - кап)
И зеленая трава... (кап - кап).
Б. Заходер
Третий урок начало этапа предутомления. Новый материал дается в начале урока. На 18 минуте только релаксирующее упражнение.
Примеры здоровьесберегающих игр:
«Лесорубы» - релаксационное упражнение.
Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
«Воронята в гнезде» - пластический этюд.
Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!». Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление).
Четвертый и последующий уроки. Схема планирования урока аналогична третьему уроку. Педагогу необходимо максимально увеличить режим динамических поз.
В ходе эксперимента было выявлено, что больший эффект в восстановлении работоспособности наблюдается при проведении двигательных игр различной интенсивности, в этом случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстанавливаются практически полностью.

 Под методикой в образовании обычно понимается описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.











15