Использование ИКТ на различных этапах урока


КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования и акимата Алтынсаринского района».
Использование ИКТ на различных этапах урока
Шевченко Елена Владимировна
Силантьевская средняя школа
Использование ИКТ на различных этапах урока.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках, через работу с мультимедийными энциклопедиями, а так же как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. В своей работе я использую, как созданные мной лично, так и готовые презентации, но адаптированные под мой класс.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
При этом необходимо учитывать: соответствие презентации целям и задачам данного урока, время и место каждого отдельного слайда; информация должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;Владение мультимедиа технологией важнейшая особенность, которой в том, что она помогает мне значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. А для современного ученика применение мультимедиа в учебной деятельности выглядит вполне естественным. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
-источник информации;
-повышают степень наглядности;
-организуют и направляют восприятие;
-наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
-создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
-это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Информационные технологии, открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:
− Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;
− Как источник дополнительной информации по предметам;
− Как способ самообразования учителя и учащихся;
-Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
В нашей школе есть возможность проведения уроков с использование интерактивной доски. Практически ежедневно на своих уроках я использую интерактивную доску. Я считаю, что при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет следующих возможностей:
-инновационная наглядность изучаемого материала ;-возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;
-возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования и виртуального эксперимента;
-повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебных предметов; Интерактивная доска позволяет мне ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Каждому интересно потрогать «умную» доску, перетащить рисунок с места на место, закрыть пальчиком файл, провести линию. А сделать это можно, только отвечая на вопрос учителя, решая ту или иную учебную задачу, поэтому все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя. К преимуществам использования интерактивных досок можно также отнести то, что я могу располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке. Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.


При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:
-ресурсы Интернет
-электронные энциклопедии.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:
-в составлении кроссворда, ребуса по теме,
-в подготовке различных творческих сообщений;
-в изготовлении презентаций и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
-повышает качество знаний
-продвигает ребенка в общем развитии
-помогает преодолеть трудности
-вносит радость в жизнь ребенка
-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам, особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки познания мира, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У ребят моего класса небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы познания мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной казахстанской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Используемая литература:
Заявка
1. Шевченко Елена Владимировна 2. Силантьевская средняя школа, учитель начальных классов 1 категории 3. 8-7053291561 4. seleznei69@mail.ru5. Использование ИКТ на разных этапах урока 6. Тезисы