Формирование у младших школьников сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕВЯЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Проект
на тему
«Формирование у младших школьников сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья»
Выполнила:
Богданова Т.В.
р.п.Большие Вяземы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление…………..6
1.2. Условия, необходимые для формирования сознательного и ответственного отношения к здоровью младших школьников………………..9
1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни……………………………………………………………………………..15

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по формированию сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья у младших школьников
2.1 Исследования о состоянии здоровья среди младших школьников, педагогов, родителей…………………………………………………………….18
2.2.Основные направления педагогической деятельности по охране и укреплению здоровья младших школьников………………………………….23
Заключение………………………………………………………………….......28
Список литературы…………………………………………………………….30
Введение
ЗДОРОВЬЕ! Будь с нами! Знай! Друзья, Охваченные Радостью Оздоровления, - Великое Единение!
Будь с нами!
Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья, его физического и психического статуса, на котором закладываются основы здорового образа жизни, что представляет собой не столько состояние человека, сколько совокупность согласованно развивающихся процессов. Это приводит к необходимости уделять повышенное внимание состоянию здоровья детей начальной школы, что, в свою очередь, требует качественного изменения педагогической деятельности. Важным условием, обеспечивающим развитие и образование человека, является многообразие видов деятельности учителей. В связи с этим есть необходимость в стратегическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих здоровьеформирующий образовательный процесс начальной школы, включающий содержание, методы обучения, развития, а также способы отслеживания состояния здоровья и создания условий для его сохранения, укрепления и коррекции.
Анализ социальной обстановки в стране позволяет также сделать вывод, что последнее десятилетие проходит под знаком социальной дезадаптации молодежи, свидетельством чему является рост числа правонарушений среди школьников, уровня алкоголизации, наркотизации и числа суицидов. При этом печальной приметой является неуклонное снижение «возраста» названных проблем, то есть их возникновение на начальном этапе обучения.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии – науки о здоровье - является знание нормальной физиологии и, прежде всего, физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, учителей и.т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять и ценить здоровье.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
В России валеологии в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор».
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что должно способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Реализация в гимназии программ валеологического содержания, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся 1-4 классов.
Противоречия между традиционной официальной системой проведения валеологического воспитания в виде бесед о здоровом образе жизни, спортивном мероприятии, недостаточная осведомленность родителей в формировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать следующую недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему проекта: «Формирование у младших школьников сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья».
Целью проекта является - выявить условия работы педагогов по формированию сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья среди учащихся начальных классов.
Объект исследования - процесс работы педагогов с младшими школьниками.
Предмет исследования – работа педагогов с младшими школьниками педагога по формированию сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья.

Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу.
2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в гимназии.
3. Разработать внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
4. Разработать методические рекомендации для практических работников.
Гипотеза исследования: процесс формирования сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья среди учащихся начальных классов будет эффективным при условии, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей.
2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья среди учащихся начальных классов.
В данной работе применялись следующие методы педагогическогоисследования:
- изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы,
- анкетирование, беседы, опрос, тесты,
- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися.
Научная новизна исследования заключается в попытке установить,
разработать в условиях гимназии положение о здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся по формированию сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья.
Практической значимостью исследования является возможность
использования результатов данной работы учителями практиками, социальными педагогами, валеологами при работе в школах сельского социума по организации валеологической службы.

Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа жизни на здоровье детей
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.
Эффективность воспитания и обучения детей зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Ряд философов, психологов, ученых-медиков, педагогов пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле» – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием». «Оно не допускает нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем».
Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека:
«Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека
более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству».
Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
1.2 Условия, необходимые для формирования сознательного и ответственного отношения к охране и укреплению здоровья у младших школьников.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: 1) отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
2) оптимальный двигательный режим; 3) рациональное питание; 4) закаливание; 5) личная гигиена; 5) положительные эмоции.
Как считает С.В.Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ отразрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте, число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что дети начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (школьники не должны его видеть курящим).
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.
Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для школьника основная причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения школьников информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.
Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести в их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем ребенок пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
Следует подчеркнуть, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется
высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что
практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования ребята вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей. Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
На уроках физкультуры занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость, подвижные игры.
Перейдем к следующему фактору, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма детского организма, а также сохранение здоровья; является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени – главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.
Таким образом, в каждом доме, семье, науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции; обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечение детей к закаливанию служит пример родителей, отсюда понятна важность действенность пропаганды закаливания среди слоев населения.
Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за собой.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики
самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам. Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении и клубе.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,
нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к вредным привычкам. Она реализуется путем сбора информации о ребенке, изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучение влияния на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого ребенка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к вредным привычкам, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы. Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
Пятая функция – организаторская, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка.
Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая
обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и
предотвращает возможность появления рецидивов, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности,
нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.
Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай склонения к вредным привычкам.
В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств. Основным методом работы социального педагога по формированию сознательного и ответственного отношения к здоровью является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловой игры, экскурсии.
Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
В силу психологических особенностей возраста важно развивать дляшкольников коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес дети, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Таким образом, роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешную реализацию этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Глава 2. Социально – педагогическая деятельность по формированию сознательного и ответственного отношения к здоровью у младших школьников
2.1 Исследование об отношении к здоровью среди младших школьников, педагогов, родителей.
1. Социологический опрос «Отношение к своему здоровью».
Количество: 129 учащихся. По результатам анкетирования выявилось, что 36% детей имеют болезни дыхательной системой, 10% - страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 13% - пищеварительной системы; 11% заболевания связанные с нервной системой, 6,8% - болезнями опорно-двигательного аппарата; и всего 23,2% детей здоровы.
1. Приходилось ли вам идти в школу больным?
• 9,2% - да, часто; • 51% - да, редко; • 39,8% - нет.
2. Головные боли у вас?
• 24% - часто; • 29% - иногда; • 47% - редко.
3. Продолжительность прогулок на свежем воздухе?
• 25% - больше 3 часов; • 27% - не более 2 часов; • 28% - около часа.
4. Всегда ли вы ложитесь спать в определённое время?
• 43% - да, всегда; • 38% - да, часто; • 19% - нет.
5. Как часто в течение дня вы питаетесь?
• 53%- 3 раза и более; • 39% - 2 раза; • 8% - 1 раз.
Результаты подтверждают низкий уровень ценностного отношения к здоровью и демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью. Наибольшее влияние на состояние и отклонение к здоровью учащихся, оказывает семья с определенным образом жизни.
В конце учебного года с детьми первого класса проведен повторный
социологический опрос. Как же дети определяют понятие ЗОЖ?
- «Если хороший образ жизни, то и человек хороший».
- «Когда человек здоров - это хорошая жизнь, она радует»
- «Здоровье - это доброта, оно маленькое чудо».
- «Хорошее здоровье - это радость, смех, чистая природа»
- «Это хорошее отношение к своей жизни».
Ребята понимают, что их здоровье имеет ценность не только для него самого, но и для близких. Вот как они высказываются об этом:
- «Нездоровый образ жизни - плохо для всей семьи».
- «Я пропустил много уроков по болезни, потому что не занимаюсь зарядкой; это плохо для всех».
- «Мальчик у нас во дворе курит, и у него теперь астма, а его мама плачет».
- «У меня здоровые и мама, и папа, а я их огорчаю своими болями».
- «Когда я здоров, то делаю любую работу по дому и радую маму».
Правильное питание - один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Учащиеся третьего класса ОУ видят рацион питания так:
- «Надо соблюдать диету», «Надо есть необходимые организму продукты».
- «Нужно есть хорошо, но знать меру», «Надо есть овощи и фрукты».
- «Чтобы быть здоровым, надо есть много витаминов».
Итак, учащиеся считают, что они сами являются строителями своего здоровья, поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не иметь вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.
2. Социологический опрос педагогов, используя специальную анкету «Отношение к своему здоровью». Опрошены 25 педагогов.
Как показывают результаты проведенных исследований, состояние здоровья педагога нельзя признать удовлетворительным. По ряду позиций учителя демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью: 34% педагогов не занимаются физической зарядкой; 62% - не соблюдают режим дня и отдыха; 88% - хронически не досыпают; 82% - принимают лекарства без медицинских показаний, и только 17% - регулярно получают информацию по вопросам здоровья охраны и укрепления здоровья. По данным этого исследования, педагоги редко обращаются за медицинской помощью и продолжают свою профессиональную деятельность в случаях недомогания или болезни.
На вопрос: «Бывали ли случаи, что вам приходилось идти в школу с общим
недомоганием или болезнью?» - ответы распределились следующим образом: 72% - да, часто; 28% - да, редко; 0% - нет, не приходилось.
Распределение ответов на вопрос «Если вы заболеете, то, как поступите?» - подтверждает низкий уровень ценного отношения к здоровью; 76% - «выпью таблетку и пойду на урок»; 16% - «отведу уроки в этот день и пойду на больничный»; 8% - «сразу же пойду на больничный». Отношение к собственному здоровью полностью коррелирует с восприятием здоровья детей. Только 7% - знают диагнозы своих учеников, воспитанников; 62% - приблизительно осведомлены о характере заболевания; 31% -догадываются о болезни по внешним признакам. Радует, что 63% учителей применяют на своих уроках гимнастику для глаз и гимнастику для пальцев; 37% - упражнение для расслабления мышц спины и шеи.
ОУ ответственно за жизнь и охрану здоровья детей, формирование
валеологической культуры, а деятельность педагогов ОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса, и, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания.
3. Социологический опрос родителей: « Отношение к своему здоровью».
Опрошено 149 родителей. Анкетирование показало, что, хотя все родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья -
физического, психического и социального.
По результатам анкетирования выявилось, что 45% отцов и матерей не имеют никаких заболеваний, 3% родителей имеют болезни, связанные с нервной системой; 17% соответственно страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 18% пищеварительной системы, 5% болезнями опорно-двигательного аппарата.
На вопрос «Как вы оцениваете своё состояние здоровья?» - ответы
распределились следующим образом: 34% - родителей расценивают своё состояние здоровья как «хорошее», 49% - «удовлетворительное», 17% -соответственно «неудовлетворительное».
На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» - только 2% родителей дали исчерпывающий ответ, по мнению 58,3% - это просто отсутствие болезней, а 39,7% - не смогли ответить на этот вопрос. По мнению 42% родителей, болезни влияют на успехи в учёбе и работе, 10% - на психическое здоровье, 6% - на поведение, 11% - на взгляды, отношение к жизни и 31% - родителей ответили, что болезни влияют на все. Активная обращаемость
за медицинской помощью в случаях заболевания учащихся отмечалась лишь 54%. Более 32% семей обращаются к медицинским работникам только при тяжёлых заболеваниях ребёнка. А 4% родителей вообще не обратится к врачу, а займётся самолечением. У 29% родителей знания по профилактике основных болезней недостаточны. Практически у 59% семей отсутствует медицинская литература. Как показывает проведенное исследование, только 45% родителей занимаются физическими упражнениями. Отправляясь на работу или по магазинам, 41% родителей предпочитают идти пешком. Большинство родителей предпочитают пассивный отдых – активному. На вопрос «Чем бы занялись в свободное время?» - родители ответили, 52% - почитаю и посмотрю телевизор; 32% - займусь домашними делами; 16% - прогуляюсь. Таким образом, из анализа ответов выявилось, что больше половины родителей мало уделяют необходимое внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, и не могут быть созидателями их здоровья. Но, так как семья ответственна за состояние генетического, физического, психического и социального здоровья детей, то она создает материально-бытовые и гигиенические условия для нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно - образовательныевозможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому образу жизни влияют на состояние и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Главное же, чтобы слова родителей, их пример, а также оценки детского
поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребенка понятия, «что такое
хорошо» и «что такое плохо» как изначальное в выработке у него мотивов кздоровому образу жизни. Однако во многих семьях, к сожалению, они не совпадают. Вот что пишут дети второго класса ОУ:
- «Мама мало спит, много работает», «Мои родители не занимаются зарядкой», «Папа много курит в комнате», «Мама курит, а папа пьет много пива», «Родители не занимаются спортом», «От наркотиков умер мой дядя», «Родители мало гуляют, а вечерами смотрят телевизор»
Социально-педагогическая помощь семье, (совместно с психологом, классным руководителем, воспитателями) заключалась: в содействии формированию ЗОЖ семьи, положительного семейного микроклимата;
в обучении способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов; в гуманизации семейных отношений.
Выработали примерную тематику валеологического просвещения родителей учащихся: 1. Роль семьи в воспитании здорового школьника. Валеологическая культура приготовления домашних заданий. 2. Отдых ребенка в школе и дома. 3. Основы рационального питания. 4. Предупреждение детской нервозности. 5. Предупреждение детского травматизма. 6. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье. 7. Профилактика инфекционных болезней у школьников. 8. Личная гигиена младшего школьника. 9. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.
Стержнем всей работы является индивидуальный план оздоровления,
разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с
родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного
развития.
2.2.Основные направления педагогической деятельности по охране и укреплению здоровья школьников.
1. Оптимизация физического воспитания учащихся совместно с учителями
физической культуры:
· Расширение программы физического воспитания;
· Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
· Организация активного отдыха на переменах, прогулках и после уроков.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса совместно садминистрацией и педагогами: адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья группы детей, учёт их психофизиологических особенностей; улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование, питание).
3. Лечебно-профилактическая работа совместно с медперсоналом:
- контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, оборудование и т.д.)
- профилактика отклонений состояние здоровья (медосмотры, прививки, физиопроцедуры и др.)
4. Социально-психологическая поддержка (психолог): исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации; определение состояния психико-эмоционального и социального статуса
учащихся; групповая и индивидуальная работа с детьми группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей.
Назовем меры профилактической деятельности для младших школьников. Учащимся с отклонениями в нервной системе требуется уменьшение учебной нагрузки, и невротическое состояние и повышенная утомляемость проходят. Этим детям особенно важно выполнять правильный режим труда и отдыха, им необходимы сон достаточной продолжительности и прогулки на свежем воздухе. Школьникам с отклонениями в пищеварительной системе необходимы:
- оздоровительные мероприятия; психотерапия;
- прогулки; плавание; лечебная гимнастика;
- частое питание малыми дозами в спокойной обстановке;
- соблюдение рационального режима в школе и семье;
- сон и прогулки на свежем воздухе достаточной продолжительности.
Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно
организовывать режим дня, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку. Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания в школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:
- организовывать перемены на свежем воздухе;
- проветривать учебные и рекреационные помещения;
- проводить оздоровительные занятия физкультурой;
- не переполнять классы.
Укрепление здоровья и совершенствование физического развития организма в рамках школы осуществляется через следующие направления:
· Через уроки физкультуры (приобретение необходимых знаний, умений и навыков в области спортивной медицины, диетологии, гигиены; развитие физических качеств).
· Через работу спортивных секций (баскетбол, волейбол, футбол и т.д.).
· Через классные часы по ведению ЗОЖ с приглашением специалистов в области спорта, медицины, правоохранительных органов и др.
· Через использование на уроках здоровьеформирующих технологий.
· Через участие в федеральных, региональных, муниципальных проектах, конкурсах по пропаганде ЗОЖ.
- Через разработку и реализацию программы по профилактике вредных привычек.
· Через составления расписания учебных занятий и внеурочной деятельности обучающихся учётом требований и рекомендаций СанПиНа.
Основные направления здоровьеформирующей деятельности школы:
Воспитание культуры поведения: - гигиена тела; - культура питания;
- культура общения; - воспитание нравственности;
- умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- физкультурные досуги и развлечения; - дни здоровья;
- занятия в спортивных секциях; - обучение плаванию и праздники на воде;
- участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта; - встречи со спортсменами.
Учебно – воспитательная работа:
I. Обучение детей:
1. Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ): профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.) самомассаж;
- простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
2. Через здоровьеформирующие технологии процесса обучения и развития:
- физкультминутки; - проветривание и влажная уборка помещений;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью,
- наполняемость классов.
3. Специально организованная двигательная активность ребенка:
- занятия оздоровительной физкультурой; - подвижные игры;
- своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психологического здоровья детей:
- фитотерапия, ЛФК, массаж, психогимнастика, тренинги.
5. Массовые оздоровительные мероприятия:
- спортивные оздоровительные праздники,
- тематические праздники здоровья,
- выход на природу, экскурсии.
II. Работа по преемственности с дошкольными образовательнысми учреждениями: круглые столы по сотрудничеству; игры «Школьники и дошколята», спортивные мероприятия для ребят – дошколят.
III. Работа с педколлективом:
- обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения: - поиск новых форм и структур;
- осознание того, что уровень здоровья ребенка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя,
- творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
- знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
- способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности; - здоровье самого учителя.
Лечебно – профилактические и оздоровительные мероприятия:
- комплексное закаливание; - лечебная физкультура;
- укрепляющая фитотерапия; - контроль часто болеющих детей.
Оздоровительные мероприятия:
- отбор детей в оздоровительные группы; - профилактические прививки;
- физиопроцедуры; - профилактика близорукости у детей,
- гимнастика для глаз;
- соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у
первокласников; - строгое соблюдение норм СанПиНа;
- летняя оздоровительная компания;
- группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников.
Внедрение новых технологий:
- использование новых методик по физическому воспитанию;
- применение новых программ.
Работа с родителями:
- совместная систематическая работа ОУ и семьи;
- физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!»
- родительские собрания, беседы, лекции;
- дни открытых дверей;
- консультационная служба.
Заключение
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Поэтому, главная задача педагогической валеологии – создать в образовательном учреждении условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников и учащихся. Очевидно, что гимназия сможет успешно решить поставленную валеологией задачу при условии, если оно станет «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.
Таким образом, в гимназии разработана система мероприятий, направленных на создание условий для поддержания и укрепления здоровья младших школьников:
- поддержание благоприятного санитарно-гигиенического режима;
- обеспечение условий для получения качественного питания;
- проведение противоэпидемических мероприятий, своевременное выявление случаев инфекционных заболеваний, изоляция заболевших, карантинный режим для классного коллектива;
- профилактическая разъяснительная работа с целью предупреждения травматизма и инфекционных заболеваний;
- нормализация учебной нагрузки учащихся.
Наиболее значимыми для качества организации учебного процесса, его здоровьеформирующей направленности является:
- оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников;
- оценка организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.
Эффективность работы педагогов и психологов в области оздоровительной работы с детьми достигается путем учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого, путем совместной работы учителей, психологов и родителей.
Таким образом, применение здоровьеформирующих технологий даёт возможность:
· осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
· достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического
здоровья учителя и ученика;
· осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
· организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Педагоги школы уверены, что сохранение и укрепление здоровья младших школьников и создание здоровьеформирующего образовательного пространства - одно из условий качественной и эффективной подготовки учащихся, влияющие на сохранение здоровья будущего поколения страны. Современные ученики должны иметь мотивацию на здоровый образ жизни, владеть средствами и методами использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.
Список литературы
1. Байер Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях государственной поддержки детства. // Физическая культура. - 2008 - № 4. - С.15-21.
2. Гериш А.А. Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни // Внешкольник. - 2009. - № 1.- С. 52-53.
3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // Начальная школа.- 2005. - № 1.- С.91.
4. Кропоткин Д.Г. Здоровье - на качественно новый уровень. // Внешкольник. – 2008. - № 3.- С. 27.
5. Нежкина Н. Н. Охраняем здоровье учителя и ученика // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 209-131.
6. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста //Начальная школа.- 2006.- № 8. - С.90.
7. Проблемы здоровья, медицинского обслуживания, пропаганды здорового образа жизни. //Официальные документы в образовании. – 2009. -№ 17.- С.82.
8. Степанова М. В. Как сохранить и укрепить здоровье сельских школьников?/Народное образование. - 2008. - № 8. - С. 125-131.
9. Устинова Г.Н. Теоретико – методологические подходы к формированию у школьников культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни. //Внешкольник. Бюллетень. - 2009. - № 3. - С. 32-36.
10. Федоров А.И. Здоровье и поведение школьников.// Социально – педагогический мониторинг здоровья. - М.: 2004г.
11. Харисов Ф.Ф. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетная задача российского государства // Внешкольник. - 2008. - №1. - С. 32-36.
12. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Начальная школа.- 2006.-№ 8.- С.89.