Методика обучения чтению на английском языке младших школьников


Методика обучения чтению на английском языке младших школьников
«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.
Моя профессия и моя страсть…
вы даже не представляете, как
интересно взять человека,
наделить его новой речью и с
помощью этой речи сделать его совершенно иным»
Бернард Шоу
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
Обучение технике чтения вслух на ИЯ является и целью и средством обучения чтению.
Анализ программы начальной школы по иностранному языку показал, что во 2 классе обучение чтению на ИЯ начинается с изучения звуков, с установления звукобуквенных соответствий и знакомства с буквосочетаниями. Здесь необходимо уделить особое внимание технике чтения вслух. Учащиеся учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, предложения. Параллельно вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний.
В 3-4 классах проходит интенсивное изучение правил чтения и вводятся все знаки транскрипции. Продолжается отработка техники чтения, обращается внимание на ударение, паузы, мелодику предложений.
По завершении начальной школы, в соответствии с государственным стандартом образования, учащиеся должны: читать вслух небольшие тексты, содержащие изученный языковой материал; соблюдать правила ударения в словах и фразах, правильную интонацию; читать «про себя» и понимать небольшие тексты( содержащие только изученный языковой материал), а также несложные тексты, содержащие отдельные новые слова; находить в тексте необходимую информацию.
В зависимости от того, какой путь обучения чтению выбирают авторы УМК и учитель зависит успешность всего процесса чтения. Так, авторы УМК «Spotlight» во 2 классе, знакомят учащихся с алфавитом нетрадиционным способом - не от буквы к звуку- а наоборот, от звука – к букве. Для каждого звука дана картинка, иллюстрирующая слово, в котором этот звук встречается. Обучение чтению в УМК происходит на основе метода «whole- word reading», основанного на обучении звукобуквенных соответствий. Этот метод предполагает одновременную работу по обучению лексики и обучению чтения. Сначала учащиеся прослушивают слово и соотносят его с картинкой или предметом, произнося его вслед за диктором или учителем, затем выученное слово соотносится с его буквенным образом. Вследствие чего, слово запоминается с опорой на слух и зрение. В 3 и 4 классах происходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция.
Опыт работы некоторых учителей доказывает эффективность данного подхода в изучении чтения. Однако, мой собственный опыт позволил мне выработать определенный подход – творческий - к процессу обучения чтению.
При обучении чтению на ИЯ на начальном этапе важно привить интерес к чтению. Потребность в чтении на ИЯ будет обеспечена только тогда, когда содержание предполагаемых текстов будет соответствовать их познавательному и эмоциональному запросам. Обучение чтению во 2 классе по УМК «Spotlight» происходит фактически с 6 урока: 3 урока дается на изучение алфавита, 2- на изучение некоторых буквосочетаний. Заканчивается изучение алфавита разучиванием песенки «ABC song». В связи с быстрым обучением учащиеся уже на начальном этапе сталкиваются с рядом трудностей, основными из которых являются:
Несоответствие букв, например, когда некоторые буквы (например, A,B,C,E,H,O,P,Y,X) имеют место в обоих языках, но читаются по-разному, по-разному, представляя особую трудность; остальные являются совершенно новыми;
Нет крепкой сформированной базы на русском языке, что затрудняет овладение навыками чтения на ИЯ;
Отсутствие системы оценивания в I полугодии;
Недостаточное количество времени, отводимое на закрепление языкового материала.
Для решения некоторых проблем в своей работе использую творческий метод. Для того, чтобы закрепить буквы, мы с учениками 2 класса создали свои книги «Funny letters», основанные на рисунках. Учащиеся нарисовали предмет, в котором присутствует определенная буква алфавита, и презентовали ее в классе. Учащиеся показали её сходство с буквой русского алфавита и объяснили их различия. Для решения проблемы, связанной с выборкой текстов я предложила учащимся воспользоваться дополнительным материалом книжки-малышки, ведь ученик будет читать по-английски только в том случае, если для него этот текст является интересным и доставляет удовольствие. Книжки-малышки очень практичны, их можно раскрасить, повторить основные правила чтения. Например, для повторения правил, связанных с чтением буквы «Uu», мы используем книжку «Dug». В ней много слов для отработки этого правила. В конце каждой книжки есть лексический минимум, который облегчил нам процесс перевода и запоминания новых слов.
С учащимся мы собираем наиболее важный материал, систематизируем его и активно используем на практике. Например, для запоминания буквосочетаний, мы решили их рисовать, например: sh - -змея.в 3 классе мы изготовили волшебную палочку «S», для образования множественного числа.
На начальном этапе хорошо зарекомендовали себя карточки с картинками, которые помогают усвоить буквы, практиковать чтение. Также они расширяют лексический запас и способствуют запоминанию графического образа слова.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самым эффективным, конечно же, является игра. В своей работе я часто использую таблицы-памятки. Цель такой игры: закрепить правила чтения.
В заключение подчеркнем, что в процессе овладения навыками чтения на ИЯ необходимо преодолеть массу трудностей. Для этого учителю следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся происходит накопление и расширение лексического словаря, как базы для успешного овладения чтением.
References
Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 1241, от 22.09.2011 № 2357) http://минобрнауки.рф
Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы. http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=25798