Урок письма по прописи Илюхиной на тему: «Разделительный мягкий знак». УМК Планета Знаний


Конспект урока по русскому языку
Урок письма на тема: «Разделительный мягкий знак»
Класс: 1 Б
УМК «Планета Знаний»
Прописи ИлюхинойДата: 26.01.2015
Провела: Грачёва Е.С.
Проверила методист Карпова В.Е.
г. Подольск
2015
Цели: формировать навык правописания разделительного мягкого знака; формировать каллиграфический навык письма; отработать соединения ья, ью, ьеПознавательные УУД: Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Дополнять заданный элемент с целью получения буквы, рассматривая разные варианты дополнения.
Логические УУД: анализ при написании слов с разделительным мягким знаком; сравнение слов без разделительного мягкого и с разделительным; обобщение в правописании разделительного мягкого знака.
Коммуникативные УУД: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные УУД: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
самоконтроль при написании разделительного мягкого знака в словах.
Ход урока:
I. Орг.момент
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок
Мягкий знак — хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.
II. Актуализация знаний
Графический диктант строчных букв
1.«Качалочка», по крючку - до середины «ломаем секрет» смещаясь влево, наклонная, «качалочка», «крючок» до середины, «секрет», по «секрету» - наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.2. Наклонная, поднимаемся по ней до середины, «узелок», вправо вверх, с 1/3 сверху «ломаем секрет», по «секрету» - наклонная вниз, задерживаемся, поднимаемся и смыкаем элементы буквы.
3. с 1/3 снизу до 1/3 сверху – крючковая наклонная, «секрет», разворачиваем ручку, наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
4. Наклонная линия, крючковая до середины, «секрет», наклонная вниз, крючковая до середины.
Пропишите до конца строки в такой же последовательности.
III. Постановка проблемы.
Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращуМел, которым пишут в школе,В мель, опасную на море.Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай.Мягкий голос, мягкий шаг…Это буква - … (мягкий знак)
Откройте тетрадочку, запишите слова: день, пеньки, семья
Какое слово вызвало у вас трудности? (семья)
Какой здесь ь знак? Какая его работа? (разделительный, разделяет согласную и гласные я, ю, е, ё, и)
Тема урока? (разделительный мягкий знак)
Цели урока? (научиться писать разделительный мягкий знак перед звуком Й в сочетаниях в буквах я, ю, е, ё)
Сегодня мы будем работать над мягким разделительным знаком.
Давайте вспомним, что вы знаете о мягком знаке. (показатель мягкости согласного, - Согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак или буквы И,Е,Я, мягкий знак не обозначает звука.)
IV. Усвоение новых знаний
Открываем прописи, прописываем соединения ья, ью, ьиПрочитаем пары слов: лист – листья.
Чем схожи эти слова? Чем различаются? (лист один, листья - много).
Слово листья, почему здесь есть мягкий знак? (после мягкого согласного слышится звук й)
Запишем слово листья. Обозначим признаки написания разделительного ь знака. Какие? (Мягкий согласный звук после него мягкий согласный й и гласные а, о, у, э). Ставим точки зелёным карандашом под согласной обозначающей звук Т’ и точки зелёную и красную под буквой Я обозначающей два звука Й’А.
Подбираем слова во множественном числе: Крыло, брат. (крылья, братья)
Проверьте себя, найдите признаки наличия разделительного мягкого знака. Обозначьте цветом.
V. Гимнастика для пальцев.
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, а сейчас мы отдохнём и опять писать начнём.
.1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистями вправо, а затем влево. 10–20 раз в каждую сторону.
2. Сгибать и разгибать кисти рук вверх-вниз.
3. На «раз» — с силой сжать пальцы в кулак, на «два» — растопырить их в стороны.
4. Выпрямить пальцы, большой отвести в сторону и выполнить им круговые движения сначала вправо,а затем влево.
Зарядка для глаз.
1. Вверх глазами, вниз, вправо, влево
2. Круг перед глазами, квадрат.
3. Ленивые восьмёрки с руками.
VI. Продолжение работы в прописи.
Разбираются пары слов, в которых разделительный ь пишется после согласных перед буквами ё и и: пей- пьёт, лей-льёт, вей-вьёт, соловей-соловьи.
Проверьте себя, подчеркните в словах разделительный ь знак.
Прочитаем слова. На какие группы можно их разделить? (мягкий знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак).
Запишите на первую строку с мягким знаком показателем мягкости (семь, соль)
На вторую строку с разделительным мягким знаком. (рысью, льёт, колья, польёт).
VII. Физкультминутка
«Хомка»
VIII. Работа в вариативной части
Восстановим имена. (Аксинья, Наталья, Марья, Ульяна, Федосья, Соловьёв)
IX. Самостоятельная дифференцированная работа.
Выберите для себя задание по уровню .Жёлтый
Запиши слова в тетрадь. Подчеркни разделительный мягкий знак.
Ульяна, семья, стулья, листья, братья
Зелёный
Запиши ответ на вопрос в тетрадь
Папа, мама, я – вместе дружная __________________
Они осенью опадают с деревьев ____________________
Маленькие коричневые птички ___________________
Он писал стихи для Мальвины _____________________
Красный.
Исправь допущенные ошибки, допиши 2 слова на эту же ошибку. Проверь себя
Ружё, стуля, варене, крыляX. Подведение итогов урока.
Рефлексия
- С какой буквой работали?
- Какую работу ь знака разбирали?
Что было трудно?
Как вы считаете, справились ли вы с темой урока? Достигли целей урока?
Дополни фразу:
Я узнал _______________
Научился ________
Овладел ______________
Нужно поработать с __________________